МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Васяева А.Н. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь человека – это непрерывный процесс обучения, познания окружающего мира. Начальная школа – важнейшая ступень в развитии ребенка, которая наставляет юного ученика на путь знаний, раскрывает ему двери в науку.

Известно, что результат обучения напрямую зависит от деятельности педагога, от методов его работы. В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верной постановки проверки знаний зависит успех процесса обучения. Часть педагогического мастерства: знать, чувствовать, понимают ли обучаемые материал. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить ученика на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день существует множество разнообразных методов контроля знаний младших школьников, но нет единого, универсального способа проверки успеваемости, который позволял бы в полной мере определить пробелы в знаниях учеников.

Цель работы – изучить наиболее часто используемые методы контроля знаний в обучении младших школьников.

Объект исследования – процесс контроля знаний младших школьников.

Предмет исследования – методы контроля в процессе обучения младших школьников.

Гипотеза исследования – контроль как учебное действие осуществляется не только как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, но и как способ диагностики деятельности учителя, его профессиональности и компетентности как педагога.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

  2. Выявить особенности педагогического контроля и оценки знаний в процессе обучения младших школьников.

  3. Охарактеризовать методы контроля обучения и диагностики знаний в начальных классах.

  4. Изучить опыт работы учителей начальных классов.

В процессе обучения учителя в различных сочетаниях используют методы:

1) устного,

2) письменного,

3) практического (лабораторного),

4) машинного контроля

5) самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля – выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений).

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физического воспитания, математики. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках – с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим. Следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе – велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Наиболее легким и эффективным методом контроля в обучении младших школьников является тестирование. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

– быстрота поверки выполненной работы;

– оценка достаточно большого количества учащихся;

– возможность проверки теоретического материала;

– проверка большого объема материала малыми порциями;

– объективность оценки результатов выполненной работы.

Дидактическим стержнем современного урока в условиях ФГОС является деятельность самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает личность – напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Что такое тест? В переводе с английского – испытание, проба, исследование.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.

Достоинство тестовой проверки – в скорости и объективности.

Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения, деятельность учащегося и результат может быть только вероятным. К недостаткам также можно отнести возможность угадывания.

Дети лучше усваивают учебный материал, если сами составляют по материалу тесты, которые выполняются в качестве домашнего задания по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, внеклассному чтению, по культуре Башкортостана.

Выделяют разные виды тестов: тест – соответствие, тест с пробелами, тест – дополнение, выборочный тест, альтернативный тест, тест, требующий расположения по порядку. Многие тесты детей сопровождаются рисунками. На уроке дети используют тесты в качестве проверки домашнего задания у соседа по парте. Самые лучшие тесты оцениваются и выставляется отметка по предмету. Все тесты подписываются и сопровождаются ответами.

Назначение тестов – не столько контроль и оценка знаний и практических умений младших школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем у учащихся по работе с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знаний правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д.

Тестовые задания могут быть следующих типов:

Задания закрытого типа с выбором ответа

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех – четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяются несколько видов заданий данного типа:

1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Примеры:

*Перед тобой оглавление детской энциклопедии. В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрел радио?

А) Земля и Вселенная, В) история открытий,

Б) страны и народы, Г) живая природа.

*Реши задачу:

В мастерской работает 646 человек, из них 287 мужчин. Сколько женщин работает в мастерской?

а) 469; б)359; в)369.

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

Примеры:

*основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

А) крылья; Б) чешуя;

В) три пары ног; Г) нос.

* выбери и подчеркни правильный ответ. Тип склонения существительных определяют:

А) по роду существительного;

Б) по окончанию существительного в начальной форме;

В) по роду существительного и его окончанию в начальной форме.

3. Задания на определение понятия.

* Глагол – это часть речи, которая обозначает…

А) признак; Б) действие; В) предмет; Г) явление природы.

4. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.

Примеры:

*Какую функцию не выполняют листья растений?

А) дыхания; Б) образования питательных веществ; В) опорную.

* Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии?

А) Какие растения есть в пустыне?

Б) Кто автор первого Букваря?

В) Какие события произойдут в 2081 году?

* На какое число нельзя разделить число 3001:

а) 2; б) 3; в) 0; г) ½.

5. Задания на определение главного признака.

Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.

Пример:

*отметь признак, являющийся главным для плода растения:

А) круглый; Б) полезный; В) имеет семена; Г) съедобный.

Задания для установления соответствия

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.

Примеры:

*определи соответствия:

песец лес

белка степь

лиса тундра

суслик пустыня

рысь лемминг

Задания на установление логической последовательности

Примеры:

* Допиши цепь питания:

__________ водомерка ________ цапля.

Задания открытого типа

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.

Примеры:

*Вспомни, какие органы образуются на стебле. Напиши недостающие слова.

На стебле растения образуются..., на их месте образуются…, а в них….

*Дополни высказывания.

– предложения, в которых одна грамматическая основа…

– предложения, в которых две грамматические основы, называются…

– чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо…большего…меньшее.

Задания свободной формы

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Примеры:

*В предоставленном перечне слов зачеркни лишнее:

Суффикс, прилагательное, приставка, корень, окончание.

*Найди лишнее:

Тигр, волк, заяц, лиса, пантера, белый медведь.

Комбинированные тестовые задания

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Примеры:

* как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных; б) как удобрение, в) как топливо.

* выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:

А) изготовление мебели; д) использование речи в общении;

Б) изготовление одежды; е) изобретение компьютера;

В) изготовление орудий труда; ж) жизнь в домах;

Г) изобретение транспорта.

Тесты, составленные в необычной (возможно, шуточной) форме

Примеры:

* грибница – это…

а) девочка, собирающая грибы; б) суп из грибов; в) тело гриба;

г) время сбора грибов.

* Прилагательное – это…

а) инструкция к действию; б) часть речи; в) запасная часть для телевизора.

Тестовые задания – «Ловушки»

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Для осуществления индивидуального подхода учитель может дифференцировать тестовые задания по уровню сложности. Учитель может использовать задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения; задания более сложные на 2 – 4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях. Данные задания соответствуют базовому уровню подготовки учащихся.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестирование является одним из наиболее результативных методов контроля знаний учащихся начальных классов. Он охватывает широкий спектр полученного школьниками материала, легок при диагностике уровня подготовки учеников, а так же является наиболее интересным методом контроля для самих детей, так как насыщен разнообразнообразными формами опроса.

Список литературы

1) Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 342с.

2) Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. № 6. – С. 5 –14.

3) Зайченко И.В. Педагогика // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Рукопись). – Чернигов: Образование Украины, 2002. – 528с.

4) Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика // Сайт Красноярского государственного аграрного университета. – 2008. URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/11_01.html ( дата обращения: 16.10. 2014).

5) Муртазина З.Д. Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – 2013. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/29/ispolzovanie-testirovaniya-v-nachalnoy-shkole-kak-sposob ( дата обращения 20.10. 2014).

6) Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. 1999. № 7. – С. 77 –79.

7) Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2014. – 576с.

Просмотров работы: 11859