ИНФОРМАЦИОННЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Усманова Э.Ф. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Стерлитамак, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически должен быть готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это определяет актуальность темы исследования

Проблема широкого применения современных информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические – Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические – В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей про-фессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высоко и эффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Информационные (компьютерные) технологии в начальных классах».

Цель исследования заключается в изучении влияния современных информационных (компьютерных) технологий на учебную деятельность младших школьников.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование современных информационных (компьютерных) технологий на уроках в начальной школе.

Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов будет эффективнее, если в начальной школе используются информационные (компьютерные) технологии.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования;

2. рассмотреть сущность понятия «информационные технологии», их классификации;

3. выявить роль компьютерной игры в развитии познавательной деятельности младших школьников;

4. охарактеризовать информационную компетентность у младших школьников.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно- аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера [Григорьев, 2010, с. 321].

К информационно-коммуникационным технологиям относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к информационно-коммуникационным технологиям относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи [Коджаспирова, 2000, с. 176].

Одним из ярких компонентов среды, в которой растет современный ребенок, являются так называемые информационные технологии. Это слово употребляется как аналог термина СМИ – средство массовой коммуникации (компьютерные системы, телевидение, радио печать и т. п.). И как бы ни был мал ребенок, все эти средства почти ежедневно присутствуют в его жизни, оказывают большое внимание на формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и эстетически. Анализ исследований в этой области свидетельствует о том, что изучение современных медиа-средств детьми не только формирует у них представления о функционировании и роли средств массовой коммуникации в нашей жизни, но и является уникальным средством развития самого ребенка. В процессе работы с медиатекстом (фильмом, телепередачей) активизируются многие навыки и умения, полученные детьми на занятиях другими видами искусства, развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово. Все это дает нам возможность сделать вывод том, что медиообразование учащихся позволяет не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать медиакультуру учащихся. Также Л.М. Баженова в своей статье подчеркивает, что человек, вступая в компьютеризированный мир должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен преодолевать психический барьер болезни компьютера. Для решения этой задачи возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Используемые программы должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. Компьютер затронет все сферы личностного развития ребенка, когда у него будет заложена программа, соответствующая методам и приемам каждого конкретного педагога. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств [Баженова, 2002, с. 50].

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по разным дисциплинам, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа – современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества существенно влияет на ускорение развития науки. Новые информационно-технические средства обучения (НИТО) в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности [Пащенков, 2005, с. 69-74].

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения.

Компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [Захарова, 2003, c. 30].

Кроме того, компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютерных игр здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели [Глушков, 1982, c. 17].

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10-15 секунд появится следующее задание.

Компьютерные игры способствуют формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ ЭВМ [Асмолов, 2010, c. 152].

Благодаря взаимосвязи разных видов игр, в том числе и компьютерных, ребенок овладевает умением самостоятельно и инициативно решать игровые задачи, постепенно усложняющиеся по способу управления, содержанию знаний, степени обобщенности действий, поднимаясь в своем развитии на более высокий уровень.

Компьютерные игры имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению, если за одним компьютером одновременно играют два - три ребенка.

Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности.

Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми. Они открывают путь к осознанию своей деятельности.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также, как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Задача учителя сегодня – попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Таким образом, для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача) [Савченко, 2006, с. 53].

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Учитель начальных классов должен владеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной офисных приложениях, в частности, текстовом редакторе Word, который представляет собой программу обработки текста. Граф-ический редактор Paint представляет собой стандартную компьютерную программу, предназначенную для создания и редактирования изображений, и является одним из инструментов компьютерного моделирования. Наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого проекта позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы). Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации учащиеся могут создавать с помощью программы PowerPoint.

Из вышеизложенного можно делать вывод о том, что информационные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения начальной школы. Именно в этом случае информационные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности изучения всех учебных дисциплин в младших классах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

  2. Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников //Начальная школа. –2002. –№5. – С. 50–54.

  3. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. – М.: Наука, 1982. – 552 с.

  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010. – 321 с.

  5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 176с

  7. Пащенко Е.В., Чернышова Н.С. О применении программно-методических комплексов серии «Школьный наставник» // Начальная школа. – 2005 . – №5. – С. 69–74.

  8. Савченко Е.М. Использование компьютера на уроках математики // Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 56 – 57.

Просмотров работы: 5001