ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фасхутдинова Р.Ф. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Стерлитамак, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-педагогический аспект развития подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с возможностями коллективного воспитания. Актуальность данной проблемы не теряет своего значения и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане коллективного воспитания является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, обучающихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Цель исследования – раскрыть возможности коллективного воспитания в младшем школьном возрасте.

Объект исследования – воспитательный процесс младших школьников.

Предмет исследования – коллективная форма организации воспитательного процесса в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: мы предполагаем, что участие младшего школьника в коллективной творческой деятельности будет оказывать положительное воздействие на его воспитание если: учитываются психолого-педагогические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста; выполняются педагогические требования к организации творческой деятельности; если содержание коллективно-творческой деятельности будет актуальным для учащихся и направлено на воспитание нравственных качеств личности младшего школьника (доброта, справедливость, отзывчивость, взаимопомощь).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в коллективе.

2. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть роль воздействия коллектива на личность младшего школьника.

4. Изучить педагогический опыт И.П. Иванова по формированию взаимодействия учащихся в коллективе.

Слово коллектив происходит от латинского – collectivus (собирательный) и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи [Смирнов, 1999, с. 383].

Коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции [Агеев, 1983, с. 36].

На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, – все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

В настоящее время сложился другой подход (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И. Новикова выделяет:

1) стадию сплочения коллектива;

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;

3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

М.И. Станкин выявил, что коллектив в своем формировании проходит четыре стадии.

Номинальная стадия – это этап формирования целостности коллектива. На первой стадии педагог действует авторитарно. Все распоряжения, указания отдает сам. Знакомит учащихся с задачами, целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятельности. Особое внимание следует обратить на контроль, формируя ответственное отношение к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные учащиеся вовлекаются в актив.

Стадия ассоциации – уже можно опираться на более или менее сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени преподавателя, администрации, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива постепенно становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.

Стадия кооперации – еще более укрепляется общественное мнение. Его основная функция – формирующая. На этой стадии предлагается регулярно организовывать ситуации «сопереживания», «непринужденной принудительности», «свободного выбора», «морального творчества». Играя определенную роль в той или иной ситуации, учащиеся испытывают чувство сострадания, сопереживания, активизирующие психику. Меняется тактика классного руководителя, теперь он действует через актив, что не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Стадия автоматизации – коллектив обособляется от других коллективов. Здесь целесообразно организовывать дружеские встречи с параллельными классами, младшими, старшими. Провести с ними совместное мероприятие. Педагог действует через актив, который поддерживается всеми учащимися. Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требования, только после этого группа учащихся становится коллективом в полном смысле этого слова [Станкин, 2012, с. 319].

Вопросами воспитательного потенциала коллектива, его признаками, условиями способствующими сплочению коллектива занимались многие педагоги – Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова. И.П. Иванов, Л.И. Новикова и другие.

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений.

В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка.

Для того, чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость «взывать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

В работе изучены истории и традиции коллективистского воспитания младших школьников; понятие коллектива, его функции, структура, стадии развития коллектива; воздействие коллектива на личность младшего школьника; изучение педагогического опыта И.П.Иванова по формированию взаимодействия учащихся в коллективе.

Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь – включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции – подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов – от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов.

Как мы уже поняли, что по составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч. По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные. В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности. По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик.

Социальная структура коллектива – это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели. Социальная структура коллектива – это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач. В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально - производственная, демографическая, национальная, социально - психологическая и др.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010 – с. 116.

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013 – с. 136.

3. Ильин Г.Л. Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – М.: Просвещение, 2007 – с. 321.

4. Караковский В. Воспитательная работа в школе // КТД «Памятник Букве Е» – М.: Владос, 2008 – №1 – с. 103 – 106.

5. Кашкаров С.Н. Заместитель директора школы по воспитательной работе – М.: Просвещение, 2007 – №3 – с. 103.

6. Лизинский В.М. Классный руководитель // Коллективные творческие дела. – М.: Владос, 2007 – №8 – с. 112 – 113.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008 – с. 95.

8. Станкин М.И. Искусство управления коллективом: отечественные и зарубежные технологии: практический подход к управлению коллективами. – М.: Книжный мир, 2012 – с. 319.

9. Тишина Е. Воспитательная работа в школе // Общение в коллективном деле. – М.: Просвещение, 2008 – №1 – с. 119.

10

Просмотров работы: 3335