КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Стешина Н.А. 1, Головнева Е.В. 1
1СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время подготавливается образованием для встречи с собственным "Я". Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.

Вопрос о коллективной форме организации учебных занятий и о коллективном способе обучения в последние годы все чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос – один из главных, волнующих современную педагогическую общественность.

Интерес к коллективной форме обучения и к коллективному способу обучения вызван тем, что возникла настоятельная необходимость переосмыслить формы организации урока и классно-урочной деятельности. Личностно-ориентированное обучение предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и индивидуальной работой. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.

Целью исследования является рассмотрение коллективных форм и способов обучения и выявление их влияния на уровень обученности и сплоченности коллектива младших школьников.

Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе.

Предметом исследования являются наиболее эффективные виды коллективных способов обучения и коллективных форм обучения младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучение, анализ педагогической и методической литературы.

2. Выявление сущности и специфики коллективных форм обучения.

3. Характеристика коллективных способов и форм обучения младших школьников.

4. Определение степени влияния коллективных форм обучения и коллективных способов обучения на развитие обученности и сплоченности младших школьников.

Гипотеза исследования: Коллективные способы и формы обучения расширяют возможности ребенка для усвоения программного материала, овышают эффективность организации процесса обучения младших школьников и улучшают межличностные отношения учащихся, увеличивая сплоченность классного коллектива.

Коллективный способ обучения – это форма сотрудничества, где взаимодействие идет в парах сменного состава или микрогруппах.

Каждый ученик класса в течение занятий выполняет функции и ученика и учителя. Структурной единицей такой формы организации является общение учащихся в парах смешанного состава, которые в процессе урока меняются. Следует сказать, что общение в КСО является доминирующим механизмом взаимодействия и по времени, и по содержанию. Ближайшая цель каждого участника занятий – научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. Каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим ученикам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения вопросом. В результате каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и успехи товарищей по учебной работе. В технике КСО происходит полное совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю другого, тем больше и лучше я знаю сам. Основная задача педагога –организация и руководство процессом КСО [Золотова, 1989, с. 34-35].

Коллективные способы обучения делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность, формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве, включают каждого ученика в активную работу на весь урок, создают условия живого общения, дают возможность беседовать, поправлять и оценивать детей, также дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени урока [Дьяченко, 1998, с. 17-24].

Наблюдения в период педагогической практики показали, что учащимся очень нравятся коллективные формы работы. Ведь на уроках можно и нужно делать то, что на обычных уроках делать не разрешается: двигаться, говорить, подсказывать и слушать подсказки. В диалоговом режиме дети учатся помогать и обращаться за помощью друг другу, что очень важно в учебном процессе. Это поддерживает интерес к уроку, вызывает желание учиться.

К основным организационным формам обучения относятся:

1. Индивидуальная. Образующий вид общения - опосредованное общение.

2. Парная. Общение в парах постоянного состава.

3. Групповая. Общение в группе.

4. Коллективная. Общение в парах сменного состава.

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения. Способы обучения – это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей.

Исторический и практический интерес представляют следующие способы обучения:

Индивидуальный способ обучения организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая – парная организационная форма.

Групповой способ обученияорганизуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая – групповая организационная форма.

Коллективный способ обучениявключает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая коллективная организационная форма [Дьяченко, 2001, с. 496].

Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы коллективных способов обучения разработаны В.К. Дьяченко.

Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены следующие восемь принципов:

1. Принцип завершенности. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт и теми, кто их приобретает. Можно считать, что обучение осуществилось, если знания и умения обучаемым усвоены, и тот, кто был учеником, может уже без чьей - либо помощи обучать всему тому, чему его научили другие, при этом ничего не теряя и не искажая.

2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завешенным тогда, когда ученик имеет возможность каждую новую тему излагать своим товарищам столько раз, сколько необходимо для ее глубокого и прочного усвоения. «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Ведь чрезвычайно правильно известное положение «Кто учит других, учится сам» – не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» – так излагает Коменский величайшую педагогическую мудрость.

3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Традиционный учебный процесс строился на индивидуалистической основе, каждый отвечал только за себя, за свою подготовку. В КСО действует иной принцип: один учит всех и все одного, и таким образом ученики взаимно помогают друг другу добиться успеха в освоении учебного материала.

4. Принцип разновозрастности состава образовательного коллектива. Взаимообучение и сотрудничество учащихся одного уровня и одного возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Наибольшими образовательными возможностями обладает разновозрастный коллектив.

5. Принцип обучения в соответствии со способностями. Систематическое «сдерживание» развития способностей наиболее одаренных и трудолюбивых ведет к притуплению этих способностей и потере интереса к учению. За рубежом и у нас в стране наблюдается стремление индивидуализировать обучение, предоставить возможность каждому ученику продвигаться вперед при изучении учебного материала «своим темпом» независимо от темпа работы других учащихся. Это труднореализуемая и достаточно дорогостоящая задача.

6. Принцип разнообразия тем или распределения учебных заданий. При коллективной работе распределение тем, функций, обязанностей является важнейшим и необходимым условием для обмена знаниями.

7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. При коллективных занятиях выполнение учительских функций становится нормой деятельности, постоянной обязанностью. Чтобы каждый мог обучать и воспитывать своих товарищей, необходимо развитие и учащихся педагогического мастерства. Развитие педагогического мастерства происходит под руководством профессионального педагога во время ежедневной обучающей деятельности каждого учащегося.

8. Принцип интернационализации процесса обучения (многоязыковой основы обучения). Одним из важных шагов в развитии системы современного образования является построение учебного процесса сначала на двуязыковой, а затем и на многоязыковой основе при разнонациональном составе учащихся [Дьяченко, 1991, с. 192].

Коллективная форма работы –учебные занятия в парах сменного состава направлена на выработку таких важных умений, как:

1) самостоятельно изучать литературу;

2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы;

3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);

4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

5) обладать хорошими знаниями;

6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [Золотова, 1989, с. 34-35].

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Урок – это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.

В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты [Лебединцев, 2005, с. 108].

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Кроме выше перечисленных форм, В.К. Дьяченко относит к ним и коллективную форму организации учебного процесса.

Коллективное обучение – это только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава [Дьяченко, 1989, с. 156].

Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах [Кудрявцева, 1990, с. 47-53]. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных классах чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения [Левин, 2005, с. 60].

Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса. Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща [Подласый, 2000, c. 125].

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, которые коллективно выполняют определенное значение. Работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других. Ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с другими учащимися, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа. Он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью, и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействие самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности [Васильченко, 1993, с. 57-59].

При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, разработка специальных заданий, обучение детей новому для них виду сотрудничества. Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки. Урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, но носят разнообразный, часто индивидуальный характер (индивидуальные карточки - задания), это снижает возможность перегрузки учащихся. Урок, благодаря старанию учителя, богат по содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель ставится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности, которая является основным направлением развивающего обучения. Необходимо подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях, а для этого необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения:

а) анализ сложившейся ситуации и выводы относительно этой ситуации;

б) видение разных функций одного и того же объекта;

в) устанавливание связи данного объекта с другими;

г) выделение в них существенных признаков.

Для того, чтобы сформировать умения с большим развивающим эффектом, необходима постановка учителем нестандартных учебных задач, и при этом организация коллективного поиска (процесс познания идет «от учеников») [Дьяченко, 1990, с. 4-7].

Использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной базе // Начальная школа. – 1993. – №4. – С. 5759.

2. Дьяченко В.К. Новая дидактика – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.

4. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. – №1. – С. 1724.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение 1991. – 192 с.

6. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. – 1990. – №1. – С. 47.

7. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. – №1011. – С. 3435.

8. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах неизменного состава // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 4753.

9. Левин Э. Метод индивидуально-группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. – 2005. – №9. – С. 5864.

10. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. – 2005. – №4. – С. 102112.

11. Подласый И.П. Педагогика 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 125 с.

12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – 230 с.

11

Просмотров работы: 19426