РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Швагрун Г.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Современные условия усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих специалистах, способных самостоятельно выдвигать и решать многообразные задачи в нестандартных условиях. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, социальный работник должен активизировать свой творческий потенциал, а так же суметь помочь клиенту раскрыть свои способности, направить их на решение возникшей проблемы.

В настоящее время востребован творческий, интеллектуально развитый человек, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем.

Основная цель исследования – изучить специфику развития креативности в профессионально-личностном становлении специалистов по социальной работе.

Креативность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность («творчество») означает, прежде всего, особый склад ума, особое качество умственных процессов. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности.

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [3, c.103].

Е. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения [4, c.431].

В социальной работе творческий (креативный) процесс предусматривает создание новых идей, способов и технологий работы с различными социальными объектами. В задачи специалистов социальных служб входит решение не только повседневных, неотложных проблем клиентов, но и проблем, связанных с риском возникновения социальных патологий.

Важность и значимость использования творчества в социальной работе приводят нас к необходимости выделения в составе профессиональной компетентности социального работника творческого компонента и выявлению психологических условий его развития.

Творческий компонент в профессиональной компетенции социального работника представляет собой системное образование. Специалист в области социальной работы принимает мобильные решения с учетом специфики конкретных проблем клиентов, разрабатывает новые методы работы, строит точные прогнозы относительно динамики и качества изменений проблемных ситуаций клиентов, представляет свежие идеи, что достигается за счет соотношения и взаимодействия определенных элементов, составляющих данный компонент.

К ним относятся: когнитивный, эмоционально-ценностный, саморегуляционный, операциональный и мотивационно-энергетический элементы, а также собственно творческие задатки и способности.

Для целенаправленного создания психологических условий, способствующих формированию, развитию и актуализации творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника (как во время обучения в образовательных учреждениях, так и в период осуществления профессиональной деятельности в соответствующих организациях), необходимо выявить такие условия для всех его элементов, опираясь на знания их особенностей и специфики функционирования.

Когнитивный элемент включает в себя совокупность знаний и представлений специалиста по социальной работе (общая эрудиция, приобретенные в ходе учебы и практики знания о профессии и профессиональных тонкостях в социальной работе, о смежных профессиональных областях, воссозданные на основе предыдущего опыта представления о проблемных ситуациях нуждающихся в помощи граждан, возможных способах и методах решения поставленных задач, и др.) и является интеллектуальным звеном в данном творческом компоненте.

Сущность эмоционально-ценностного элемента творческого компонента проявляется в том, что эмоции служат сигнализаторами смысла творческой деятельности, ориентируют избирательность поведения, побуждают к действиям и сопровождают весь процесс творческого решения поставленной перед социальным работником задачи, а наличие ценностей, обусловливающих особый взгляд через их призму на окружающий мир, детерминирует эмоционально окрашенное отношение к осуществляемой деятельности.

Посредством саморегуляционного элемента, проявляющегося в самоконтроле и самокоррекции, социальный работник удерживает процесс творческой работы над проблемой клиента в изначально заданном русле, при необходимости вносит в него определённые коррективы, осуществляет контроль за его выполнением.

В операциональный элемент творческого компонента включаются умения и навыки, полученные в ходе обучения и практики и применяемые социальным работником в своей профессиональной деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивационно-энергетический элемент: (влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, состояния вдохновлённости)является средоточием динамических сил, которые приводят творческие процессы в действие и сопровождают их по мере протекания.

К благоприятным психологическим условиямформирования и развития данных элементов, входящих в состав творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника, относятся:

  • условия ближайшего окружения: широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми; взрослое окружение, выступающее как образец для подражания; демократический стиль взаимоотношений родителей и детей; разрешение ребенку эмоционального самовыражения; активная, деятельная позиция взрослых; ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду; приобщение к творчеству через посещение различных кружков; одобрение исследовательской деятельности ребенка и т.д.;

  • моральные и материально-технические условия обучения в образовательных учреждениях: вовлечение преподавателями всех обучающихся в активную работу на занятиях; использование современных материально-технических средств обучения, а также вспомогательных средств; акцентирование при обучении нравственных аспектов профессиональной деятельности будущих социальных работников; использование при обучении профессиональным навыкам игровых ситуаций,методов акцентирования эмоций и ценностей, решения моральных дилемм (Л. Кольберг) воспитывающих ситуаций; создание учебных ситуаций, требующих от обучаемого осуществления деятельности по планированию, проектированию и моделированию; приобщение к активным занятиям физической культурой и спортоми др.;

  • условия рабочей среды и трудового коллектива: доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками; достойный размер оплаты труда; демократический стиль управления персоналом; целенаправленность, последовательность, алгоритмичность профессиональной деятельности (перед человеком должны стоять конкретные задачи, решение которых приводит к достижению ясной цели) и т.д. [5, с. 139-141].

Целенаправленно создаваемые психологические условия для формирования и развития творческих задатков и способностей социальных работников, в учебных заведениях и социальных учреждениях и организациях по оказанию помощи нуждающимся относят:

  • Внедрение в учебный процесс игровых и тренинговых технологий, создающих предпосылки к сознательному проявлению оригинальности мышления студентов, нивелированию запретов, накладываемых культурными традициями, снижению зависимости от общественного мнения, открытости для дискуссий, поиску необычных способов применения обычных вещей, отказу от привычных способов деятельности, использованию метода мозгового штурма и мн.др.

  • Изучение опыта, возможностей и способов креативного поведения профессиональных социальных работников (так как подражание креативному поведению ведёт к росту креативности личности и усилению таких качеств, как открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве и т.д., включение в систему образования некоторых аспектов и способов креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, освоения технологий творческой деятельности приводит к формированию профессионально значимых творческих способностей социального работника) [2, с. 130].

  • Психолого-педагогическая работа по выявлению, оцениванию и преодолению барьеров для актуализации творческих способностей социальных работников, возникающих в трудовом коллективе, при взаимоотношении с клиентами и т.д. [1, с.73].

Ориентация в учебных заведениях и организациях по оказанию социальной помощи и поддержки населения на создание данных психологических условий способствует развитию творческих резервов социального работника и благоприятному сопровождению его креативных тенденций проявлениями когнитивного, эмоционально-ценностного, саморегуляционного, операционального и мотивационного характера.

Социальному работнику приходится иметь дело с разными категориями клиентов, и не зависимо от возраста, социального статуса, материального положения социальный работник должен ставить в центр своей профессиональной деятельности личность клиента, его интересы. Соблюдение принципов личностно-ориентированного подхода, создание благоприятной атмосферы в процессе обучения позволит не только развивать творческие способности студентов, но и передавать будущим специалистам на практике принципы работы с людьми, направленные на создание благоприятных условий для человека. Ориентирование на клиента является одним из важных принципов социальной работы. Такое взаимодействие с людьми студентам необходимо познать не только в теории, но и также и на практических примерах, исходя из своего опыта.

Следовательно, создание соответствующих условий позволит будущему специалисту развивать свою профессиональную и личностную креативность, так как необходимо создавать креативную среду, в которой личность невольно захочет творить, а не объяснять: как быть творческим.

Генерируя новые идеи, отбирая новую интересную информацию, вырабатывая профессионально-личностную концепцию своего труда, сочетающую в себе систему ценностей, личностных и профессиональных, социальный работние определяет свою работу как сочетание индивидуальности, мастерства и творчества в своей профессиональной деятельности. Такое сочетание в профессии определяет личностное становление специалиста, а также повышение эффективности выполняемой им деятельности.

Таким образом, специфика креативности в социальной работе направлена как на развитие креативности личности специалиста социальной работы, так и на овладение специалистом креативных технологий для работы с клиентами. Развитие креативности позволяет осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, определяя фундамент дальнейшего профессионально-личностного становления специалистов по социальной работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабаева, Ю.Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Т. 1. М., 2007.- 232 с.

  2. Барышева, Т.А. Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006. – 186 с.

  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. / Л.С. Выготский. СПб.: Питер, 1991. - 216 с.

  4. Психология Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.

  5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М. 2003. – 172 с.

Просмотров работы: 3116