Исследование проводилось в 2012 - 2014 г. на базе коррекционной общеобразовательной школы IV вида (МКОУ «Интернат IV вида» г. Махачкалы).
Учащиеся с остаточным зрением – особая категория детей, которые требуют к себе со стороны всех, с кем сталкиваются они в стенах школы-интерната, особого, чуткого, требовательного и справедливого отношения во всех вопросах их проживания и учёбы. Со стороны психолога и социального педагога должна была исходить действенная помощь и воспитателям, и классному руководителю, и учителю физкультуры, которым было нелегко справиться с поведением невидящего подростка, у которого и в семье не всё благополучно.
Из 166 обучающихся 65 инвалидов, 62 из многодетных семей, 51 из неполных семей, 5 из неблагополучных семей, 5 из «группы риска», 50 из малообеспеченных семей, 20 полусирот. Такой контингент учащихся требует четкой планировки работы с ним со стороны всех работников учреждения.
Социальным педагогом школы была поставлена цель: содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей с нарушением зрения, оптимизировать учебный процесс и оказать комплексную социально-психологическую поддержку всем участникам образовательного пространства, привитие знаний о здоровом образе жизни, установление тесной связи между школой и семьёй.
Для совершенствования правовых знаний проводилась следующая работа: в 1-4-х классах проведены классные часы: «Права и обязанности ребёнка», в 5-х классах: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав человека»; в 7-8- классах: «Человек и закон» с привлечением инспектора ПДН, организованы воспитательские часы по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике наркомании и табакокурению, анкетирование, беседы с семьями, посещение их на дому и многое другое.
В группе риска ученики школы-интерната с девиантным поведением (всего 7 человек). По отчётам работа огромная проведена, но в реальной жизни она не видна. Поэтому в предстоящем учебном году тифлопедагогу, социальному педагогу, психологу, логопеду необходимо выступать с отчётами о проделанной работе на административном совещании по понедельникам последней недели каждого месяца.
Согласно спланированной комплексной программе, работа с родителями велась систематически, регулярно проводились родительские собрания. В том числе и тематические, проводились тестирования родителей и обучающихся с целью выявления психологического климата, отношений в семье, посещались семьи воспитанников.
На общешкольных родительских собраниях рассматривались вопросы жизни школы-интерната, выступали психологи, социальные педагоги. Подробно рассматривался вопрос использования в семье поощрения и наказания, как метод стимулирования учебной и воспитательской деятельности. Проведены лекции на тему:
Родительский лектор в 1 классе.
Воспитание сознательной дисциплины
Нравственное воспитание в семье
Взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей, как основа складывающихся отношений.
Административная и уголовная ответственность
Первый классный час, классные руководители провели на тему: «Семья и семейные ценности», что в наше время очень актуально, поскольку некоторые родители самоустраняются от воспитания детей.
Как в семье выстроены отношения между родителями? Какие традиции в семье? На эти и другие вопросы ребята отвечали охотно, дискутировали.
Проводится определенная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Проводятся заседания ПМПС с привлечением педагогов, психолога, социального педагога, предметников, зам по УВР, ВР, врача.
В 5-8 классах проводятся профилактические беседы с подростками.
На базе школы-интерната постоянно действует совет по профилактике правонарушений. В школе-интернате действует 9 кружков. Все учащиеся охвачены кружками:
Шахматы
Театральное искусство
Художественное рисование
Флейта
Дзюдо мальчиков
Дзюдо девочек
Хореография
Дзюдо смешанное
Легкая атлетика
Система дополнительного образования включает разнообразие направлений, обеспечивающих интересы учащихся всех возрастов.
Обеспечивает индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний, с разными возможностями.
Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность ложится на педагога , который поможет ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру:» Я такой же ,как все!
Эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, моют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограничены. А именно занятием творчеством дети- инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией .
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, не желание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.
У нас созданы все условия, где бы раскрыться творчески. Нашей целью являлось развитие творческого потенциала (воображение, фантазия, творческой активности, мотивации к самовыражению) и адаптации детей с ограниченными возможностями.
Социально-психологическая служба школы сотрудничает с центром социальной помощи семье и детям.
Большую роль в этой работе играет сотрудничество со школьным инспектором ПДН ОВД.
Регулярно проводятся беседы, классные часы, круглые столы.
Ведется огромная работа по профилактике наркомании, токсикомании, курений и пьянства.
Социальным педагогам вместе с классным и руководителями проводятся коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, а так же беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, о необходимости контроля за их времяпровождением, особенно, в каникулярное время.
Проведены беседы на правовую тему для широкого информирования учеников о правах и обязанностях, школе создан уголок «Права ребенка». В реализации программы «Здоровье» участвуют все участники образовательного процесса: учителя физкультуры, классные руководители, учителя предметники, педагоги дополнительного образования, мед. работники, психолог, социальный педагог, учащиеся, родители и администрация.
Пропаганда здорового образа жизни ведется через беседы, воспитательные часы, уроки физкультуры, спортивные секции, организацию экскурсий, походов, прогулок, уроки здоровья, спортивно- массовые мероприятия , просвещение, консультирование учащихся, родителей, учителей, через реализацию проектов «Мы за здоровый образ жизни».
Провели мероприятие «Школа - территория здоровья», где соперниками учащихся были их учителя и воспитатели.
Такие мероприятия сплачивают коллектив, способствуют доверию, пониманию между учащимися и педагогическим коллективом. Педагоги и мед. персонал следят за здоровьем детей, а самое главное - формируют у них понятия о здоровом образе жизни и закреплением соответствующих навыков.
Проводятся школьные дни здоровья. Вопросы здоровья детей рассматривались на педагогическом совете школы. Ежемесячно проводились тематические классные часы по проблеме здоровья и здорового образа жизни. Пропагандируя здоровый образ жизни, проведена большая просветительская работа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табако - курения. Проведен воспитательский час «Мы за здоровый образ жизни».
Анализируя в целом коррекционно-развивающий процесс в школе необходимо отметить, что коллективом школы проделана большая работа, направленная на создание оптимальных условий для жизни, учебы и развития учащихся.
Психологом школы в содействии с другими службами к концу учебного года удалось создать «карту психолого-медико- социального наблюдения за классом».
Совместная работа ПМПС с «трудными» детьми велась для получения дополнительных сведений о них; поведение учащихся, вопросы, связанные с семьями, обсуждались, выявляли ошибки в постановке задач воспитания и применения определённых методов и форм воспитания.
Логопедическая помощь учащимся, имеющим нарушения в устной и письменной речи, оказывалась логопедом школы Абдурагимовой Ш.И. своевременно и систематически: с начала учебного года отобрала группу детей с нарушением речи, анализировала письменные работы учащихся, насыщенных звуками всех фонетических групп. Для обследования чтения логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями.
Сложнее вопрос стоит с детьми с заиканием. С этими детьми ещё предстоит поработать. Всего на пункте 47учеников, из них выпущено с исправлением устной и письменной речи 41, оставлены для продолжения коррекционной работы 2 с фонетическими нарушениями, 4 без них. Логопеду необходимо работать с детьми в тесном контакте с предметниками и воспитателями для улучшения качества проводимой работы.
Занятия тифлопедагога велись с двумя группами учащихся с остаточным зрением: начинающей и продолжающей группами. Но в течение учебного года в начинающей группе были ученики, которые не овладели точечным шрифтом Брайля. Или дети неспособные, или работа не велась с ними на достаточном уровне. Но среди учащихся тифлогруппы есть такие, которые не отстают от своих зрячих сверстников.
Результаты экспериментального исследования проблемы организационно-методического сопровождения образовательного процесса в коррекционно-образовательных учреждениях III-IV вида наиболее важными достижениеми коллектива школы являются следующее:
Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка и формирование его нравственного, трудового, физического потенциала.
Проведение общешкольных традиционных мероприятий стало качественнее
Наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы (устные отзывы родителей).
У педагогов и школьников преобладает позитивное настроение.
Достигнутая результативность учебно-воспитательской деятельности школы не снимает проблем и задач.
В целом можно сделать вывод о том, что в значительной степени удалось решить поставленные в начале года педагогические задачи, но в будущем учебном году следует внести коррективы с целью устранения недостатков.
В 2014-2015 учебном году необходимо:
- Работать над развитием гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
- Стремиться к организации такой жизни образовательного учреждения, которая позволила бы сформировать у учащихся чувство патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой.
- Продолжить работу над воспитанием духовно нравственных основ и толерантности.
- Работать над обучением классных руководителей, и воспитателей воспитательным технологиям, организовать методическую помощь, обобщить опыт воспитателей и классных руководителей.
Добиться осознания учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Актуальной задачей остается формирование общечеловеческих норм (морали, доброты, взаимопонимания, милосердия, веры, воспитание коллективизма, навыков взаимопомощи).
Приоритетным направлением остается воспитание духовно- нравственных ценностей у учащихся.
Под итогом проверки планов в числе приоритетных задач развития организационно-методической работы являются следующие: сплочение детского коллектива, формирование положительных мотивов к учебной деятельности, обеспечение разностороннего развития ребенка, пробуждение нравственных качеств, пропаганда здорового образа жизни, вовлечение родителей в жизнь класса, школы
Анализ материалов исследования показывает, что в результате нашей деятельности по совершенствованию организационно-методического сопровождения образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида были выявлены основные педагогические условия обеспечения более высокого качества учебно-воспитательной работы с детьми с нарушенным зрением:
создание комфортных условий для самореализации учителей и учащихся;
создание условия для успешного обучения детей с разными образовательными возможностями посредством дифференцированного подхода и системы контрольных работ различного уровня сложности;
развитие новых направлений работы с одаренными детьми;
развитие коррекционной направленности в обучении и воспитании слабовидящих учеников
использование здоровьесберегающих технологий;
расширение библиотечного фонда учебниками, художественной литературой, ученическими пособиями в крупном шрифте,
создание программы дополнительного образования по технологии для социализации будущих выпускников;
повышение качества учебно-воспитательной работы путем введения в образовательный процесс ИКТ, нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Таким образом, мы сделали вывод об эффективности проведённой работы в формирующем эксперименте.