Системно-ролевая концепция (теория) формирования личности (Н.М. Таланчук) и структурно-ролевая концепция воспитания (В.М. Коротов) рассматривают личность, адекватно исполняющую основные социальные роли (семьянин, труженик, ученик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни) как цель воспитания. Важными задачами школы здесь, по мнению авторов, являются воспитание у подрастающих поколений национального самосознания, гордости, чести, достоинства; формирование у детей высокой национальной культуры, интернационального самосознания и культуры межнациональных отношений. Особое значение отводится поэтапному усложнению взаимной ответственности субъектов воспитательного процесса, ориентации на доверие и сотрудничество.
М.И. Рожков разработал концепцию «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». Важным принципом воспитательного процесса в данной концепции является принцип гуманистической ориентации воспитания, имеющий значительные возможности в формировании терпимости у младшего школьника. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, доверия к нему, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Особый интерес в русле рассматриваемой нами проблемы преемственности в воспитании этнической толерантности имеет концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) - концепция формирования общечеловеческих ценностей. Ведущая роль в данной концепции отводится принципам воспитательного процесса: личностный подход в воспитании; гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе; средовой подход в воспитательной деятельности; преемственность в реализации задач воспитания (с постепенным усложнением по вертикали); природосообразность и культуросообразность воспитания.
Концепция личностно-ориентированного воспитания «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская). Цель воспитания здесь - человек культуры. Е.В. Бондаревская приводит подробную характеристику человека культуры - модель человека культуры, в которой неотъемлемым компонентом является гуманная составляющая личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни. К базовым составляющим содержания личностно-ориентированного воспитания в младшем школьном возрасте, наряду с остальными, относятся следующие:
интериоризация детьми универсальных общечеловеческих ценностей (диалог между различными культурами и народами, уважение человеческой жизни, свобода, братство, равенство, человечность);
формирование опыта гражданского поведения: противодействие аморальным явлениям (аспект толерантности как активной позиции - наличие объективно нетерпимого);
накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей.
Согласно потребностно-мотивационной концепции воспитания -концепции «Воспитание на основе потребностей человека» (В .П. Созонов), воспитание - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности, в состав которых входит потребность в уважении, признании, защищенности. При этом важными свойствами личности школьника, младшего школьника, по мнению В.П. Созонова, следует считать в контексте исследуемой нами проблемы самопринятие; признание и принятие окружающей среды, бытия других; способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому.
Основные идеи воспитания этнической толерантности у дошкольников заложены в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Таким образом, в рассмотренных концепциях воспитательной деятельности заложены воспитательные идеи, которые могут послужить основой для реализации цели развития толерантности как качества личности ребенка: воспитание культуры поведения детей, в том числе культуры межнациональных отношений; формирование гуманистического мировоззрения; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; воспитание милосердия, доброты, способности к сопереживанию; воспитание подрастающего поколения в духе мира, взаимопонимания, прав человека.
Впсихолого-педагогической литературе имеются теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы преемственности в воспитании основ этнической толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста: идеи этнопсихологии (А.П. Оконешникова и др.); идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтесори, В.А. Сухомлинский и др.); идеи педагогики сотрудничества (И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова и др.); идеи педагогики и психологии. ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.); идеи педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.); идеи педагогики этничности и толерантности (A.M. Байбаков, Г.В. Безюлева, З.Ф. Мубинова и др.); этнопедагогический подход (Г.Н. Волков и др.); педагогическая технология воспитания межнациональной толерантности у детей (И.З. Сковородкина и др.).
Основными методологическими подходами в контексте воспитания этнической толерантности у детей являются следующие:.
Личностно-ориентированный подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, свободу и права других индивидов.
Коммуникативно-диалогический подход. Предполагает субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.
Культурологический подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган, Н.Е. Щуркова). Помогает в решении комплекса важных задач: овладение детьми культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Деятельностный подход (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности ребенка формируется только через активное включение его в деятельность - взаимодействие с другими людьми.
Средовой подход (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). Требует опосредованного управления «через среду» процессами развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого качества личности ребенка.
Гуманистический подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) . Предполагает ориентацию всего педагогического процесса на развитие личности ребенка, его возможностей, признание человека высшей ценностью.
Аксиологический подход (З.И. Равкин, В.Г. Пряникова и др.). В русле воспитания терпимости у детей предполагает ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность.
Системный подход (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.). Целостная система является необходимым условием развития толерантного поведения ребенка.
На основе нашего исследования следует отметить следующие особенности процесса воспитания этнической толерантности как качества личности ребенка.
Целенаправленность. Цель воспитания этнической толерантности у детей:
развитие толерантной личности. Она достигается в ходе организации позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение; вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми; уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания; конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
ненасильственно выражать свои чувства и переживания; строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе;
Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы: национально-бытовая среда, школа, детский сад, детский коллектив, воспитатели, учителя, семья, родители, сверстники, средства массовой информации.
3. Культуросообразность, Интеграция многообразия культур приводит к созданию единой среды развития и воспитания ребенка и создает пространство «национального дома», в котором личность ребенка и взрослого определяет свое индивидуальное место жизни, самовыражения, благодаря чему происходит развитие национального самосознания и этнической принадлежности.
4. Национальная самобытность. Своеобразие национальной культуры, национальных отношений, обуславливает возможность проявления единого коллективного национального сознания и индивидуального национального самосознания, стимулируют личность к социальной, коммуникативной и культурно-творческой активности.
5. Преемственность, это целостный педагогический процесс присвоения нравственно-этических качеств и нравственно-ценностных ориентаций, способствующий эффективной адаптации дошкольников и младших школьников на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.
Исследование сущностной характеристики процесса воспитания этнической толерантности показало, что его воспитательная эффективность зависит от совокупности объективных и субъективных, внешних и внутренних условий, а также от знания реального состояния воспитанности детей. Поэтому выявление собственно условий, средств, методов и обоснование совокупности критериев и уровней этнотолерантной воспитанности детей - одна из задач нашего исследования.
Исходя из проблемы исследования необходимо было определить педагогические условия эффективной реализации преемственности в воспитании этнической толерантности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в связи с чем мы рассмотрели научные положения, раскрывающие сущность понятия «педагогические условия».
Н.И. Кондаков отмечает, что условия - это среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления, то, от чего зависит другое. В логике различают необходимые и достаточные условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия - это те, которые непременно вызывают действие. Процессы же становления человеческой личности как самодвижение определяется внешними и внутренними условиями.