ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Асланбекова А.Х. 1, Стукалов К.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие ребенка 6-7 летнего возраста сопровождается процессом его идентификации с одним или несколькими сообществами, в ходе которого происходит освоение культурных ценностей (М.Гутар).

Для современной научной теории и практики воспитания этнической толерантности характерен поиск образцов фольклора, литературы, изобразительного и музыкального искусства с ведущей воспитательной идеей, отвечающей естественным потребностям ребенка - интенсивному стремлению к обогащению знаний о себе и других людях, удовлетворению желания обогатить опыт реального положительного общения, получить информацию на интересующие темы.

Обзор психолого-педагогической, этнографической, энциклопедической литературы, а также анализ возрастных особенностей детей 6 – 7 лет позволили определить доступное ребенку 7-го года жизни содержание элементов различных национальных культур.

При этом мы исходим из того, что наибольшее воспитывающее и развивающее воздействие на детей оказывают те элементы национальной культуры, которые они могут понять, а затем отразить в игровой, художественно-творческой деятельности, так как именно в процессе игровой деятельности ребенок усваивает культурное наследие своего и другого этноса, его социальный опыт и формируется как личность (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев).

Наиболее эффективными средствами воспитания симпатии и уважения к людям своего и представителям других этносов (при соответствующей методике их использования) признаны следующие: устное народное творчество, общение с людьми разных национальностей, произведения декоративно-прикладного, изобразительного искусства, детская художественная литература, игра, музыка, кукла в национальном костюме, народные праздники (Д.Х.Азимова, А.А.Арысбаева, М.И.Богомолова, В.Д.Ботнарь, Р.И.Жуковская, Н.Г.Капустина, Е.И.Корнеева, Д.В.Менджерицкая, Э.К.Суслова, Р.Ш.Халиков.

Одним из основных методов педагогического воздействия на детей в 6 – 7 летнем возрасте служит игровая деятельность, которая является радостным и добровольным занятием для детей. Именно игра способна воспроизводить, моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни, что позволяет в более доступной для детей форме погружать их в мир нравственности. Ощущение доступности, личной возможности творить, импровизировать, решать, чувство свободы и растущей самостоятельности окрыляют детей, рождают фантазию, изобретательность, развивают способности, стремление к сотрудничеству, дружбе, коллективным отношениям.

Игра привлекательна для растущей личности возможностью свободного действия, естественностью поведения, самостоятельностью решения в сложных ситуациях. В игре ребенок может проявлять свое «Я», когда получает возможность творить и принимать решения, не опасаясь того, что скажут взрослые. И эта ценность, выраженная в понятии «я сам» является наиболее важной, потому что самостоятельное опробование себя, пусть даже в игровой ситуации, способствует решению собственной проблемы, ведет к самопониманию, самоосмыслению, к формированию нравственной самооценки.

В игре ребенок имеет возможность раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о проблемах, так как он погружается в игру, полностью принимая те правила, которые ему предлагаются. При этом напряжение сил, преодоление трудностей доставляют ребенку эмоциональное наслаждение, радость.

Современные исследователи определяют народную педагогику как "совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках". Данное положение позволяет рассматривать ее во взаимодействии с элементами народной культуры и средой обитания этноса.

На основе анализа ряда исследований для ознакомления и сравнения нами были выделены следующие, наиболее доступные по своему содержанию, формам и эмоциональной насыщенности для детей 6 – 7 летнего возраста, компоненты народной педагогики:

- социальные явления: язык народа, общение;

- устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, пляски, песни (в том числе колыбельные), игры;

- материальная культура и природа: природные явления, быт, ремесла, пища, народные игрушки, народный костюм.

Отбор содержания осуществлялся в русле предлагаемых Э.К.Сусловой новых подходов к решению проблемы воспитания у детей этики межнационального общения:

- через примат общечеловеческих ценностей, являющихся определяющими в отношениях между людьми;

- через усиление внимания к эмоциональному фактору, чувственному опыту ребенка, наиболее значимому для удовлетворения его потребностей, воспитанию добрых чувств прежде всего к родному народу и людям ближайшего национального окружения.

Игра как ведущий тип деятельности детей оказывает определяющее влияние на развитие ребенка. Ее как особый механизм развития ребенка выделяли Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. С.Л. Рубинштейн призывал понять игру в ее развитии. Научные основы использования игры были заложены в российской системе образования (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, А.И. Сикорский). Теорию многогранного использования игры в педагогической деятельности разрабатывали Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко и их последователи. Большой вклад в теорию и практику игровой деятельности внёс С.А. Шмаков.

Игра способствует осознанию ребенком социально-принятых этических норм поведения; в игре эти нормы становятся его собственными, а не навязанными извне. Игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Славина).

Сущность игры состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослым. Игра служит познанию социальной действительности, обеспечивает возможность усвоения различных социальных ролей, моделей социальных отношений, в том числе - отношений между представителями других этносов. Д. Мид, рассматривал игру как модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок, в которых отражены нравственные нормы и требования .

Идеи о сущности игры как способа познания и преобразования окружающего мира, социальных норм и жизненных смыслов были высказаны О.С. Газманом, СВ. Григорьевым, Н.В.Самоукиной, Д.М.Маллаевым, Г.К.Селевко.

Так как в задачи данной работы входит анализ различных подходов к пониманию игры, изучение ее структурных компонентов, генезиса игры, представляется целесообразным более подробно остановиться на рассмотрении предмета исследования — роли игры как одного из основных видов деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста и определить возможности ее использования в формировании этнической толерантности.

В связи с тем, что большинство авторов (Г.Олпорт, М.С.Мириманова, А.С.Обухова, Г.М. Шеламова, Р.Г.Апресян, П.Ф. Комогоров) в качестве показателей толерантности выделяют познание, принятие и признание себя, своих позиций, взглядов, принятие и признание другого, уважение его самобытности; способность осознавать стереотипы в себе и разрешать другому иметь их; способность к эмпатии и децентрации, способность вести диалог с другим, то и рассмотрение воспитательного потенциала игры позволяет утверждать, что данный вид деятельности расширяет представления детей об особенностях взаимоотношений между этносами; формирует эмпатию, децетрацию; позволяет приобрести опыт проживания различных моделей толлерантного поведения; способствует снижению стереотипности при восприятии представителя своего и противоположного этноса.

По мнению М. Козловой, погружение в национальную культуру способствует актуализации собственной активности детей. Ведущим компонентом народной педагогики, отражающим ее прогрессивные идеи, является фольклор (устное народное творчество), так как на протяжении долгого времени он был единственной формой воспитания и образования у всех народов и этнических групп. Являясь древнейшим способом освоения действительности, отражающим историческое, социальное и культурное развитие человека, он интегрирует в себе не только слово, музыку, танец, как виды искусства, но и его моторно-двигательные, психо-эмоциональные и вербально-комуникативные коды (Е.В.Никольская).

Обозначая его функции в формировании личности ребенка, Л.Е.Стрельцова и Н.Д.Тамарченко отмечают, что "произведения национального фольклора, отобранные народным сознанием и поэтическим чувством, являют ребенку совершенные способы и приемы видения мира" [211, С.З-И]. Многие сведения о фольклоре, народном творчестве усваиваются детьми стихийно, в процессе просмотра телепередач, бесед со старшими детьми и взрослыми.

Вместе с тем, наиболее полно личность ребенка проявляется в деятельности и, прежде всего, в игре.

Показателями сформированности интереса и отношения к окружающему в игре являются сюжет, содержание, продолжительность игр и количество участвующих в них детей. Сюжет игры (во что играют дети) и ее содержание (что воспроизводят в игре) свидетельствуют, во-первых, о степени усвоения детьми знаний о тех или иных событиях и явлениях; во-вторых, о наличии интереса к этим явлениям, потребности отразить полученные знания в доступной им деятельности. Если знания детей об окружающем бедны, то дети играют мало. Игры по своему содержанию однообразны, непродолжительны, объединяют небольшое количество участников. Современные этнопедагогические концепции воспитания рассматривают народные игры как важнейшее средство приобщения детей к национальной культуре, как способ передачи ребенку традиций, свойственных этике, эстетике и менталитету народа, поскольку определяются исторической инициативой этноса, в глубинах которого возникают (Н.А.Асадулаева, Г.А.Куршева, С.Л.Новоселова).

Современные этнопедагогические концепции воспитания рассматривают народные игры как важнейшее средство приобщения детей к национальной культуре, как способ передачи ребенку традиций, свойственных этике, эстетике и менталитету народа, поскольку определяются исторической инициативой этноса, в глубинах которого возникают (Н.А.Асадулаева, Г.А.Куршева, С.Л.Новоселова).

Исследователи (Г.А.Виноградов, И.А.Качанова, Т.М.Бабунова, А.В.Кенеман, М.Ф.Литвинова, Д.М.Маллаев, Т.И.Осокина, Е.А.Покровский) указывают, что в народных подвижных играх отражен образ жизни людей разных национальностей, их быт, трудовая деятельность, национальные устои, представления о нравственных качествах (смелость, находчивость, воля, стремление к победе). Соединяя в себе народный театр, импровизацию, народную гимнастику, они развивают наблюдательность, мышление, воображение, ловкость, быстроту и выносливость (Т.П.Лаптева).

Народные игры, сочетая в себе радость движения и духовное обогащение, формируют у ребенка устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и этносу, ее создавшему. Они служат эмоционально-положительной основой для развития нравственных чувств и объединены направленностью на приобщение детей к добру и взаимопомощи, то есть универсальным ценностям. Это подтверждается тем, что имеются определенные виды игр, которые у разных народов, зачастую далеких географически, носят разные названия, но имеют одинаковые правила и используют одни и те же игровые предметы (И.А.Качанова).

Просмотров работы: 1408