Многие специалисты соглашаются с тем, что термин "дефектология" достаточно некорректен сегодня и применительно к названию соответствующей сферы знания, и применительно к системе соответствующих фактов и явлений педагогической действительности. Уходят в прошлое термины "дефективные дети", "ненормальные дети", "аномальные дети". Чаще используется заимствование с английского: "дети со специальными (или особыми) нуждами". Для русского языка - это неуклюжее выражение. "Дети с особыми образовательными потребностями" - это выражение в большей степени отражает сущность обозначаемого явления, как и выражение "дети с ограниченными возможностями".
Появление терминов «специальная психология» и «коррекционная педагогика» - очевидный факт гуманизации педагогического образования. Учитель будет ориентирован на детей с нарушенным развитием, имеющих вследствие этого ограниченные возможности жизнедеятельности, проблемы в учебе, общении, социальном взаимодействии. Цель этого нового предмета - формирование системы важнейших теоретических знаний и практических умений, необходимых педагогу массовой школы в его профессиональной деятельности для понимания сущности и путей решения проблем детей с отклонениями в развитии. Значимость этой сферы возрастет в ближайшем будущем, так как процесс интеграции - воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии в едином потоке с обычными детьми, протекающий не одно десятилетие в зарубежной школе, начался и у нас. Уже сегодня в системе образования есть факты интеграции в обычную массовую школу - классы для детей с нарушениями развития.
Впервые идея интегрированного обучения развивается в проекте Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с недостатками здоровья (специальном образовании)". Обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии в системе массовых учебных учреждений не означает ликвидации специальных школ. В Законе описаны восемь типов коррекционных учреждений. В настоящее время появился новый вид коррекционных учреждений - реабилитационные центры.
Примером интегрированного обучения в условиях общеобразовательной школы является открытие специальных классов: выравнивания для детей с задержкой психического развития и компенсирующего обучения для детей группы риска, классов для детей с ослабленным здоровьем, классов педагогической поддержки.
Органы управления образованием, практические работники школ испытывают значительные трудности в организации обучения детей этой категории. Это связано с необходимостью использования при отборе и организации обучения знаний из смежных с педагогикой дисциплин: психологии, медицины, социологии, коррекционной педагогики. В настоящее время форма интегрированного обучения детей с особыми образовательными проблемами не имеет достаточного кадрового обеспечения.
К интеграционным процессам в массовой школе каждый педагог должен быть подготовлен не только профессионально, но и морально. Необходимо учитывать тот фактор, что «состояния фрустрации и агрессии накладывают отпечаток на всю психическую жизнь человека и являются целостными реакциями организма в адаптации к среде. В связи с этим изучение реакции на фрустрацию во взаимосвязи с различными видами агрессии в подростковый период формирования личности умственно отсталого школьника приобретает особую актуальность. Следует отметить, что этот возрастной этап сам по себе является кризисным, когда состояние фрустрации может быть особенно остро и длительно» [6].
Процесс и проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, как видим, порождает проблему подготовки кадров для работы с детьми с отклонениями в развитии в учреждениях массового типа. По данным американских исследователей, эта форма обучения требует на 30-40 % больше числа педагогов-дефектологов.
Современная система коррекционного образования в России представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы, специальных образовательных учреждений 8 типов, методический аппарат, обеспечивающий их деятельность, коллектив педагогов, воспитанников - лиц с недостатками в психофизиологическом развитии.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное Н.Н. Малофеевым, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции:
1. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 в. В России);
2. Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (нач. 19 в.);
3. Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (30-е годы 20 в.);
4. Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей (50-90 годы);
5. Пятый период - от изоляции к интеграции (с 90-х годов, наше время).
Специфичность современного периода в развитии системы коррекционного образования состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы. Можно выделить два основных подхода в коррекционной педагогике к обучению детей: изоляция детей с особыми образовательными нуждами от нормальных и инклюзивный.
Изоляционная система образования подразумевает отделение людей с недостатками в развитии от всех остальных, создание для них особых условий существования, ограждение от внешнего социального мира. Интегративный подход к обучению предполагает создание условий для полноценного включения людей с недостатками в развитии в социальную жизнь, совместное обучение, совместный процесс освоения мира наряду с людьми, не имеющими недостатков в физическом или психическом развитии.
Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» - возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» - осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождение детей различных возрастных групп.
Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.
На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.
Существует проблема дошкольного воспитания с ограниченными возможностями развития. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.
Как отмечал Л.С.Выгодский: «Ошибочно видеть в ненормальности только болезнь. В ненормальном ребенке мы усматриваем только дефект, и потому наше учение о ребенке и подход к нему ограничиваются констатированием такого-то процента слепоты, глухоты или извращений вкуса. Мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья. Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями. Эти азбучные истины, которые, казалось бы, трудно оспаривать, идут коренным образом вразрез с тем, что мы имеем в теории и практике нашей специальной педагогики» [2].
Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психических функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.
В результате можно сказать, что специальная педагогика достигла колоссальных изменении, но на данном этапе есть проблемы, которые следует решить.
Литература:
1 Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.
2.Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Л. С. Выготский. — М., 1983.
3. Ивлева, И.Д. Психолого-педагогическое сопровождение как базовый инструмент работы с особенными детьми // Коррекционная педагогика, 2004. - № 12. - С.22-35.
4. Маклаков, М.И. Специфика коррекционного образования в России: сравнительный анализ // Вопросы образования, 2002. - № 4. - С.34-42.
5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. - М.: Изд-во Института коррекционной педагогики РАО, 2006. - 16 с.
6.Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. Спб.: Речь, 2009. – 160 с.
7. Найн А.Я. Вопросы систематизации категории педагогики //Понятийный аппарат педагогики образования. Екатеринбург, 1995.
8.Назарова Н.М. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии как новый компонент содержания психолого-педагогической подготовки в педагогических вузах // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.
9.Никитина М.И. Развитие высшего специального образования в России: состояние, проблемы // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.
10.Омарова П.О. Развитие общения у умственно отсталых младших школьников. Махачкала: Юпитер, 2002.
11.Педагогическое образование России //Сборник нормативных документов. М., 1994.
12.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru