ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Денисов Д.С. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Круг потребителей продукции или же круг пользователей электронных изданий довольно широкий и разнообразный. К ним можно отнести учащихся, которые используют электронные учебники, туристов и посетителей музеев, которые при помощи электронных изданий могут осуществлять виртуальные путешествия и осмотр памятников культуры, специалистов, использующих справочные и другие пособия по своей квалификации, детей, «посещающих» мультимедийные виртуальные спектакли и так далее. Данные издания распространяются в основном на компакт-дисках и рассчитаны на мультимедийный компьютер.

Научные и технические издания, в основном периодические, рассчитаны на широкий круг научных работников, специалистов и учителей и становятся все более распространенными, основным образом благодаря опережающей, в сравнении с печатными изданиями, вероятностью ознакомления с ними, а также в связи с большей простотой и невысокой стоимостью получения информации, простоте ее извлечения и способности контекстного просмотра авторских ссылок и сопутствующих материалов. В последние годы главной средой распространения таких изданий стала сеть Интернет.

Электронный учебник (ЭУ) - учебное электронное издание, содержащее систематизированное описание предметной области, а также необходимую учебно-методическую и научно-техническую информацию, обеспечивающую достижение целей образовательных программ, и официально подтвержденное в качестве электронного учебника для подходящего уровня образования.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно домашнего магнитофона либо CD-плеера.

Наиболее современные и действенные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Классификация электронных изданий может вестись по нескольким показателям. Наиболее существенными из них нам представляются следующие:

- периодичность издания;

- круг потребителей продукции;

- вид издания;

- метод распространения;

- формат издания.

На рисунке 1 иллюстрируется диаграмма классификаций электронных изданий.

Рисунок 1 – Виды электронных изданий

Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника:

-принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, наименьших по размеру, хотя замкнутых по содержанию;

-принцип полноты: любой модуль обязан иметь следующие составляющие:

  • теоретическое ядро;

  • контрольные вопросы по теории;

  • примеры;

  • задачи и упражнения для самостоятельного решения;

  • контрольные вопросы по всему модулю с ответами;

  • контрольная работа;

  • контекстная справка;

  • исторический комментарий.

-принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимальным количеством текста и визуализацией, делающей легче понимание и запоминание новейших понятий, утверждений и методов;

-принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с иными модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в какой-либо иной модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже подразумевает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное исследование предмета;

-принцип регулировки: обучаемый самостоятельно управляет сменой кадров, может вызвать на экран любое количество образцов (понятие «пример» имеет широк значение: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и образцы решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим либо определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, дав ответ на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу заданного уровня сложности.

- принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в ходе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную тенденцию в зависимости от будущей квалификации учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и приобретенных учащимся решений задач;

- принцип компьютерной помощи: в любой момент работы учащегося может обрести компьютерную поддержку, освобождающую его от обыденной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть наибольшее число образцов и решить больше задач. Кроме того компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого значения трудности, если они уже изучены ранее, а также проверяет приобретенные результаты на любом шаге, а не только на уровне ответа;

- принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть исполнены в форматах, позволяющих компоновать их в общие электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) либо личные электронные библиотеки учащегося (согласно профессии и курсу, на котором он обучается), преподавателя или исследователя.

Просмотров работы: 1621