ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Узун А.С. 1, Зольникова С.Н. 1
1Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет Институт Менеджмента и Бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время усиливается необходимость управленческого внимания к множественным вариантам развития. Это внимание, реализующееся посредством сценариев, позволяет выстраивать альтернативные картины будущего, благодаря чему появляется возможность «справиться» с бесконечной вариативностью, бесконечным обилием имеющихся возможностей. Принимаемые к действию варианты развития содержат в себе множественные возможные картины будущего, увеличивая ценность, взвешенность и обоснованность стратегических решений, целей и стратегий, реализующихся в сценариях.

Посредством сценариев становится возможным значительно более раннее распознавание потенциала для будущего развития. Работа со сценариями позволяет посредством многоступенчатого креативного процесса разрабатывать и верифицировать собственные картины будущего. Стратегическое планирование, основанное на нескольких сценариях, позволяет реализовать собственные представления о будущем в осуществляемых впоследствии стратегиях.

Актуальность темы обусловлена тем, что сценарный подход является одним из важнейших и перспективных методов повышения эффективности управления и успешности современных коммерческих и государственных компаний. Цель данной работы — рассмотреть использование сценарного подхода при разработке управленческого решения.

Задачи курсовой работы :

  1. Рассмотреть роль сценарного подхода в процессе разработки управленческого решения;

  2. Рассмотреть методические основы составления сценариев;

  3. Рассмотреть формирование сценария развития процесса.

Объект исследования – сценарий развития Тюменской области до 2030 года.

1.РОЛЬ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Сценарий представляет собой специфический документ, описывающий ситуации, в которых может оказаться компания, и некий план действий компании в этих ситуациях. Программы действий, в отличие от классического прогнозирования, не обязательно носят альтернативный характер, они могут пересекаться и интегрироваться друг с другом. Серьезное отличие сценарного подхода от классического прогнозирования состоит также в том, что в качестве результата действий компании выбирается не одна наиболее вероятная точка исхода, а определенные диапазоны вероятных исходов. Несмотря на все отличия, ряд схожих черт у сценариев и прогнозов имеется. И сценарии, и прогнозы направлены либо на описание вероятной ситуации в будущем, либо на выявление путей и сроков ее достижения. И в сценариях, и в прогнозах необходимым является создание модели либо ситуации, либо того объекта, для которого разрабатывается сценарий и, в конечном итоге, целью и разработки сценариев, и прогнозирования является научное предвидение того, каким образом ситуация будет развиваться в определенном моменте в будущем.

Однако достаточно сложно определить, что собой представляет сам сценарий с содержательной точки зрения. С одной стороны это своеобразный план или совокупность планов, с другой – виртуальная картина мира в будущем, достоверность которой невозможно подтвердить, пока не истечет срок, на который составлялся прогноз или сценарий. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении скрытого маркетингового воздействия на потребителя через изменение окружающей его среды. Среда включает в себя очень большое число случайных факторов, хаотично действующих во времени и пространстве, которые могут вызвать неожиданные реакции со стороны потребителя.

Тем не менее, сценарий как способ «предсказания» будущего имеет свою логику, в принципе схожую с логикой прогнозирования, и методологию, согласно которой устанавливаются причинно-следственные связи между действиями компании и возникающими социальными и экономическими эффектами. Эта логика задает саму структуру сценария и его содержание. Так же, как и при прогнозировании, при разработке сценариев первым и основным шагом является постановка целей и задач, создание рабочих гипотез, определение методов создания сценариев и проч. Далее следует сбор данных и разработка базовой модели, включающей в себя основные силы и факторы, от которых зависит развитие ситуации или объекта разработки сценариев. На этом этапе, в отличие от «классического» прогнозирования, обозначение сути и взаимодействия факторов имеет дескриптивный характер, а не вид математического или статистического уравнения.

После разработки модели следует непосредственно этап создания сценариев. Существует достаточно большое количество методик, по которым разрабатываются сценарии. Назначение сценарного метода состоит в обеспечении научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности. Поэтому метод жестко ориентирован на цели прогнозирования, определяемые содержанием принимаемого решения. Это означает, что прогнозируемая ситуация всегда рассматривается под углом зрения вопросов, составляющих решение, то есть в достаточно узком ракурсе, которым ограничивается описание системы.

Организационная сторона реализации метода сценария состоит в следующем:

1) руководитель подразделения составляет подробное описание

задания: цели, существующую ситуацию и проблему

Он также вырабатывает социально-психологические методы согласования потребностей и интересов между участниками ПРУР;

2) руководитель или его подчиненные разрабатывают варианты

решения проблемы;

3) специалисту по формированию сценариев дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов и потребителей решения;

4) текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

5) созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения:

- одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения;

- внесение в него корректив, утверждение технологии разработки и реализации решения;

- очевидное несогласие и переделка сценария;

6) составляется окончательный сценарий для ориентировки всех участников процесса ПРУР.

Основная часть сценария (сюжет) должна включать содержательную часть и количественные параметры. В состав содержательной части рекомендуется включать три части: завязка событий, конфликт и развязка событий. (рис.1.1)

Рис 1.1 Структура содержательной части сценария

Метод сценариев относится к комплексным методам разработки, выбора и реализации управленческого решения. Применение метода сценария эффективно:

• для большой группы людей или компаний (для нескольких сотен человек или компаний);

• для людей, у которых не совпадают менталитет, вероисповедание, жизненные ценности (наглядность метода сценария в значительной мере объединяет оценки людей);

• для пессимистов или враждебно настроенных к руководителю или компании людей;

• для среды гуманитариев, для которых представление важнее расчетов.

Из данного определения следует, что процесс построения сценария реализует все основные функции научного исследования – описательную, объяснительную и предсказательную – и в конечном итоге отражает достигнутый уровень эмпирических и теоретических знаний о прогнозируемой системе.

Сценарий является некоторой относительной, условной оценкой возможного развития системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития. Которые чаще всего принципиально непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос: «Что может быть, если условия развития системы сложатся так… ?». Как известно, ничего другого о будущем любой системы узнать нельзя, и в этом смысле сценарий отражает прогностические возможности науки.

Метод сценариев гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели.

Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная за дача разработки сценариев - дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.

Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения.

Сценарии развития анализируемой ситуации, разрабатываемые специалистами, позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, определить картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация.

С одной стороны, профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии позволяют своевременно осознать опасности, которые могут быть следствием неудачных управленческих воздействий или неблагоприятного развития событий.

Сопоставление и оценка возможных сценариев развития ситуации способствует принятию подчас единственно верного решения.

Каждый методов сценария имеет как преимущества, так и недостатки. Не анализируя сейчас, какой метод сценариев лучше или хуже, отметим, что, как правило, данные о нескольких возможных сценариях развития ситуации более информативны, чем один единственный сценарий. Группируя сценарии, анализируя их, можно определить рациональную стратегию воздействия на ситуацию и разработать более эффективное решение.

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ

В настоящее время известны различные реализации метода сценариев (таб.2.1)

Таблица 2.1

Реализации метода сценариев

Название

Описание

Получение согласованного мнения

Является, одной из реализаций метода Делфи, ориентированной на получение коллективного мнения различных групп экспертов относительно крупных событий в той или иной области в заданный период будущего.

К недостаткам этого метода можно отнести недостаточное внимание, уделяемое взаимозависимости и взаимодействию различных факторов, влияющих на развитие событий, динамике развития ситуации.

Повторяющаяся процедура независимых сценариев

Состоит в составлении независимых сценариев по каждому из аспектов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и повторяющемся итеративном процессе согласования сценариев развития различных аспектов ситуации.

Достоинством этого метода является более углубленный анализ взаимодействия различных аспектов развития ситуации.

К его недостаткам можно отнести недостаточную разработанность и методическую обеспеченность процедур согласования сценариев.

Использование матриц взаимодействия

Предполагает определение на основании экспертных оценок потенциального взаимовлияния событий рассматриваемой совокупности.

Оценки, связывающие все возможные комбинации событий по их силе, распределению во времени позволяют уточнить первоначальные оценки вероятностей событий и их комбинаций. К недостаткам метода можно отнести трудоемкость получения большого количества оценок и корректной их обработки. В работе предлагается методология составления сценариев.

Практически, сценарный метод прогнозирования заключается в выявлении альтернативных путей развития событий и определения вероятности реализации каждого исхода. Разработка сценария происходит по следующему алгоритму:

1.Изучение эволюции явления в прошлом, поиск закономерностей развития явления. Исходным пунктом разработки "сценариев будущего" всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов: значение каких факторов падает и каких возрастает по всему временному горизонту.

2. Выявление факторов, влияющих на объект прогнозирования (путем качественного анализа). Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов.

3. Определение формы и тесноты связи между этими факторами и объектом (посредством корреляционно-регрессионного анализа). Уточнение прогнозной модели (качественной и/или количественное описание процесса изменения объекта прогнозирования в зависимости от изменения факторов: в каком направлении, какими темпами и насколько изменяются).

4. Рассмотрение альтернативных вариантов изменения факторов (с определением вероятности изменения) и соответствующего изменения объекта прогнозирования.

5. Комплексное описание различных сценариев развития событий: оптимистического, пессимистического, наиболее вероятного, наименее вероятного. Должно быть разработано множество альтернативных "сценариев будущего", представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие – альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т. е. взаимоисключающих шагов и событий.

Метод сценариев нередко является практически единственным методом прогнозирования (если не считать качественных) при изучении сложных, многофакторных явлений (например, прогнозирование поведения конкурентов).

Алгоритм внедрения стратегии управления хозяйственной деятельности при сценарном подходе должен характеризовать следующие свойства:

1. Характеризовать поведение фирмы при реализации конкретных стратегий. Речь идет о выяснении всех положительных и отрицательных явлений и событий, которые могут возникнуть, если принятая стратегия будет признана основополагающей, что позволяет перенести ее на все другие аспекты долговременных планов экономического и социального развития предприятия.

2. Рассматриваемые в алгоритме сценарии должны быть взаимоувязаны между собой, обеспечивая взаимопроникновение и взаимодополнение. Это означает, что после тщательного анализа всех вариантов сценарного подхода можно из каждого сценария отобрать все варианты, которые с точки зрения интересов региональной экономики совместимы и в совокупности могут обеспечить комплексное экономическое и социальное развитие на надежной и реальной основе.

3. Разрабатываемые стратегии не должны рассматриваться как приоритетные самодовлеющие направления, выступающие как альтернативы всем другим сценариям. Наоборот, проработка каждого сценария на многовариантной основе позволяет найти ту оптимальную основу, которая образуется на базе взаимодействия реальных вариантов, взятых из всех рассмотренных сценариев.

Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

В таблице 2.2 представлен алгоритм формирования сценариев, обобщающий опыт в этой области.

Таблица 2.2

Алгоритм разработки "сценариев будущего"

Этапы

Содержание

1. Установление предмета исследования и его структурирование

Установление предмета исследования (например, производство легковых автомобилей в России). Определение показателей (индикаторов), посредством которых можно охарактеризовать предмет исследования. Какая дополнительная информация необходима. Анализ фактического состояния предмета исследования.

2. Определение существенных факторов, влияющих на предмет исследования, их структурирование

Отбор факторов и альтернатив (методами экспертизы, "мозговая атака" и т. д.). Определение направления и силы воздействия факторов (позитивное и негативное влияние). Определение структуры влияющих факторов на предмет исследования. Графическое представление взаимосвязей.

3. Определение тенденций развития

Прогноз фактического состояния предмета исследования (выполняется на основе методов экспертизы, прогнозов динамики отдельных факторов, общедоступных экономических, научно-технических и тому подобных прогнозов). Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития. Определение и обоснование альтернатив развития для областей с неявным развитием.

4. Разработка и выбор альтернативных сценариев будущего

Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность, логику и непротиворечивость. Отбор двух-трех вариантов по выбранному критерию. Проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость и высокую степень вероятности.

5. Интерпретация выбранных сценариев развития. Учет возможных противодействующих событий

Прогноз развития выбранных сценариев (разработка множества альтернатив для различных временных горизонтов - до 2000 г., 2010 г. и т. д.). Разработка детальной расширенной редакции отобранных сценариев. Определение результатов противодействия событий, которые могут повлиять на ход развития (например, новая технология - принципиально новая конструкция автомобиля и т. д.). Разработка "сценария будущего" с учетом влияния противодействующих событий.

6. Разработка окончательного варианта сценария и снижение степени риска возможных потерь

Формулировка "сценария будущего" с учетом всех вновь открывающихся факторов и событий. Оценка влияния отклонений от основной идеи сценария. Оценка возможных отклонений от первоначального образа организации.

7. Перенос сценария на практическую основу

Формулирование стратегии развития организации. Разработка системы планов развития организации (стратегический план, планы развития, текущие планы, программы и проекты).

Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. Высказывается мнение, что необходимость в предвидении наиболее вероятного развития ситуации впервые возникла с возникновением промышленного производства, поскольку при сезонно повторяющемся сельскохозяйственном производстве в этом не было никакой необходимости. Полностью согласиться с такой точкой зрения трудно, поскольку испокон веков человечество воевало, время от времени вело грандиозное строительство. И без представления возможного развития ситуации такие, целенаправленные действия вряд ли были бы возможны.

Заслуживает внимания разновидность метода сценариев, предложенная Абтом, Фостером и Ри. Авторы подчеркивают, что их метод разработки сценариев относится скорее к анализу возможного, а не к вероятного будущего. Действительно, полученное в процессе разработки прогноза более глубокое понимание ситуации предполагает в качестве следующего шага выработку системы воздействий, которая может изменить рассмотренные сценарии развития ситуации. Разработанный авторами метод предусматривает отбор только тех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитию анализируемой системы, будь то система контроля за окружающей средой или система управления технологическим процессом в действующем производстве и т.д. Далее предполагается разработка достаточно детальных сценариев для выявления опасностей, угрожающих системе, и необходимого противодействия им. Предусматривается отбор среди множества возможных сценариев наиболее пригодных для последующего анализа, а также процедуры использования компьютеров для разработки неискаженных сценарных прогнозов.

3.ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА

Тюме́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.

Административный центр — город Тюмень. Граничит на северо-западе с Архангельской (Ненецкий автономный округ) областью, на западе с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской и Курганской областями, на юге с Северо-Казахстанской областью Казахстана, на юго-востоке с Омской и Томской областями, на востоке и северо-востоке сКрасноярским краем; единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге.

Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.

Тенденции и условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования законодательства и институциональной среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней средыдля развития Тюменской области – тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.

Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.

Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации , возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный – Урал Полярный»).

Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.

Особое значение для перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное – Обская», «Обская – Салехард - Надым», автодороги Агириш – Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области. Участие области в проекте целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных). Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.

Внутренние факторы и условияопределяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем.

Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменской области определяется ее конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.

Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.

Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.

Инерционный и энерго-сырьевой сценарииоснованы на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области.

Качественно иной тип экономического роста, предполагающий переход на новый технологический уклад, связанный с развитием высокотехнологичных отраслей, социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценарияразвития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.

Инерционный сценарий

При реализации инерционного сценария развития Российской Федерации, в рамках которого рассматривается соответствующий сценарий развития Тюменской области, приоритет в росте производства и доходов населения получат наиболее конкурентоспособные регионы, в их числе и Тюменская область.

Предполагается, что основным фактором экономического развития области останется выполнение сервисных функций по отношению к нефтегазодобывающему комплексу ХМАО и ЯНАО.

Развитие Тюменской области будет происходить в условиях сокращения численности населения и ухудшения его демографической структуры, роста доли населения нетрудоспособных возрастов, а также жесткой конкуренции за трудовые ресурсы, в первую очередь, квалифицированные, с соседними регионами. В структуре доходов населения области будет увеличиваться доля социальных выплат, динамика которых будет оказывать возрастающее влияние на общую динамику и формирование конечного спроса в области. В большинстве обрабатывающих секторов области сохранится низкий уровень конкурентоспособности и невысокая инвестиционная привлекательность.

Основные факторы экономического роста останутся прежними: развитие транспорта и связи, торговли и сельского хозяйства, динамика которых будет зависеть от роста доходов населения, а также отраслей социальных услуг, развитие которых будет обеспечиваться за счет расходов федерального и регионального бюджетов, инвестиционный спрос также будет невысоким.

Инвестиционная программа предполагается в объемах, предусмотренных в среднесрочном прогнозе развития Тюменской области на 2015-2017 годы, в частности, реализация инвестиционных проектов, начатых или подготовленных к реализации в 2014-2015 годах. В дальнейшем экономический рост будет базироваться на невысоких темпах прироста инвестиций, заложенных в инерционный прогноз Правительства Тюменской области.

Неблагоприятное развитие внешних условий, касающихся РФ в целом, будет негативно сказываться на экономической динамике Тюменской области, поскольку внешние стимулы для роста будут невысокими, а имеющиеся внутренние источники роста будут ограничиваться еще и в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями, старением основных производственных фондов.

Энерго-сырьевой сценарий

Сценарий энерго-сырьевого развития представляет по сравнению с инерционным сценарием более благоприятные условия для развития Тюменской области в ее нынешней структуре с точки зрения привлечения в экономику инвестиционных ресурсов, а также роста внешнего спроса на продукцию и услуги области.

Реализация энерго-сырьевого сценария для Уральского федерального округа предполагает сохранение и дальнейшее развитие его современной специализации, доминирование добывающих секторов и концентрацию инвестиционных ресурсов преимущественно в Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. Для Тюменской области реализация энерго-сырьевого варианта создаст благоприятные условия для участия в инвестиционных проектах межрегионального значения: в проектах освоения нефтегазовых ресурсов в ЯНАО и ХМАО, «Урал Промышленный – Урал Полярный». Развитие региональной инфраструктуры будет способствовать реализации транспортно-транзитного потенциала.

Индустриальный потенциал Тюменской области будет реализован за счет модернизации и развития отраслей традиционной специализации области: нефтехимической промышленности, машиностроения, пищевой промышленности. Диверсификация экономики области предполагает привлечение инвестиций не только на развитие предприятий топливно-энергетического комплекса, но и других отраслей: машиностроения, нефтехимической, легкой, пищевой медицинской и фармацевтической промышленности, приборостроения, переработки древесины.

Приоритетное развитие в Тюменской области получит производство и переработка сельскохозяйственной продукции, на этой базе будет формироваться Южно-Уральская сельскохозяйственная зона опережающего роста.

В энерго-сырьевом варианте УФО предполагается полномасштабная реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», который рассматривается в качестве существенного фактора формирования внешнего спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области, участие которой в проекте предполагается по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, услуги.

Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Тюменской области при реализации данного сценария будет базироваться преимущественно на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала области, а также на импорте инноваций из-за рубежа и из других российских регионов.

Инновационный сценарий

Перспективы инновационного роста Тюменской области связаны с модернизацией традиционной промышленности, созданием ряда новых секторов в нефтегазосервисе, высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, развитием региональной инновационной и социальной системы.

Развитие базовых секторов экономики Тюменской области в долгосрочной перспективе будет связано с развитием нефтедобычи и обслуживанием нефтегазового комплекса ХМАО и ЯНАО. Такое закрепление специализации включает появление в области новых видов экономической и социальной деятельности: технологического обеспечения, проектирования и инновационных разработок; материально-технического снабжения и логистического обслуживания; управления информацией; привлечения, обустройства и подготовки высокопрофессиональных кадров для геологии, разведки недр, нефтегазового машиностроения, автоматизации и управления, информатики и других отраслей – ключевых смежников ядра нефтегазодобывающего кластера.

Реализация инновационного сценария предполагает развитие в области высокотехнологичных производств, не связанных с потреблением большого объема привозных сырьевых ресурсов, основанных на эффективном использовании собственной сырьевой базы; поддержку широкомасштабного жилищного строительства и развитие собственной строительной индустрии; интенсификацию сельскохозяйственного производства, улучшение качественных характеристик и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; развитие транспортно-логистических узлов для обеспечения потребностей активно развивающихся отраслей экономики.

В рамках инновационного сценария предполагается рост и повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения, создание условий для формирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, рост инвестиций в агропромышленное производство путем привлечения средств финансово-промышленных структур, укрепление сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовительными, перерабатывающими и торговыми структурами; увеличение темпов роста производства продукции в пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, внедрение инновационных технологий переработки сырья, модернизация и техническое перевооружение организаций, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки.

На основе инновационного развития агропромышленного комплекса в южных районах Тюменской области в кооперации с Курганской и Челябинской областями предполагается формирование сельскохозяйственной зоны опережающего роста.

Тюменская область располагает развитым образовательным и научно-исследовательским потенциалом, на базе которого предполагается формирование региональной инновационной системы, способной не только осваивать, но и активно генерировать инновации. В рамках инновационного сценария предполагается осуществление, по крайней мере, двух долгосрочных мегапроектов – создание Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа и взаимосвязанного с ним проекта развития городской среды в г. Тюмени, что позволит повысить привлекательность города и региона для молодых высококвалифицированных и мобильных специалистов. На их основе предполагается формирование Тюменской зоны опережающего роста инновационного типа, которая будет специализироваться на инновациях в нефтегазовом секторе экономики, включая все элементы технологической цепочки.

Важнейшая роль в реализации инновационного сценария развития Тюменской области отводится развитию малого бизнеса в промышленности, агрокомплексе, инновационной сфере, туризме.

Тюменская область располагает значительным потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. Инновационный вариант предполагает создание в области туристско-рекреационного кластера. В целях развития социальной инфраструктуры, в том числе развития туристической индустрии, предполагается строительство нескольких отелей международной категории, торговых и торгово-развлекательных комплексов, мотелей, гостиниц и спортивно-сервисных, музейных центров. Планируемые и реализуемые проекты в сфере гостиничного и туристического бизнеса, общественного питания и торговли в течение 4-6 лет могут создать 2 тыс. новых рабочих мест для привлечения высококвалифицированных специалистов.

Реализация на территории Тюменской области крупных инвестиционных проектов позволит сформировать в регионе несколько зон опережающего развития, которые будут выступать в качестве локомотивов роста для окружающей их территории.

В стадии реализации находится «Уватский проект» компании ТНК-ВР, который вместе с проектами увеличения добычи в данном районе, созданием производств по переработке древесины в перспективе сформирует Уватскую зону опережающего роста.

Тобольская нефтехимическая зона опережающего роста может быть сформирована на Тобольской промышленной площадке (ООО «Тобольск-Нефтехим», ООО «Тобольск-Полимер», входящие в структуру компании «СИБУР-Холдинг»), где возможна организация ряда крупнотоннажных производств по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуску различных видов химической продукции, ориентированной как на экспорт, так и на замещение импорта.

Реализация инновационного варианта развития России предполагает осуществление ряда институциональных преобразований, касающихся повышения инвестиционной привлекательности страны в целом, создания новых эффективных моделей взаимодействия власти и бизнеса, повышения качества человеческого капитала, формирования новой социальной структуры общества. Для Тюменской области, помимо решения общенациональных проблем институционального характера, первоочередное значение имеют меры по развитию и государственной поддержке сельскохозяйственного производства, решению социальных проблем, регулированию миграционных процессов.

Варианты прогноза социально-экономического развития Тюменской области

Перспективное развитие Тюменской области в период 2015-2030 годов будет проходить в три этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики Российской Федерации.

Первый этап (2015-2019 годы)базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ в «традиционных» отраслях специализации Тюменской области – нефтегазосервисе, машиностроении, транспорте, аграрном секторе. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе диверсификацию производственного комплекса области и переход к инновационному развитию.

Второй этап (2020-2024 годы)предполагает диверсификацию экономики области, повышение конкурентоспособности обрабатывающих и сервисных отраслей, улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды. При реализации инновационного сценария на основе структурной диверсификации экономики будет обеспечено формирование модели социально-ориентированного инновационного развития региона.

Третий этап (2025-2030 годы)интенсивный качественный рост экономики области на новой технологической базе, высокий уровень и качество жизни населения.

Основные количественные характеристики вариантов развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Макроэкономические параметры вариантов социально-экономического развития Тюменской области

 

Энерго – сырьевой

Инновационный

ВРП

   

2019 год к 2015 году

1,4 раза

1,5 раза

2024 год к 2019 году

1,6 раз

1,7 раза

2030 год к 2024 году

1,4 раза

1,5 раза

Инвестиции

   

2019 год к 2015 году

1,5 раза

1,6 раз

2024 год к 2019 году

2,4 раза

2,6 раза

2030 год к 2024 году

1,5 раза

1,7 раза

Реальные располагаемые доходы населения

   

2019 год к 2015 году

1,4 раза

1,5 раза

2024 год к 2019 году

1,5 раза

1,7 раза

2030 год к 2024 году

1,5 раза

1,6 раз

Производительность труда

   

2019 год к 2015 году

1,4 раза

1,4 раза

2024 год к 2019 году

2,0 раза

2,1 раза

2030 год к 2024 году

1,6 раз

1,7 раза

Для реализации инвестиционного потенциала Тюменской области потребуется продолжение и дальнейшее совершенствование деятельности по продвижению инвестиционных проектов и предложений, имеющих региональное значение, проведению презентационной работы по представлению инвестиционного потенциала региона заинтересованным инвесторам, реализации отраслевых стратегий инвестиционного развития с целью привлечения инвесторов в различные сектора экономики области, а также формирование в среднесрочной перспективе инфраструктурных промышленных площадок в регионе.

Результатом инвестиционной политики Тюменской области должно стать формирование в регионе инвестиционного климата, максимально приближенного к лучшим мировым практикам, обеспечивающего привлечение инвестиций по широкому спектру отраслей и территорий области, повышение уровня сбалансированности региональной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанный широкий спектр возможных альтернативных вариантов развития ситуации позволяет более полно определить критические ситуации для принятия решений, а также возможные последствия предлагаемых альтернативных вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного.

Профессионально разработанный сценарий - неотъемлемая составляющая процесса выработки и принятия важных управленческих решений.

Применение метода сценариев очень эффективно при выработке управленческого решения для:

  • большой группы людей или компаний (для нескольких сотен человек или компаний);

  • людей, имеющих разные интеллект, вероисповедание, жизненные ценности (наглядность метода сценариев в значительной мере объединяет оценки людей);

  • пессимистов или враждебно настроенных к руководителю или компании людей;

  • гуманитариев, для которых представление важнее расчетов.

Основным недостатком сценарного анализа является рассмотрение только нескольких возможных исходов по проекту, хотя в действительности число возможных исходов не ограничено. Кроме того, при невозможности использования объективного метода определения вероятности того или иного сценария приходится делать предположения, основываясь на личном опыте или суждении, при этом возникает проблема достоверности вероятностных оценок.

Так как сценарий, по которому должен составляться прогноз развития проекта или процессов, должен содержать в себе вопросы развития не только науки и техники, но и экономики, внешней и внутренней политики, сценарии должны разрабатываться высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля прогнозируемого объекта.

Сценарий по своей описательности является аккумулятором исходной информации, на основе которой должна строиться вся работа по развитию прогнозируемого объекта. Поэтому сценарий в готовом виде должен быть подвергнут тщательному анализу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] / М.И. Бакаев, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 355с.

  2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа [Текст] / М.И. Баканов, М.И. Мельник, А.Д. Шермет. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 536 с.

  3. Башкатова. Ю.И Управленческие решения / Московский

  4. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие /М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 461 с.

  5. Веснин В.Р Стратегическое управление. Изд-во: Проспект, 2010г

  6. Горелов С. Математические методы в прогнозировании. – М.: Прогресс, 2008.

  7. международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2009 – 89 с.

  8. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие /А.И.Орлов.- М. Издательство «Экзамен», 2010. - 656 с.

  9. Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2011- 264 с.

  10. Сценарное планирование. Связь между будущем и стратегией. Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд, Изд-во: Олимп-Бизнес, 2009г

  11. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. - М.; КомКнига, 2010 г.

  12. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст] / А.Д. Шермет. - М.: Инфра-М, 2010. - 415с.

  13. («Полис», №4(106) 2008, А.Ю Мельвиль, И.Н.Тимофеев «Россия 2020: Альтернативные сценарии и Общественные предпочтения»)

Просмотров работы: 11162