Репрезентация сексуальности в мировых религиях, является одной из наименее изученных и описанных областей психологи сексуальности и психологии религии. Понятие сексуальности включает в себя ряд проявлений религиозного, морального и ценностного характера. Под сексуальностью мы понимаем не только особую активность и удовольствие, связанные с функционированием генитального аппарата, но также возбуждения и действия, доставляющие человеку с самого раннего детства удовольствие, не сводимое к удовлетворению физиологических потребностей [3, 512]. Сексуальность, выступает одним из элементов нормальной сексуальной любви. З. Фрей установил, что между так называемой нормальной и первертной сексуальностью существует многочисленные переходы: так, временные перверсии возникают при невозможности обычных способов удовлетворения, а при подготовке и совершении коитуса встречаются формы активности (предварительное удовольствие), которые возникают и при перверсиях - либо в качестве замещения коитуса, либо как непременное условие удовлетворения [3, 513].
Сексуальность и религия часто противопоставляются как физическое и духовно. Репрезентация сексуальности в мировых религиях в разные времена проявлялась по-разному. В буддизме и индуизме слияние телесного и духовного проявляется в ритуалах наполненных сексуальным контекстом. Ритуалы сексуального общения берут истоки в Ведах, хотя основной акцент в них ставится на поклонении природным божествам. В древних ведических обрядах существовал обряд принесения в жертву лошади, что являлось в те времена самым сильным жертвоприношением. Царь, дабы увеличить свою территорию, позволял лошади весь год пастись на воле, а затем животное приносили в жертву. Жена царя должна была лечь рядом с жеребцом и имитировать совокупление с ним. В христианстве доминирует духовный компонент, проявляется идеал монаха, лимитация в пище, сексе и утруждающий свое тело, что делает сексуальность и телесность табуированным переживанием. В исламе так же, как и в буддизме и индуизме нет резко отрицательного отношения к репрезентации сексуальности и телесности в повседневной жизни личности, однако нет демонстративного проявления сексуальности во внешнем мире.
В христианстве существуют разные течения: католицизм, православие, протестантизм. Православию присуща идея первородного греха, где все касающееся сексуальности, эротизма и секса является грехом. Единственным спасением является церковь. Добрачная и внебрачная сексуальность резко осуждается, все отклонения называются содомией. Сексуальные грехи занимали важное место в исповеди. Очень выразительно молитвенное «Правило от осквернения». В этом «Правиле» молящийся просит Господа избавить его от сексуальности, которая именуется «калом и скверной телесной», тело, испытавшее оргазм, считается нечистым, прокажённым и объятым язвой. Психологические последствия такой молитвенной практики очевидны: глубокий внутренний конфликт, отчуждение тела с его естественными потребностями и, как следствие, – невротизация человеческой жизни. Большая часть православных под влиянием церкви воспринимает собственную сексуальность как величайший грех и отчаянно с ней борется []. Для современной православной традиции половые отношения свойственно рассматривать как венец любви, как то, что может для многих супругов выразить полноту этого переживания. В настоящее время отношение церкви к добрачному сексу стало еще более терпимым.
В католицизме сексуальность демонизировали это происходило из-за непонимания ее истинного предназначения в жизни человека. Сексуальное поведение ассоциируется со злом, с чем-то опасным и нечистым. Человеку предписано как можно сильнее бороться с собственной плотью. Сексуальная жизнь в супружестве была строго регламентирована. Католицизм была настолько регламентированной религией, что даже имело свое влияние на половые отношения людей. Половое сношение проходило только в разрешенной религией позиции, а остальные позиции были запрещены и считались сатанинскими.
В протестантском течении акцент делается на то, что духовным подвигом является не монашество, а создание крепкой патриархальной многодетной семьи на всю жизнь и хорошее воспитание детей, ибо Библия учит семье, а не монашеству. Протестантская вера сохранила традиционные христианские взгляды на репрезентацию сексуальности. По-прежнему супружеская измена, мастурбация и гомосексуальные действия считались греховными, а брак рассматривался как пожизненное обязательство. Самым заметным изменением взглядов по вопросам сексуальности явилось то, что протестантизм не признавал воздержание, как пути к рай. Протестантская вера поощряла вступление пасторов в брак, считая, что эти люди не наделены особыми божественными полномочиями, что нет никакого религиозного смысла в стремлении отдельного человека к особенной святости и что сексуальность, эротизм и секс - естественный элемент человеческой жизни.
Проведя аналогию всех течений христианства можно сделать вывод, что у каждой ветви свое видение сексуальности, но, несмотря на это, они схожи в том, что любое сексуальное поведение было греховным. Так же можно сделать выводы, что у нынешнего христианства совсем иные взгляды. Сегодня семья в православии — это союз мужчины и женщины на основании любви по взаимному договору, а не как ранее союз двух взаимодополняющих существ. Рождение детей не является целью брака, оно — естественное и желанное следствие супружеского союза [].
Нигде сексуальное и религиозное не переплеталось так тесно, как в Индии, нигде божественная и человеческая модели сексуального поведения не проиллюстрированы так полно. Довольно известный факт, что именно в Индия появился «Трактат о любви» всем известна как «Камасутра». Малланага Ватьсьяяна описывает бытовые и общественные (не только сексуальные) обычаи и практики Древней Индии в те времена. В индуизме сексуальное наслаждение изначально трактовалось как благо и ценность. Сексуальная жизнь сравнивалась с борьбой, в процессе которой мужчина проявляет активность, а женщина оказывает сопротивление. Сексуальная близость считалась ритуалом, ведущим к озарению и раскрывающим истину Вселенной. Сексуальные отношения между мужем и женой относительно свободны от ограничений. Частота сексуальной активности не лимитирована; предполагается, что оба партнера должны при этом получать удовольствие. Безбрачие не только не признается добродетелью, но его даже считают грехом. Секс трактуется как наслаждение, и удовлетворение жены мужем является обязательным.
В индуизме разделяют четыре направления: шиваизм, шактизм, сматртизм, вишнуизм и у каждого течения свое представление о сексуальности. Основной целью шиваизма является постижение единства души с божеством Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Поскольку Шива был древним богом плодородия, считалось, что его сексуальная сила неисчерпаема и часто половое сношение использовали как форму поклонения, практикуя сексуальные техники прописанные в «Камасутре». Секс — это один из способов активации жизненной энергии.
Ключевыми писаниями традиций шактизма являются «Лалита-сахасранама», «Деви-гита», «Саундарья-лахари» Шанкары и Тантры. В тантре описывались учения, в которых почитались божества или существа воплощающие в себе сексуальную энергию. Согласно тантре, самая энергия – сексуальная и любые половые отношения считались ритуальными.
Высшей целью смартистов является реализация себя как Брахмана - Абсолютной и единственно существующей Реальности. Секс выступает только в рамках ритуала и без цели доставить удовольствие участникам действа. Как правило, культы, которые практикуют ритуальные соития, очень прочно скрыты от глаз не то, что европейцев, но и ортодоксальных индусов. Секс как таковой для молодых людей до брака, по сути запрещен, находясь под зорким наблюдением общественного мнения и многолетних табу.
Сексуальность в вишнуизме приняла также форму придворной эротической поэзии, в крайних своих выражениях доходившей почти до порнографии, с другой же стороны она вылилась в экстатические гимны альваров и опьяняющие киртаны бенгальских мистиков. Сексуальность шиваизма иногда выражалась в садистическо-мазохических самоистязаниях, в очень жестоких жертвах ренукам, сопровождающихся страшным истязанием жертв в оргиастических ритуалах некоторых тантрических сект [4, 250].
Очень интересен феномен проституции в Индии. В эпосе и в классических индийских текстах внебрачный секс для мужчин не запрещался и даже был частью их жизни. Были высококлассные куртизанки, которые должны быть обучены шестидесяти четырем видам искусства, и их учителям платило государство. И очень остро заметна отчужденность и закрытость жизни таких женщин.
Буддизм учит, что сексуальностью надо управлять с помощью мудрости. По этой причине медитирующим рекомендуется изучить его природу. В одном из своих анализов сексуального влечения Будда объясняет, что степень, до которой женщина одержима своими женскими чертами, является уровнем её влечения к мужчине; уровень одержимости мужчины своими мужскими чертами является уровнем его влечения к женщине.
В буддизме сексуальность не является греховностью, не считает однополые отношения, происходящие по обоюдному согласию, злом по своей природе. Существует лишь пять главных запрещений относительно секса, не зависимо однополый это секс или разнополый. Во-первых, сексуальная близость не должна содержать элемента насилия или принуждения. Во-вторых, она не должна быть объектом купли-продажи, вымогательства или шантажа. В-третьих, она не должна нести обмана, такого, например, как супружеская неверность или заведомо ложного обещания о вступлении в брак. В-четвертых, близость не должна наносить вред здоровью ни одной из сторон, в том числе - нельзя вступать в связь с лицами, не достигшими половой зрелости. И, в-пятых, - половая страсть не должна утоляться противоестественным образом, как-то - сношения с животными, трупами и тому подобное [4, 123]. Кроме того, существует запрещение на половые контакты в священных и неподобающих местах: храмах, в присутствии духовных особ, на людях, при детях, в нечистых (негигиеничных) условиях. На высших ступенях сексуальная активность созерцается во время полового акта как поток изменяющегося сознания, поток внутренней энергии или абсолютное Просветление. Хорошо, но надо дополнить
В исламе счастливая сексуальная жизнь является такой же важной частью ислама как молитвы или посты. И сказано в хадисе, что «совершение желанной для обоих половой близости супругами, засчитывается как совершение благого деяния.» Согласно исламу, человеческая личность от рождения наделяется правом на удовлетворение своих физических, интеллектуальных и духовных потребностей. Именно в исламе секс обретает свой реальный и полный смысл, будучи не только средством продолжения рода, получения удовольствия и удовлетворения естественных потребностей организма, но и поклонением Всевышнему и одним из аспектов обретения Его милости и благословения. Любовь и секс всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии. Подобно сматртизму сексуальность в исламе прочно скрыты от глаз.
Следовательно, с исламской точки зрения сексуальное чувство мужчины и женщины коренится в конституции человеческой природы, являясь одновременно орудием Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.
Индуизм и буддизм, является своего рода демонстративными религиями, которые выставляющей на всеобщие обозрение половой акт, сексуальность и эротизм, делая все это неотъемлемой частью своей культуры. Христианство является религией, которая отрицает значимость сексуальности и вытеснение ее глубинной бессознательности приводит к фрустрации сексуальной потребности и является мощным источником формирования вины и стыда у половозрелой личности. Репрезентация сексуальности в исламе позволяет синтезировать в себе фантазм, который позволяет получать максимальное удовольствие от проявления сексуальности объекта.
Следовательно, практически все мировые религии считают сексуальность в той или иной мере допустимой, то есть явно не препятствуют процессу совокупления, лишь частично ограничивая в некоторых аспектов. «Для того, кто знаком с феноменологией религии, не секрет, что желания духовные и телесные – злейшие враги, но одновременно и соратники; и поэтому иногда достаточно лишь небольшого шага, чтобы преобразить одно в другое» [7, 59]
Список использованной литературы:
Кон И. С. Введение в сексологию. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. — М.: Олимп, Инфра-М, 1999. — 288 с.
Кон И. С. Сексология. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/Пер. с франц. и науч. ред. Н.С. Автономовой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 754с.
Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
Парриндер, Джеффри Сексуальная мораль в мировых религиях: М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002, 352 с.
Фрейд З. Тотем и табу:[сб.; пер. с нем.]/Зигмунд Фрейд. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 636
Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 400 с.
http://shkolazhizni.ru.