Мозг собаки отвечает за интерпретацию и действия в массиве окружающей информации и сигналов, поступающих от различных органов восприятия. Реакция собаки на один и тот же раздражитель не всегда одинакова. Она зависит от событий и ощущений собаки в конкретный момент.
Для получения наиболее уравновешенной собаки необходимо стимулировать её мозговую деятельность, что достигается путем регулярных упражнений, воздействием различных раздражителей разной силы (звуки, встречи с собаками и людьми, тренировки). Однако следует знать меру в процессе стимулирования. Так, щенок, лишенный стимуляции менее уравновешен, склонен к меланхолии, а чрезмерно стимулированные – агрессивны, имеют проблемы в поведении [1].
Собака улавливает особенности движения человека и отдельных частей его тела, воспринимает и анализирует различные жесты рукой, мимику лица, позу и темп движения дрессировщика, его одежду. Все это становится условным раздражителем. Особенно активно собака реагирует на предметы, находящиеся в движении и удаляющиеся, что вызывает реакцию преследования, а все приближающееся заставляет собаку настораживаться и нередко отступать.
Также по комплексу звуков и интонации голоса собака способна различать множество команд или команду, произнесенную в ласковом или приказном тоне.
В последние годы в нашем собаководстве поиски наилучшего теста для определения, насколько поведение собаки соответствует ее породной принадлежности и служебному предназначению, стали наиболее актуальной задачей.
Существуют вполне определенные врожденные поведенческие особенности, свойственные данной конкретной породе, наследуются они по гораздо более сложным законам, чем классические менделевские признаки, но не учитывать их в разведении нельзя.
Собака обладает некими врожденными задатками, и посредством некой системы дрессировки ее обучают определенному виду службы. Здесь речь может идти о пригодности либо непригодности собаки к конкретному виду службы, о легкости ее обучения. Это важно: затратив некие усилия, любую собаку, не имеющую серьезных отклонений в поведении, можно научить чему угодно, – вопрос в «стоимости» подобного обучения, т.е. в затратах времени и сил обучающего и в прочности закрепления навыков у обучаемого.
Если врожденные особенности в принципе позволяют собаке использовать чутье (хорошо развиты сенсоры и анатомия не мешает ими пользоваться), собаку можно научить следовой работе. Однако если у собаки взрывной темперамент, она легко отвлекается и при этом еще самостоятельна, то можно представить, каких усилий потребует обучение. Таким образом, оценивая рабочие качества, определяют, прежде всего, трудозатраты дрессировщика, а не врожденную компоненту поведения собаки [2].
Приручив собаку, человек стал выводить породы, культивируя специфические генетические черты и способности. Породы, в основном, творения человека. Они обладают генетически измененными и усиленными характеристиками. Таким образом, определенные собаки выполняют определенные задания лучше, чем другие.
Уровень интеллекта и черты характера варьируются от породы к породе. Индивидуальные вариации существуют и в рамках одной породы [1].
Подход к оценке поведения собаки с точки зрения легкости обучения при минимуме усилий раз за разом порождает идею универсальной собаки, т.е. животного, которое может быть обучено разнообразным, но относительно простым рабочим навыкам с минимумом усилий [2].
Помимо действия отдельных внешних и внутренних отвлекающих раздражителей на работоспособность собаки влияют различные комплексы других факторов внешней среды. Работать с собакой приходится в различных погодно-климатических условиях, на разнообразной местности, в любое время суток и при различных служебных ситуациях. Различные комбинации внешних условий, т. е. взаимодействие факторов как раздражителей могут или способствовать работе собаки, или затруднять ее работу, а иногда делать ее совсем невозможной. Дрессировщик обязан хорошо ориентироваться в обстановке, уметь анализировать факторы отрицательного и положительного действия внешней среды на работу собаки и своевременно оказывать ей помощь в трудных условиях.
Для наблюдений были отобраны 9 собак различных пород: лабрадоры Зимагор, Герда и Тина; русские спаниели Гриша, Лейди, Чении; немецкие овчарки Корди, Белла и Джессика. Все собаки содержались в одинаковых условиях и при одинаковом типе кормления и содержания.
Таблица 1 Влияние раздражителей на работу служебных собак различных пород (в баллах от 1до 5)
Подопытные группы |
Звуковой раздражитель различной силы |
Температура окружающей среды (повышенная) |
Посторонние люди как раздражители |
Половой раздражитель |
Итого баллов |
Средний балл по группе |
1 подопытная группа |
||||||
Зимагор |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,25 |
4,5 |
Герда |
5 |
4 |
4 |
5 |
4,5 |
|
Тина |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
|
2 подопытная группа |
||||||
Гриша |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4,42 |
Лейди |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Чении |
3 |
5 |
4 |
5 |
4,25 |
|
3 подопытная группа |
||||||
Белла |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
4,67 |
Джессика |
4 |
3 |
5 |
5 |
4,25 |
|
Корди |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Примечание:
5 баллов - раздражитель не влияет на работу собак;
4 балла – раздражитель незначительно влияет на работу собаки (отвлекает от задания);
3 балла – раздражитель мешает выполнять работу в нормальном темпе и с небольшим количеством повторений;
2 балла – раздражитель сильно мешает выполнению работы;
1 балл – полный отказ от работы.
При изучении влияния температуры на работу собаки следует отметить, что нормальным считается выполнение работы, выполненное сразу либо после 1 повторения с небольшой заминкой.
К данным этой таблицы следует дополнить, что баллы собакам Герда, Гриша за посторонние раздражители (люди) были снижены, так как они проявляют чрезмерную агрессию к прохожим, что представляет опасность для людей. За звуковой раздражитель были снижены баллы у Джессики и Чении, так как они реагировали на громкие звуки, а иногда проявляли трусость.
Грише также были снижены баллы за подверженность погодным условиям, однако был учтен и возраст собаки.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наиболее устойчивы к различным раздражителям немецкие овчарки, в то время как спаниели наименее устойчивы. Однако разница не слишком велика.
Таблица 2 Влияние раздражителей на поведение служебных собак различных пород в период отдыха – прогулка в лесном массиве (в баллах от 1до 5)
Подопытные группы |
Звуковой раздражитель различной силы |
Температура окружающей среды (повышенная) |
Посторонние люди как раздражители |
Половой раздражитель |
Итого баллов |
Средний балл по группе |
1 подопытная группа |
||||||
Зимагор |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,83 |
Герда |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
|
Тина |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
|
2 подопытная группа |
||||||
Гриша |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4,42 |
Лейди |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Чении |
3 |
5 |
4 |
5 |
4,25 |
|
3 подопытная группа |
||||||
Белла |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4,91 |
Джессика |
4 |
3 |
5 |
5 |
4,25 |
|
Корди |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Примечание:
5 баллов - раздражитель не влияет на поведение собак;
4 балла – раздражитель незначительно влияет на поведение собаки (отвлекает от задания);
3 балла – раздражитель сильно влияет на поведение собаки;
1-2 балла – раздражитель сильно влияет на поведение собаки, бесконтрольное поведение.
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что раздражители также влияют на самочувствие собак во время отдыха, однако не столь сильно как при работе. Наименее подвержены внешним раздражителям собаки третьей группы, а наиболее - второй. Представители третьей группы даже во время отдыха активны: бегают по вольеру, реагируют на посторонних людей, в то время как представители других групп предпочитают скрыться в тени, ведут себя пассивно.
Сравнивая данные таблицы 2 и 1 можно сказать, что работа также является немаловажным раздражителем. Так, разница между покоем и работой у третьей группы составляет 0.24 балла, у второй группы он не изменился, а у первой – 0.33 балла.
Наиболее устойчивы к различным раздражителям оказались немецкие овчарки, в то время как спаниели наименее устойчивы. Однако разница между породами не сильно различается по среднему значению.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее подходящей для службы породой является немецкая овчарка.
Литература
1 Миллан, Цезарь Главная книга «Вожака стаи» / пер. с англ. А.В. Казанцевой – М.: АСТ, 2014. – 256 с.
2 Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение собаки. – М.: ООО «АКВАРИУМ ПРИНТ», 2004. - 400 с.