ОЦЕНКА РАСПРОСТРОНЕНИЯ ВЫБРОСОВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА МЕТОДОМ ОЦЕНКИ ФЛУКТУИРУЮЩЕЙ АСИММЕТРИИ ЛИСТЬЕВ ЯСЕНЯ ЛАНЦЕТНОГО (FRAXINUS LANCEOLATA) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА РАСПРОСТРОНЕНИЯ ВЫБРОСОВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА МЕТОДОМ ОЦЕНКИ ФЛУКТУИРУЮЩЕЙ АСИММЕТРИИ ЛИСТЬЕВ ЯСЕНЯ ЛАНЦЕТНОГО (FRAXINUS LANCEOLATA)

Кушнарева А.А. 1, Вовченко А.В. 1, Стрельцова Н.Б. 1
1Новочеркасская инженерно-мелиоративная академия им. А. К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет, Новочеркасск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из глобальных проблем человечества является загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта. Новочеркасск является одним из тех самых городов, который наиболее остро подвержен этой проблеме. Если говорить, о месте исследований, то проспект Баклановский самая напряженная магистраль г. Новочеркасск. Оценка выбросов показала, что транспортный поток в среднем достигает 2,5 тыс. авт./час, а два светофора дают дополнительный выброс оксида углерода. Исходя из этого, было решено оценить воздействие и зону распространения выбросов автомобилей в роще Красная весна. Для этого был проложен от дороги в глубину рощи трансект длиной 600 метров.

Чистота воздушного бассейна — существенный фактор сохранения экологического благополучия. Проведение инструментального контроля и получаемые результаты не всегда позволяют оценить истинную опасность загрязнения, прогнозировать последствия воздействия поллютантов на живые организмы. В связи с этим все большую ценность приобретают биоиндикационные методы, главное достоинство которых заключается в предоставлении интегральной оценки качества окружающей среды.

Работа проводилась по одному из самых обычных древесных растений города Новочеркасска – ясеня ланцетного (Fraxinuslanceolata). Использовался морфологический метод, основанный на оценки асимметрии листьев, различий пяти промеров листа слева и справа в точках с разным уровнем антропогенной нагрузки.

Сбор исследуемого материала проводился после остановки роста листьев (июнь, 2014 г.) с нижней части кроны с максимального количества доступных веток равномерно вокруг кроны. Каждая выборка включала в себя 30 листьев (по 10 листьев с 3 растений), выборки этикировались. Листья собирались в трех зонах: 75 м, 375 м и 500 м от дороги.

Затем с каждого листа снимали показатели по пяти промерам с левой и правой сторон (рис.1). Степень отклонения флуктуирующей асимметрии листовой пластинки популяций ясеня ланцетного (Fraxinuslanceolata) оценивалась по пятибалльной шкале березы повислой. Асимметрия листьев присутствовала у всех деревьев во всех пробах. Однако достоверных отличий значений к флуктуирующей асимметрии, как в пределах отдельного дерева, так и пробы не было обнаружено.

1- ширина половинки листа (измерение проводили посередине листовой пластинки);

2- длина второй от основания листа жилки второго порядка;

3- расстояние между концами первой и второй жилок второго порядка;

4- расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка;

5- угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка.

Рисунок 1 - Схема морфологических признаков для оценки стабильности развития ясеня ланцетного (Fraxinus lanceolata)

В ходе работы было установлено, что ясень ланцетный чувствителен к выбросам интенсивного транспортного потока. Состояние исследуемого вида, исходя из коэффициента флуктуирующей асимметрии 0,08, в непосредственной близости от дороги – критическое (рис. 2). По мере удаления от дороги и рассеиванию выбросов, изменение морфологических признаков листьев ясеня ланцетного снижается. Но, даже в относительно чистой зоне 10-й учетной площадке (500 м от дороги) коэффициент флуктуирующей асимметрии достигает 0,06 (отклонение от нормы).

Рисунок 2 - Изменение коэффициента флуктуирующей асимметрии в зависимости от удаленности от пр. Баклановского

Таким образом, выбросы интенсивного транспортного потока по пр. Баклановскому приводят к значительному изменению морфометрических параметров листьев ясеня ланцетного (Fraxinuslanceolata). Выбросы транспорта даже в условиях экранирования деревьями и кустарниками рощи Красная весна распространяются более чем на 500 м от дороги. В качестве снижения выбросов и воздействия автомобильного транспорта следует соорудить два подземных пешеходных перехода, что существенно снизит продолжительность и остановку транспортного потока на запрещающий сигнал светофора и, следовательно, снизятся выбросы оксида углерода.

Литература

1.Биологическийконтроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [О.П.Мелехова, Е. И. Сарапульцева, Т.И.Евсеева и др.];— М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с.

2. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур) / Министерство природных ресурсов Российской Федерации Государственная служба охраны окружающей среды (Росэкология) - Москва, 2003 – 25 с.

3.Филиппов Е. С., Иванисова Н.В., Куринская Л. В.О биоиндикации транспортно-селитебных ландшафтов методом флуктуирующей асимметрии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2014. №6(184). С. 68-72.

Просмотров работы: 1084