УНИКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ БАШКОРТОСТАНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УНИКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ БАШКОРТОСТАНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

ХУШМУХАМЕТОВА Ю.Р. 1, Чернякова М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский Государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что такое праздник? Обычно этим словом называют мероприятие или дату, связанную с каким-то радостным или значимым событием. Во все времена существовали ритуальные пляски и песнопения, сопровождающиеся массовыми гуляниями и отвлечением от повседневных тягот и хлопот. В научной литературе много определений слова «Праздник». Эта неоднозначность трактовки данного понятия нашла своё отражение и в словарях. Так, к примеру, словарь С. И. Ожегова даёт следующие варианты: «1.День торжества, установленный в честь или в памятького-че-го-н. Первомай - п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника.Престольный п. (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоеноданной церкви). П. Рождества. Христианские, церковные праздники. 3.Выходкой, нерабочий день. П. Нового года. 4. День радости и торжества поповоду чего-н. Семейный п:.На душе п. (перен.:радостно). 5. День игр, развлечений. Спортивный п. П. песни. * Двунадесятые праздники – в православии: двенадцать основных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Сретение, Вербное воскресение (Вход Господен в Иерусалим), Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение (креста Господня), Введение (Богородицы во храм). На праздниках (разг.) - в дни праздника. На праздниках погостил у родных. Будет и на нашей улице праздник - и для нас наступит радость, торжество. Праздник, к-рый всегда с тобой - о ком-чем-н. постоянно радующем. Как у праздника сидеть (разг. неодобр.) - сидеть, ничего не делая, в праздности. II прил.праздничный, -ая, -ое. П. день» [3].

Праздник может сплотить группу людей, а может и разделить, например, национальные праздники, существующие только у одной группы людей. Исходя из этого, можно считать праздник событием, формирующим традиции и ценности.

Все современные официальные и неофициальные праздники корнями своими уходят в эпоху традиционного общества, где некогда служили благому делу общин и целых народов. В целом, современные праздники можно разделить на несколько категорий: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и иные.

Народные праздники отличаются своей естественностью, органичностью и стихийностью; государственные (светские, национальные) – напротив, имеют высокую степень «протокольности» и идеологической направленности; религиозные праздники также имеют высокую степень организованности; семейные праздники очень интимны, но в то же время традиционны и справляются всеми на общих основаниях; профессиональные близки к народным, но отличаются высокой организацией.

В народных праздниках можно отметить некую близость к религиозным, объяснить это можно тем, что в культурах разных этносов схожие верования долгое время играли роль механизмов, образующих традиции и ценности. В то же время, народные праздники в большей степени являются светскими, причиной тому – наслоение более поздних традиций, возникших в связи с государством, на более ранние – общинные. Наблюдается так же тенденция перехода государственных праздников в народные (1 мая и т. д.), т.е. трансформация одного вида праздников в другой – это частое и вполне заурядное явление.

В современном обществе, где человек превзошел все свои ожидания в сфере развития, техники и модернизаций, каждый может позволить себе кругосветное путешествие, познакомиться с культурой и традициями народов мира. Наиболее известными являются: непосредственно, Эйфелева башня в Париже, Колизей, Мальдивские острова, Горячие гейзеры Исландии,Остров Бора Бора, Памуккале в Турции и тд. Этот список можно продолжать до бесконечности. В республике Башкортостан есть не менее удивительные туристические объекты, природные достопримечательности и просто интересные места для посещения. Этот край России также славится своими уникальными традициями, обычаями и праздниками. О них и будет идти речь.

Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности. Для этого были выработаны и развивались определенные социальные нормы поведения. Башкиры на протяжении своей истории прошли через доклассовое общество, социалистический этап развития, дважды через капитализм при наличии ряда религиозных верований. Все это наложило свои особенности на народные обычаи.

Запреты. На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю – она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой, ею же хозяин подаёт гостю посуду с едой и напитками и принимает её обратно с объедками. Левой рукой сморкались.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику), не рекомендовали посещать мечети (молиться дома), посещать кладбища.

Посещая мечеть, башкир, как и всякий мусульманин, должен был следить за тем, чтобы переступить её порог правой ногой, а выходя из мечети – переступить порог левой ногой. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.

Запреты в принятии пищи: запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали, хлеб нельзя резать ножом – только ломать на ломтики, еду нельзя брать двумя пальцами – минимум тремя. Во время поста весь день запрещалось пить и есть, можно только глотать слюну. Кто не мог (исключая больных и детей), вовремя выдержать пост — могли это сделать в другое время.

Обычаи в семейных отношениях. Башкиры относились к своим женам мягко, никогда их не били. Мир в семье во многом зависел и от женщины. Девочек с детства воспитывали в скромности, терпеливости и кротости. Замужние должны были носить на голове платки, не разговаривать с чужими при муже, им нельзя было интересоваться, где был и что делал муж. Жены не должны были при чужих выказывать свое безразличие к мужу.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определенном месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалосьЮ оплачен или нет калым.

Особым уважением в башкирской семье пользовались дедушки и бабушки. Почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого колена. Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

Отношение к детям. Любовь к детям, стремление иметь большую семью традиционно для башкир. Само рождение ребёнка сопровождалось множеством обрядов. Беременные женщины могли не выполнять тяжелую работу, исполнялись все их прихоти. Женщины должны были смотреть только на красивое и не в коем случае не на безобразное.

Во время родов обращали внимание на обряд кувады – симуляции отцом родов. Отец должен был произнести слова – «Жена моя, разродись поскорее». Перед роженицей трясли пустым мешком, ударяли её пустым кожаным сосудом. Человек, сообщивший первым отцу сообщение о рождении у него ребёнка, получал подарок. В семье начинали праздновать праздник бишектуй – один из основных обрядовых праздников колыбели.

Детям башкиры передавали свои обычаи. К башкирским обычаям относятся наречение родственников временными и специальными именами: Йейан, Кинзя, Кинйа и др.

Если вернуться к возможностям развития туризма в башкортостане, то можно сказать, что успеху подобного начинания будет способствовать традиционное башкирское гостеприимство. У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», – гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.

При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ – гусь, өмә – помочь). Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога») — дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки (частушки). В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером — праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов. К столу подавали бал, бузу, баурсак, чак-чак, бешбармак, блины, пекли балеш (пирог) с гусиными потрохами.

Говоря о праздничной культуре башкир, нельзя не упомянуть башкирские народные праздники. Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода.

Самый известный и любимый народный башкирский праздник – сабантуй. Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились – каждый по своему возрасту.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Наиболее значимый для мусульман праздник – Курбан-байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку.

Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой лупы. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду (в пруд, озеро, реку), в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду.

В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе.

Праздники — это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асфандияров А. З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.) [Текст] / А. З. Асфандияров. – Уфа: Китап, 1997. – 104 с.

  2. Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность : Респ. науч.-практ. конф. : Сб. тр. / Отв. ред.: Пчелинцев В. А. и др. – Уфа : Башгосуниверситет, 1998. – 200 с.

  3. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. – URL : http://slovarozhegova.ru/ (Дата обращения : 05.02.2015).

  4. Филипова Анастасия Традиции народов Башкортостана [Электронный ресурс]. – URL : http://lib.a-grande.ru/dance.php (Дата обращения : 15.01.2015).

  5. Хисамитдинова Ф. Г. История и культура Башкортостана: Хрестоматия [Текст] / Ф. Г. Хисамитдинова, З. Я. Шарипова, Л. И. Нагаева. – Москва: Изд-во «МДС», 1997. – 548 с.

Просмотров работы: 5133