СКАЗКА «АУЛ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ДАГЕСТАНА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СКАЗКА «АУЛ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ДАГЕСТАНА»

Юшаева М.И. 1, Маллеева К.Г. 1, Лабазанова А.М. 1, Чупалова Д.Г. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет" факультет начальных классов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель:

развитие представлений о разнообразии народных художественных промыслов у детей дошкольного и младшего школьного возраста Республики Дагестан.

Задачи:

- создание ознакомительной площадки по многообразию народных промыслов через игровые технологии;

- воспитание патриотических чувств через почитание традиций этносов своего края;

- приобщение к труду.

Форма:

Сказка может стать основой для театрального представления на педагогической олимпиаде, внеклассном занятии, выездной постановки для ДОУ, СОШ.

Текст сказки:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца пять дочери, все пять красавицы писаные; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство в сказочную страну гор под названием «Дагестан», и говорит он своим любезным дочерям:

- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.

Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:

- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне серебряный браслет из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.

Честной купец призадумался и сказал:

- Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой браслет от мастеров горских, чья загадка и роскошь, аристократизм и восточная мудрость, заключена в кубачинском драгоценном металле.

Поклонилась ему в ноги следующая дочь и говорит:

- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне шерстяной ковер, такой, что бы красивые узоры были расшиты яркими цветными нитями.

Призадумался честной купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:

- Ладно, доченька моя любимая, достану я тебе таковой шерстяной ковер сделанный рукодельницами из местных художественных центров, ковры которых отличаются своими орнаментами и тканями.

Пришла к отцу третья дочь, поклонилась и говорит:

- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне необычайной красоты расшитый золотыми нитями платок.

Подумал отец и отвечает дочери:

- Хорошо, моя красавица, достану я тебе прекрасный платок, вышитый мастерицами кайтагского района, чья вышивка отличается по дизайну, цветовой гамме и даже по тематике.

Далее к отцу пришла четвертая дочь:

- Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне глиняную посуду, в которой каждое приготовленное мной блюдо будет невероятно вкусным.

Отвечает отец дочери:

-Знаю я и о таких мастерах Дагестана, милая дочь! Это жители аула Балхар. Балхары – делают удивительную и необычно красивую посуду, причем этим занимаются, только женщины.

Сосуды балхарских мастериц отличаются изумительной орнаментальной графикой, неразрывно связанной с формой сосуда. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий, импровизационностью, орнаментальных линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте.

Наконец, и подошло время последней дочери просить о подарке:

- Папочка! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне уникальной красоты деревянную шкатулку для моих украшений.

И молвил отец:

Хорошо моя младшенькая доченька! Привезу я тебе шкатулку унцукульских мастеров, которые создают изделия из ценных пород дерева с насечкой и инкрустацией мельхиором выполненной в древнейших уникальных традициях народных промыслов.

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в их терема девичьи. Стал он собираться в путь, в дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, в дороженьку.

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева; он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает.

После всех своих дел рабочих, начал отец искать подарки для дочерей своих.

Для подарка первой дочери отправился купец в аул Кубачи.

А аул этот находился в горной части Дагестана, на высоте 1750 м. Народ там дружелюбный и трудолюбивый. Самое знаменитое ремесло кубачинцев — производство художественных изделий из металла: от оружия и военных доспехов до украшений и предметов домашнего обихода.

Кубачинские ювелиры не изменяют традициям своего ювелирного дела, уходящего корнями в глубокую древность. Однако не чужды мастерам и веяния сегодняшнего дня: виртуозно применяя в своих творениях возможности современных технологий, они позволяют ценителям прекрасного лицезреть настоящие шедевры.

Нашел отец браслет, который просила его старшая дочь. Необычайной красоты, ручной работы с драгоценными камнями. И отправился искать подарок для второй дочери.

Поиски подарка для второй дочери завели купца в Табасаран, жители которого славились своими коврами. Табасаран встретил его великолепным пейзажем гор и замечательным народом. Ковры у табасаранцев отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью и высотой ворса. Ковры изготовлялись в домашних условиях. В каждом табасаранском доме есть свой ковровый станок.

Нашел он подарок для дочери и отправился в Кайтагский район на поиски подарка для третьей дочери.

Кайтагский район был светлым и гостеприимным. В нем нашел он много изделий расшитые мастерицами знаменитым кайтагским узором. Как правило, рукодельницы выбирают однотонный фон, обычно белый, а кайтагские мастерицы предпочли яркий, разноцветный. Это народно-прикладное искусство ценят и стараются сохранить не только на своей родине, даже иностранцы отдают ему должное.

Нашел купец платок для дочери неописуемой красоты с яркими и сочными узорами. И отправился он дальше.

Дальше он поехал в село Балхар славящееся своими мастерами по изготовлению глиняной посуды. Балхар известен как старинный центр народного художества. Местные мастера специализируются на таких композициях из глины, как кувшины, кружки, миски и многое другое, все это украшено преимущественно белой тонкой росписью. В каждом изделии живет частица души и любви к своему делу мастерицы.

Взяв самую красивую балхарскую посуду, отец отправился дальше. За подарком для самой младшей дочери. Подарком для нее должна была стать деревянная шкатулка от мастеров Унцукуля.

Село Унцукуль расположенное на берегу реки Аварское Койсу, известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой, дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также остроумной смелости и незатейливости технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве.

Выбрав самую прекрасную шкатулку, купец отправился домой.

Приехал он домой, увидали дочери отца, и поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шелковые; почали они отца целовать, миловать и разными ласковыми именами называть, рады были они приезду отца. И начал он доставать все подарки привезенные дочерям!

Таких прекрасных изделий не видели они никогда в своей жизни. Радовались они и понимали, что Дагестан полон мастерами и рукодельницами!

В действительности талантлив и трудолюбив народ Дагестана. С незапамятных времен, да и сейчас, каждый аул в Дагестане занимался своим, отличным от других ремеслом. На весь мир известны здешние ковры, ювелирные изделия из аула Кубачи, унцукульское дерево с насечкой, балхарские гончарные изделия и многое другое, что в одной сказке не описать, не пересказать.

Просмотров работы: 1352