Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, в соответствии с которым все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями УставаООН.[1]
Становление права народов на самоопределение и его реализация показывают противоречивые результаты его осуществления. Истории известны такие случаи:
объединение Тосканы, Сицилии, Неаполя, Умбрии, Венеции, Рима и др. территорий, приведшего к созданию Итальянского Королевства (XIX в.);
присоединение Ниццы и Савойи к Франции (XIX в.);
присоединение Ионических островов к Греции (XIX в.);
отделение Норвегии от Швеции, связанными друг с другом династической унией (XX в.);
признание независимости Индии (XX в.);
признание независимости Абхазии и Южной Осетии (XXI в.);
присоединение Крыма к России (XXI в.).
Появление принципа самоопределения народов в системе норм международного права, как правило, связывается с активизацией роли СССР на международной арене.[2]
В декларации на конференции в Лондоне в сентябре 1941 г. правительство СССР заявило, что Советский Союз выступает против всех нарушений суверенных прав народов, против агрессии и агрессоров.
Далее по инициативе СССР в Устав ООН включается принцип самоопределения народов, который связывается с сотрудничеством и всеобщим миром.
Несмотря на это, признание данной нормы Уставом ООН не приводит к прекращению борьбы вокруг принципа самоопределения. Большинство западных юристов желали опровергнуть наличие этого принципа в международном праве. Профессор Ш. Вишшер также не признает принцип самоопределения народов. Он говорит, что этот принцип «в той полной неопределенности, в которой он пребывает сейчас, не представляет ни в какой степени принципа права».[3]
Подобная попытка была сделана в том числе и в Комиссии по правам человека. Многие представители западных держав настаивали на том, что в статьях 1 и 55 Устава ООН понимается не право народов на самоопределение, а просто уважение государственного суверенитета.
Также стоит отметить, что принцип самоопределения народов рассматривается в контексте принципа территориальной целостности государства, при этом второму принципу придается главенствующая роль по отношению к первому. Данный подход представляется ошибочным, так как нельзя считать, что необходимость неукоснительного соблюдения принципа территориальной целостности может ограничить право народов на самоопределение. Это значит, что суверенитет народа в любом случае выше территориальной целостности. Отсюда и вытекает неразрывная связь между принципами самоопределения народов и уважения прав человека.
Такой подход явно просматривается в Декларации ГА ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой 14 декабря 1960 г. по инициативе СССР. «Все народы, - говорится в декларации, - имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Следовательно, никакие ссылки на недостаточную политическую, экономическую и социальную подготовленность не являются оправданием для отсрочки в предоставлении независимости.[4]
Наконец, пакты о правах человека, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. наиболее полно раскрывают суть права на самоопределение:
все народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие;
все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами;
все участвующие в настоящем пакте государства должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.
На сегодняшний день ярким и актуальным примером реализации права народов на самоопределение является присоединение Крыма к России путем свободного волеизъявления.
Стоит отметить, что принятие в состав РФ иностранного государства или его части регламентируется ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», принятым в 2001 г.[5] Таким образом, инициатива должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ.
В связи с этим событием большинство государств призывало не признавать результаты референдума, проведенного в Крыму.
Подходы международного сообщества к присоединению Крыма к России оказались неоднозначными. Их позиции в целом противоречат сути реализации права народов на самоопределение исходя из того, что согласно Заключительному акту СБСЕ 1975 г. все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.[6]
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что отношение международного сообщества к идеи права народов на самоопределение является противоречивым. С одной стороны, имеются признаки того, что данное право считается высшей императивной нормой, а с другой стороны, что право народов на самоопределение реализуется только при определенных условиях.
Литература:
"Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)"
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 113с.
Теория международного права. Под общей ред. проф. Л.Н. Шестакова. – М.: Издательство «Зерцало», 2009. – 54с.
Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. Учебник. – М.: Эксма, 2010. – 142с.
Федеральный конституционный закон от 17.12. 2001 №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
«Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975)