РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Ракитина К.А. 1, Никулина Т.И. 1
1Московский Государственный Лингвистический Университет(филиал) г.Иркутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения, которые происходят в современном мире, обуславливают необходимость совершенствования и развития способов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций по средствам современных психологических теорий. Конфликты всегда сопровождали человечество.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Конфликтные ситуации возникают в коллективе, организации, то есть в любом обществе, где есть взаимоотношения. Существуют учебные, организационные, трудовые, межличностные и другие виды конфликтов. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые – на основе противоречий в личностных интересах.

Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы. Когда речь идет о внутриличностном конфликте, то мы понимаем, что происходит борьба собственных желаний против определенных правил. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности. Разрешение и предупреждение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта. Важно попробовать перевести деструктивный конфликт в конструктивный, не зависимо от вида конфликтной ситуации мы должны понимать, что они присутствуют в любом обществе и с помощью теорий человек способен понять плюсы. Если есть развитие, значит есть и конфликты, значит человек живет и решает свои цели и задачи. Отсутствие споров плохой психологический климат, сила личности не в бесконфликтности, а в правильном разрешении внутренних и внешних противоречий.

Проблемы конфликтов, кризисов стали центральными во многих работах, таких авторов как Н. Макиавелли, Т. Гоббса. З. Фрейда, Н. В. Гришиной, А. В. Дмитриева, Б. С Волкова, Р. Дарендорфа, Л. Козера и многих других, чей анализ причин, характера, способов восприятия и путей разрешения конфликтов, стали классическими. Вместе с тем даже внушительный вклад этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, создавая как методологические, так и практические основы ее изучения.

Эти вопросы связаны с природой конфликта. Конфликт — универсальное явление человеческих отношений, поэтому он вездесущ и одновременно многолик, что затрудняет его понимание. В этом заключается то общее, что характерно для любой исследовательской проблемы, особенно в такой области, как психология.

Новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассматриваются пути разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в коллективе, посредством современных психологических теорий. Конфликт это противоречие, возникающее между людьми в процессе или по поводу совместной организованной деятельности и это, безусловно, приводит к столкновению между людьми. Теории, рассмотренные в нашей работе позволяют своевременно и безболезненно урегулировать натянутые отношения, противоречия и способствовать установлению мирных отношений.

Любой конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [18].

Рассмотрим основные понятия в бихевиоризме. В бихевиоризме введены понятия «оперантное обусловливание» и «подкрепление». Оперантное обусловливание - это процесс формирования и поддерживания определенного поведения посредствам его следствий. Подкрепление - это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции. Подкрепление может быть позитивным и негативным. Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать надо. Система поощрения и наказаний основывается как на обобщении реальной практики руководства, так и на исследованиях поведения, проведенных в рамках бихевиористской концепции личности [25].

Конфликт возникает тогда, когда социальная система не может выполнить свое предназначение, обеспечить свое выживание и самосохранение без устранения или нейтрализации определенных противодействующих внутренних и/или внешних факторов [40].

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Можно сказать, что человек сталкивается, согласно данной теории с межгрупповыми и межличностными конфликтами [10].

Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека. Когда Дж. Уотсон заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения, т. е. тем, что имеет внешнее выражение [8].

Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности. Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению [8]. Далее обратимся к когнитивной теории. На основе когнитивной теории был основан психотерапевтический метод, разработанный А. Бэком, в качестве основы данного метода выступало утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые, в свою очередь определяют смысл целостного поведения. Мы видим неправильное восприятие себя в окружающем мире, т. е. на лицо внутриличностный конфликт, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности.

Когнитивный подход к эмоциональным конфликтам изменяет взгляд человека на самого себя и собственные проблемы, человек получает возможность увидеть в себе существо не только склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самосуществования [31].

  1.  
    1.  
      1. Фрейд был современником В. Вундта, В. Джемса и Э. Титченера. Когда он начал создавать свою теорию, то отчетливо понимал, насколько она расходится с традиционной психологией, т. е. с психологией сознания.3. Фрейд

создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений. На основе теории психоанализа мы можем выделить и межличностный и внутриличностный, и межгрупповой конфликт.

Конфликтная модель общества строится на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации, где вообще существуют управляющие и подчиненные [40]. Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности.

Конфликт центральное понятие в теории психоанализа. З. Фрейд дает четкое определение: «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамичностью, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расширении мы видим результат активного стремления; двух психологических группировок одной против другой [22]».

В качестве основы конфликта рассматривают слои личности. Конфликт для человека является не случайным, а существенным состоянием. Вместе с тем в методологическом обосновании как прикладного, так и теоретического подхода нет понятийной схемы собственно конфликта. Он всякий раз обсуждается как составляющий и понимается как столкновение антагонистических сил, которые не могут не столкнуться [37].

Среди множества конфликтов, в которых обычно участвуют люди, выступая в них либо виновниками, либо главными действующими лицами, либо болельщиками мы можем согласиться с Г. Л. Ильиным, что конфликт это противоречие, возникающее между людьми в процессе или по поводу совместной организованной деятельности. Наше время связано с ломкой основных отношений между государством и рабочим классом особенно богато конфликтами [14].

З. Фрейд отказывался считать, что конфликт в человеческой душе это печальное следствие несовершенного мира. Он мужественно признавал внутреннюю конфликтность личности необходимым проявлением подвижности, динамичности душевной жизни. Мало того, внутренний конфликт способствует развитию личности, но в столкновении сил нельзя однозначно определить исход борьбы. Поэтому личность может пойти по пути раскрытия своих возможностей, так и по пути их ущемления [19]. Гештальтпсихология рассматривает расширение осознания человека по средствам понимания и принятия себя, достижение целостности, осмысленности жизни. Формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода.. Все остальные субъекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует. Теория психологического поля гласит, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Из выше сказанного делаем выводы, что очевиден конфликт не реализованного желания, ролевой, мотивационный, внутриличностный [31]. Поведение человека определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды. Мы можем видеть различные ситуации, где может вспыхнуть конфликт, очень трудно найти гармонию с самим собой и с природой, которая окружает тебя [3].

Важное место в структуре организованного психологического тренинга развития самосознания занимают техники и приемы. Для каждой теории они различны, психологи, конфликтологи и эксперты выбирают техники согласно своим наблюдениям, оценкам. Далее рассмотрим каждую из теорий и начнем с гештальттерапии. Для гештальттерапии, основной целью, которой, согласно Ф. Перлзу – ее основателю, – является оказание помощи людям в умении стать реальными. Для гештальттерапевтов самосознание – это одновременно физическое, эмоциональное и умственное осознание, которое проявляется на трех уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организм – среда: осознание своего Я; осознание мира, окружающей среды; осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии. Человек, функционирующий на основе принципа саморегуляции, стремится к динамическому балансу при помощи осознания и удовлетворения ведущих потребностей с одновременным отодвиганием второстепенных объектов и событий. Только наиболее важное и значимое становится гештальтом – фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедеятельности организма, по Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности – ее удовлетворение – завершение гештальта – сдвиг его на задний план для освобождения места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальта может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.

К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная потребность, что порождает многие сложные проблемы, так как неотреагированное или невыраженное чувство [8].

Задачей гештальт-терапевта является помощь члену группы в выделении этой "фигуры" из "фона" с тем, чтобы неотреагированные чувства нашли свое выражение. Если это происходит, говорят о "законченном гештальте". Основной целью гештальттерапии является разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самомсебе. Для этого человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня – "клише" – до последнего – "внешнего взрыва" – проявления истинного Я. В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальттерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов. Умение быть собой, принятие своей личности, открытие своего Я не только для себя, но и для других – это то, чему учит гештальтподход, и это то, что так необходимо любому человеку [8].

Гештальттерапия часто воспринимается как набор эффективных методов воздействия. Основная их цель увеличить потенциал личности, повышать ее силы, возможности человека путем интеграции и развития. Основным психотерапевтический принципом является создание для клиента условий переживание контакта с самим собой, с окружением, повышение осознания различных установок, способов поведения и мышления, которые закрепились в пошлом и сохраняют устойчивость в настоящем [2].

Создатель трансакционного анализа (ТА) как нового направления в психотерапии Эрик Берн подобно многим выдающимся психотерапевтам является выходцем из недр ортодоксального психоанализа. Вследствие этого очевидна связь многих используемых им категории с концепцией З. Фрейда: теория эго-состояний, которые были названы Берном Ребенок, Родитель, Взрослый, имеет свои корни в системе структурно-динамических понятий эго, супер-эго и ид и теснейшим образом связана с психоаналитической интерпретацией защитных механизмов (интроекция, фиксация и др.). На это сходство указывает и сам Э. Берн, считая тем не менее свои понятия значи

тельно более широкими, чем фрейдовские: "Структурно оба подхода можно примирить, рассматривая супер-эго, эго и ид как детерминанты становления эго-состояний Родитель, Взрослый и Ребенок: Родительское эго-состоянне в наибольшей мере подвергается влиянию супер-эго, Взрослое эго-состояние – влиянию эго, а эго-состояние Ребенок – влиянию ид" [8].

Несмотря на то, что трансакционный анализ возник в групповой терапии и предназначен для нее, вектор его направлен на индивидуальное лечение. Преимущество групповой ситуации состоит, по мнению трансакционных аналитиков, в том, что она порождает куда больше разнообразных трансакций, чем взаимодействие изолированных терапевта и пациента. В течение работы группа (и каждый из ее членов) проходит этапы обсуждения (всего, что было до настоящего момента), описания (индивид от лица своего Взрослого рассказывает о чувствах своего Ребенка) и выражения (аффективный выход, связанный с переживаемым моментом "здесь и теперь"). Приемы трансакционного анализа, применяемые в процессе тренинговой работы, помогают участникам ярче осознать неконструктивные способы профессионального общения. Не секрет, например, что очень многие учителя, входя в класс, фиксируются в эго-состоянии Родителя, тем самым резко сужая диапазон возможностей общения рамками "сверху – вниз". Более того, Родительское Я становится привычным состоянием во взаимодействии не только со школьниками, но и с коллегами, в семье. Отсюда – конфликты, разлад, непонимание. Осознание различных своих эго-состояний, способность "открыть дорогу" и Ребенку, и Взрослому как во внутреннем диалоге, так и во внешних коммуникациях расширяют сферу самосознания и в конечном итоге оптимизируют процесс человеческой жизнедеятельности [8].

Управление и предотвращение конфликтов можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Второй это внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор) [9].В науке управление принятие решения определяется как поиск путей достижения целей при наличии нескольких вариантов, ни один из которых не является максимально выигрышным. Суть процесса принятия решения выбор наилучшего выхода, способ и средство действия [34].Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом». Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение: Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. В предложенном нами определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы, поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами.

Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат, лидерство и микрогруппы и другие социально — психологические явления. Теоретический анализ конфликтологических источников приводит к следующим предварительным выводам:

  • в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт может носить конструктивный и деструктивный характер;

  • у большинства руководителей сохраняется настороженное отношение к конфликтам;

  • конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;

  • конфликты явление распространенное и обычное;

  • к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;

  • причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;

  • внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;

  • вмешиваться педагогам, психологам, конфликтологам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи в познании самого себя, своего товарища, своего коллектива;

  • прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;

  • конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия.

Проблема данной работы посвящена изучению путей разрешения и предупреждения конфликтов по средствам современных психологических теорий. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что изучены различные психологические теории, рассмотрены типологии и стадии конфликтов, комплекс практических упражнений, представлены технологии урегулирования и предотвращения конфликтов.

Отметим, что в основе любой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть различными, например, психологическая несовместимость, неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния или борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — может повышать взаимное доверие.

Анализ конфликтных ситуаций в психологических теориях показал, что способность и готовность к разрешению конфликтов является важным фактором. Различные авторы занимаются данным вопросом, используя различные методы и приемы, все выше сказанное доказывает то, что данная проблема является недостаточно изученной и представленной.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] : учебник для вузов — 7-е изд. перераб. и доп. / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проспект,2002. — 233 с.

2. Алиев, Х. М. Метод ключ борьбы со стрессом [Текст] / Х. М. Алиев. — М.: Феникс, 2003. – 200 с.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] : учеб. пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1996. - 332 с.

4. Громова О. Н. Конфликтология [Текст] / О. Н. Громова. — М.: Экмос, 2000. — 276 с.

5. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления [Текст] : учеб. пособие / Г. Л. Ильин. — М. : Академия, 2005. — 192 с.

6. Кибанов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов, 2- е изд. / А. Я. Кибанов [и др.] — М.: ИНФРА — М, 2007. — 302 с.

7. Кармин А. С. Конфликтология [Текст] : учеб. пособие / А. С. Кармин.— Спб.: Издательство «Лань», 1999. — 448 с.

8. Леонов, Н. И. Конфликтология [Текст] / Н. И. Леонов. — М.: МПСИ; Воронеж : МОДЕК, 2002.— 192 с.

9. Таланов, В. Л. Справочник практического психолога [Текст] : словарь / В. Л. Таланов, И. Г. Малкина — Пых.— Спб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2004. — 654 с.

10. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе [Текст] / З. Фрейд.— Спб.: АЛЕТЕЙЯ, 1998.— 250 с.

11. Цыганков, П.А. Международные отношения [Текст] :учебное пособие / П. А. Цыганков, П.А. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.

Просмотров работы: 1525