ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борченко С.В. 1
1УрГПУ Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный процесс совершенствования системы обучения, стимулируемый социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к профессиональному и психологическому развитию выпускников школы. В настоящее время необходимо не только овладеть определенной суммой знаний. Важное значение придается задаче научить детей учиться, а психологически это означает- научить обучаемых хотеть учиться, сформировать мотивацию в учебной деятельности. Формирование мотивации в учебной деятельности в школьном возрасте можно назвать одной из важнейших проблем современного образования. Это обусловлено обновлением государственного стандарта содержания обучения, постановкой задач формирования у обучаемых приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Таким образом, все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации в учебной деятельности, ориентированной на достижения. Наибольший интерес представляют педагогические и психологические исследования по проблеме формирования мотивации достижений в образовательной сфере. Для решения этих проблем нам хотелось бы остановиться более детально на личностно-ориентированном подходе, который в нашем исследовании опирается на психолого-педагогические положения теорий Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна и других исследователей. Наиболее актуальной на сегодняшний день возникает проблема формирования мотивации достижений в подростковом возрасте. Исследований, посвященных формированию мотивации достижений у подростков, все-таки немного. Результаты исследования мотивации некоторыми учеными показали, что ее формирование идет стихийно, это результат достижений чаще всего отдельных передовых преподавателей. Необходимо изменение структуры учебного процесса, внедрение новых педагогических технологий управления процессом обучения с учетом психологических особенностей личности обучаемого. Научиться педагогам спланировать урок, на котором не дают знания, а учат способам их получения, урок с личностным смыслом для каждого обучающегося, формировать у детей собственный стиль учебной деятельности, способствовать развитию личности ученика. Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием добывали знания. Но часто преподавателям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у учащегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В связи с этим появляются объективные противоречия:

-на социально-психологическом уровне- возросшие требования социального заказа общества, постоянно усложняющиеся требования к профессиональному и психологическому развитию выпускников школы, к необходимости развития у подростков мотивации достижений в условиях современного образовательного учреждения;

-на научно-психологическом уровне- между возрастающем пониманием значимости формирования мотивации достижений и отсутствием определенной содержательной программы по формированию мотивации достижений у подростков в общеобразовательных учреждениях;

-на научно-методическом уровне- необходимостью психологического сопровождения формирования мотивации достижений у подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью его программно-содержательного обеспечения.

Таким образом, названные выше противоречия определили проблему исследования, которая заключалась в определении, изучении и уточнении подхода, необходимого для формирования мотивации достижений и в разработке программы, направленной на формирование мотивации достижений у подростков в общеобразовательных учреждениях. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования "Личностно-ориентированный подход к формированию мотивации достижений в учебной деятельности".

Значимость исследования мотивации состоит, в частности, в том, что она, являясь ключевой проблемой психологической науки, «ядром» психологии личности, детерминирует особенности ее поведения и деятельности. Недостаточно полная разработанность различных вопросов, относящихся к мотивации, сдерживает решение и других вопросов психологии личности. Анализ существующей практики показывает, что методы стимулирования мотивации учащихся реализуются в процессе обучения не в достаточной степени.

Достижения многочисленных исследований (М.Ш. Магомед-Эминов, 1987; Т.О. Гордеева, 2013, О.С. Виндекер, 2010, Д. Макклелланд, 2007) представили, что мотивация является одним из важных условий достижения результатов деятельности личностью. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от познавательного интереса, который связан с формированием потребности к обучению и мотивацией личности учащегося. Мотивация определяет познавательный интерес, вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор приемов и средств, их упорядочение для достижения поставленных целей. По определению И.А. Зимней, «мотивация является запускным механизмом всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание» [1].

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования мотивации достижений в учебной деятельности у подростков в общеобразовательных учреждениях предполагает:

-опору на принципы личностно ориентированного подхода такие как: принцип самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки;

-применение методов и приемов личностно ориентированного обучения, соответствующих таким требованиям как диалогичность, деятельностно- творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставления учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;

-понимание, принятие и признание субъектами образовательной деятельности в процессе учебного взаимодействия особенностей формирования мотивации достижений в учебной деятельности в рамках личностно ориентированного подхода.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Личностно- деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному// Русский язык за рубежом. 1985. №3.С.26

2. Маслоу А. мотивация и личность/ А. Маслоу. – Спб. : Евразия.1999.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А.Н.Леонтьев// Психология мотиваций и эмоций. –М.,2002.

4.Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования -М., Бином, лаборатория знаний,2013.222с.

Просмотров работы: 1200