В связи с этим появляются объективные противоречия:
-на социально-психологическом уровне- возросшие требования социального заказа общества, постоянно усложняющиеся требования к профессиональному и психологическому развитию выпускников школы, к необходимости развития у подростков мотивации достижений в условиях современного образовательного учреждения;
-на научно-психологическом уровне- между возрастающем пониманием значимости формирования мотивации достижений и отсутствием определенной содержательной программы по формированию мотивации достижений у подростков в общеобразовательных учреждениях;
-на научно-методическом уровне- необходимостью психологического сопровождения формирования мотивации достижений у подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью его программно-содержательного обеспечения.
Таким образом, названные выше противоречия определили проблему исследования, которая заключалась в определении, изучении и уточнении подхода, необходимого для формирования мотивации достижений и в разработке программы, направленной на формирование мотивации достижений у подростков в общеобразовательных учреждениях. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования "Личностно-ориентированный подход к формированию мотивации достижений в учебной деятельности".
Значимость исследования мотивации состоит, в частности, в том, что она, являясь ключевой проблемой психологической науки, «ядром» психологии личности, детерминирует особенности ее поведения и деятельности. Недостаточно полная разработанность различных вопросов, относящихся к мотивации, сдерживает решение и других вопросов психологии личности. Анализ существующей практики показывает, что методы стимулирования мотивации учащихся реализуются в процессе обучения не в достаточной степени.
Достижения многочисленных исследований (М.Ш. Магомед-Эминов, 1987; Т.О. Гордеева, 2013, О.С. Виндекер, 2010, Д. Макклелланд, 2007) представили, что мотивация является одним из важных условий достижения результатов деятельности личностью. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от познавательного интереса, который связан с формированием потребности к обучению и мотивацией личности учащегося. Мотивация определяет познавательный интерес, вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор приемов и средств, их упорядочение для достижения поставленных целей. По определению И.А. Зимней, «мотивация является запускным механизмом всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание» [1].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования мотивации достижений в учебной деятельности у подростков в общеобразовательных учреждениях предполагает:
-опору на принципы личностно ориентированного подхода такие как: принцип самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки;
-применение методов и приемов личностно ориентированного обучения, соответствующих таким требованиям как диалогичность, деятельностно- творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставления учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;
-понимание, принятие и признание субъектами образовательной деятельности в процессе учебного взаимодействия особенностей формирования мотивации достижений в учебной деятельности в рамках личностно ориентированного подхода.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Личностно- деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному// Русский язык за рубежом. 1985. №3.С.26
2. Маслоу А. мотивация и личность/ А. Маслоу. – Спб. : Евразия.1999.
3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А.Н.Леонтьев// Психология мотиваций и эмоций. –М.,2002.
4.Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования -М., Бином, лаборатория знаний,2013.222с.