Ключевые слова: текучесть персонала, анкетирование, условия труда.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одной из самых больших проблем в организациях, является большая текучесть персонала.
Цель статьи – разработка рекомендаций по совершенствованию работы по сокращению текучести персонала в филиале Инновационный Центр «Энергосервис» ГУП «ЖКХ РС(Я)».
Инновационный Центр «ЭнергоСервис» филиал ГУП «ЖКХ РС(Я)» создан в 2012 г. на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 января 2003 г. №19, в соответствии со статьями 55, 113 Гражданского кодекса Российской федерации и статьей 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», является обособленным структурным подразделением ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республика Саха (Якутия)».
Основной целью создания и деятельности филиала является внедрение инновационных технологий в целях экономной и безаварийной работы котельного хозяйства Республики Саха (Якутия). Основная деятельность филиала – изготовление, модернизация, ремонт насосного, горелочного и котлового оборудования с выдачей режимных карт и проведением пуско-наладочных работ. Организация также ориентирована на получение дополнительной прибыли от работ в других отраслях.
Приоритетные задачи, решаемые филиалом:
- внедрение инновационных технологий в котельное хозяйство;
- изготовление металлических конструкций, котлов и других составляющих котельного комплекса;
- пуско-наладочные работы в котельных, составление режимных карт;
- инженерная диагностика насосного и тягодутьевого оборудования, регулировка тепловых сетей;
- демонтаж, монтаж котельного и газового оборудования, а также приборов КИПиА с дальнейшей их проверкой;
- реконструкция и строительство котельных и сооружений;
- работа по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;
- работа с энергосервисными контрактами и т.д. [1].
Персонал ИЦЭС состоит из: общего руководства, бухгалтерии, финансово-экономического отдела, организационно-правового отдела, управления технического планирования и инноваций, отдела энергосбережения, производственно-технического отдела, отдела инноваций, ремонтно-механического цеха, службы наладки и горения, газовой службы, водного транспорта и водителей.
Предельная численность работников ИЦЭС в 2014 году составляла 88 штатных единиц.
В структуре персонала наибольшая доля принадлежит ремонтно-механическому цеху (36%), доля общего руководства составляет всего 9% от общего количества рабочих мест.
Для определения уровня текучести кадров, рассчитаем коэффициент текучести кадров и коэффициент приема кадров. Для этого нам понадобятся такие данные, как:
- численность принятых работников списочного состава – всего;
- численность выбывших работников списочного состава – всего;
из них: по соглашению сторон;
в связи с сокращением численности работников;
по собственному желанию.
Текучесть кадров = количество уволившихся за определенный период ÷ среднесписочную численность за тот же период × 100 (Таблица 4).
Таблица 1. Расчет коэффициента текучести кадров
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||||||
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|
Среднеспис. числ-ть, |
33 |
43 |
46 |
70 |
69 |
59 |
69 |
77 |
75 |
70 |
66 |
Принято |
37 |
21 |
14 |
31 |
13 |
10 |
22 |
18 |
21 |
11 |
9 |
Выбыло: |
4 |
11 |
11 |
8 |
14 |
20 |
12 |
10 |
23 |
16 |
13 |
по соглаш. сторон |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
в связи с сокращ-м |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
по собств. желанию |
4 |
11 |
11 |
8 |
14 |
20 |
12 |
9 |
22 |
16 |
12 |
Коэф. текучести кадров |
4:33*100 = 12,12 |
11:43*100 = 25,58 |
11:46*100 = 23,91 |
8:70*100 = 11,4 |
14:69*100 = 20,29 |
20:59*100 = 33,9 |
12:69*100 = 17,39 |
10:77*100 = 12,99 |
23:75*100 = 30,67 |
16:70*100 = 22,86 |
13:66*100 = 19,7 |
Таким образом, мы рассчитали коэффициент текучести кадров по кварталам. Рассчитаем коэффициент текучести кадров по годам:
2012 год: (12,12 + 25,58 + 23,91) ÷ 3 = 20,54%
2013 год: (11,4 + 20,29 + 33,9 + 17,39) ÷ 4 = 20,75%
2014 год: (12,99 + 30,67 + 22,86 + 19,7) ÷ 4 = 21,56%.
Как мы видим, текучесть кадров с каждым годом растет, и составляет примерно 21%. Нормальной считается текучесть кадров, которая равняется 3-5%. Текучесть персонала в филиале ИЦЭС ГУП «ЖКХ РС(Я)» отклоняется от нормальной текучести кадров примерно в 4 раза.
Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте www.hr-portal.ru, который специализируется на материалах по управлению персоналом. Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие [2].
В анкетировании приняли участие 20 работников производственных подразделений филиала «ИЦЭС» ГУП «ЖКХ РС (Я)», так как они составляют большая часть работников филиала.
Результаты анкетирования в «ИЦЭС» филиале ГУП «ЖКХ» приведены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты анкетирования
№ |
Оцените нижеприведенные аспекты работы по пятибалльной шкале с точки зрения вашей удовлетворенности |
Средний уровень оценки |
1 |
Организация труда |
3,7 |
2 |
Содержание работы, которую приходится Вам выполнять |
3,4 |
3 |
Санитарно-гигиенические условия труда |
2,5 |
4 |
Уровень заработной платы |
3 |
5 |
Система премирования |
3,5 |
6 |
Отношения в коллективе |
4,5 |
7 |
Отношения с руководством |
4 |
8 |
Отношения администрации к запросам работников |
3,7 |
9 |
Перспективы роста |
3 |
10 |
Объективность оценки работы руководством |
3,8 |
11 |
Возможность обучения и повышения квалификации |
3,5 |
12 |
Степень своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития |
2,5 |
13 |
Степень обеспеченности всем необходимым для работы |
3,5 |
14 |
Решение социальных вопросов |
3,2 |
Результаты анкетирования работников показали, что практически по всем ответам получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 2,5 до 4,5 баллов. Наиболее высоко оценили работники отношения в коллективе - средний балл 4,5. Это можно объяснить тем, что коллектив в основном состоит из представителей мужского пола, и тем, что в «ИЦЭС» преобладает количество работников среднего возраста.
Наименьшее удовлетворение работники испытывают от санитарно-гигиенических условий труда – средний балл 2,5 и от степени своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития – средний балл 2,5. Санитарно-гигиенические условия труда являются важным для каждого работника, так как на работе люди проводят большую часть своего дня и от этого зависит здоровье работников. А также каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях, ведь этот фактор служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
Также не совсем устраивает работников перспективы роста и уровень заработной платы. По данным анкетирования средний балл по данным мотивирующим факторам составляет 3 балла.
Среднюю оценку получили такие критерии, как:
- Решение социальных вопросов;
- Степень обеспеченности всем необходимым для работы;
- Возможность обучения и повышения квалификации;
- Система премирования;
- Содержание работы, которую приходится Вам выполнять;
- Организация труда;
- Объективность оценки работы руководством.
Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести.
Рекомендации, которые помогут снизить текучесть кадров в «ИЦЭС» филиале ГУП «ЖКХ РС (Я)»:
По результатам анкетирования было выявлено, что санитарно-гигиенические условия труда не устраивают работников ИЦЭС, таким образом, в первую очередь нужно улучшить условия труда;
Низкую оценку работники отдали также степени своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития. Для решения этой проблемы, предлагаем такие мероприятия, как:
- введение в практику коллективного принятия решений, для того, чтобы работники знали, что их голос имеет вес;
- проведение хотя бы один раз в месяц собраний, где участвуют все работники филиала, чтобы обсудить насущные проблемы.
Для снижения текучести кадров, нужно осуществлять качественный подбор персонала – нанимать тех соискателей, которые обладают необходимыми компетенциями и соответствуют корпоративной культуре филиала, ее целям и миссии. На собеседовании нужно предоставить будущему работнику максимум информации о компании, условиях труда, требованиях к работнику.
Нужно совершенствовать систему профессионального продвижения работников;
Также поможет снизить текучесть кадров - совершенствование системы морального поощрения. Можно провести конкурс на звание лучшего работника, создать доску почета, вывешивать новости филиала, повесить ящик для предложений.
Таким образом, эти рекомендации помогут сократить текучесть персонала в ИЦЭС филиале ГУП «ЖКХ РС(Я)».
Список использованных источников:
Положение о производственном филиале «Инновационный Центр ЭнергоСервис» ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)». 2012 г.
Анкета для изучения удовлетворенности работников своим трудом. HR-Portal. HR Сообщество и Публикации. 2013-06-02. URL: www.hr-portal.ru/tool/anketa-izucheniya-udovletvorennosti-rabotnikov-svoim-trudom