Психологическая культура является базовой частью культуры личности и играет важную рольв процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации и продуктивного личностного развития.Развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры как основы для успешной социализации[4].
Психологическая культура - это, в первую очередь, способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.
Психологическая культура играет важнейшую роль на следующих уровнях:
- внутриличностном- поддерживает психологическое здоровье и тем самым обеспечивает полноценное функционирование, духовное развитие и творческую самореализацию человека;
- межличностном- способствует развитию психологической коммуникативности, достижению взаимопонимания с окружающими людьми, обретению глубоких межличностных связей и отношений, позволяющих личности реализовать свой творческий потенциал [3].
Успешно социализироваться в обществе может только психологически культурный человек. Для того, чтобы стать таковым, необходимо развить следующие качества и способности:
- способность к познанию себя;
- способность к пониманию внутренних психологических состояний, как себя, так и других;
- освоение доступных психологических средств познавательной деятельности - мышления, восприятия, памяти и др.;
- готовность к самообразованию и самоопределению;
- освоение базовых коммуникативных умений;
- свободное самовыражение;
- принятие ответственности за свое поведение;
- развитая рефлексия;
- удовлетворенность собственной жизнью;
- творческий подход к делам и решениям проблем [1, 2].
Существующая в России система образования не нацелена на формирование у подрастающего поколения психологической культуры, в связи с чем, её развитие происходит стихийно. Каждый человек усваивает психологическую культуру индивидуально на основе личного опыта общения с людьми, а также из средств массовой информации и ресурсов интернета. Этим объясняется низкий уровень её развития у людей, что порождает множество психологических проблем в межличностных отношениях (супружеских, детско-родительских, производственных), а также снижает личностный потенциал, возможностисамореализации и успешной социализации[4].
В течение первых лет жизни именно семья формирует основы психологической культуры личности, а значит и предпосылки для социализации ребёнка. Это говорит о необходимости формирования психологической культуры семьи с целью гармонизации детско-родительских отношений в процессе воспитания и создания благоприятных условий для успешной социализации ребёнка. При этом педагогически грамотное обеспечение сотрудничества образовательных организаций и семьи является более эффективным для достижения поставленной цели.
Всё это говорит о необходимости комплексного подхода к вопросам формирования психологической культуры для успешной социализации подрастающего поколения. И здесь, на наш взгляд, просматриваются два пути решения, которые не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга:
1. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в системе образования - включение психологии в программу образовательных организаций, проведение тематических семинаров, тренингов, круглых столов для учащихся, организация психологических кружков и психологических служб в образовательных организациях.
2. Психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью формирования психологической культуры семьи, в общем, и повышения их психологической грамотности, в частности. «Школы успешных родителей», психологические лектории, семинары, тренинги -все мероприятия для родителей также могут проводитьсяна базе образовательных организаций и психологических центров.
Таким образом, теоретический анализ литературы показал актуальность исследования проблем формирования психологической культуры и её важнейшую роль в социализации личности. При этом, учитывая негативные тенденции, происходящие в обществе в настоящее время, можно сделать вывод о важности взаимодействия семьи и образовательных организаций для формирования психологической культуры ребёнка как основы егоуспешной социализации.
1. Козырская, И.Н. Компоненты и функции психологической культуры [Текст] / И.Н. Козырская, М.Б. Оспанова // Научный потенциал - 2013. - №2(11) . - С. 64-67.
2. Мотков, О.И. Психологическая культура в мозаике личности [Текст] / О.И. Мотков // Сборник тезисов XII Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры» - 2011. - С. 246-252.
3. Никольская, А.С. Психологическая культура как фактор сохранения психологического здоровья личности [Текст] / А.С. Никольская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2010. - №2 . - С. 223-228.
4. Романов, К.М. Психологическая культура человека: теория и практика (По материалам Всероссийской научно-практической конференции) [Текст]/ К.М. Романов // Интеграция образования - 2012. - №1 .- С. 120-121.