ЛАНДШАФТНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛАНДШАФТНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

Паю Е.А. 1
1Краснодарский государственный университет культуры и искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внешним проявлением бережного, ответственного отношения к природе является деятельность по ее сохранению и восстановлению. Эта деятельность может быть успешной лишь при условии формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. Значение формирования привычек для воспитания нравственного отношения к действительности подчеркивает Л.И. Божович, указывая на причины, тормозящие их развитие и формирование, она отмечает, что педагоги, как правило, не проводят специальной работы по воспитанию определенных привычек поведения, которые, усваиваясь, составляют важнейший компонент того, что принято называть качествами личности, или чертами характера.

Эффективность формирования экологической ответственности школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения, потребности, интересы, цели, мотивы, установки, ценностные ориентации.

Задача экологического воспитания состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние потребности и интересы школьника. При этом педагоги подчеркивают, что осознание школьником общественной необходимости охраны природы может происходить на уровне знаний, чувств, убеждений, действий.

В отечественной педагогике вопрос о поисковом характере деятельности всегда занимал ведущее место. Особенность проектно-исследовательской модели заключается, прежде всего, в организации поисковой познавательной деятельности детей как одного из важных условий формирования их личности. Экскурсионную работу следует рассматривать как эффективную форму организацию поисковой познавательной деятельности, включающую в себя мощный воспитательный компонент.

Экскурсия как форма и метод образовательно-воспитательного процесса позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места и т.д.) или в музеях, на выставках и др. Экскурсии в процессе организации познавательной деятельности могут быть разного вида, как по тематике, так и по способам организации, но, прежде всего, обуславливаются задачами организации отдыха детей.

Особое место в этом плане занимает природоведческая экскурсия. В первую очередь такие экскурсии обогащают знания детей о природных явлениях, животном и растительном мире, учат бережному отношению к природе, способствуют воспитанию у детей любви к родному краю, наблюдательности, исследовательских навыков.

Основной целью природоведческих экскурсий является формирование у школьников понятия ландшафта как природной системы взаимодействующих компонентов: горных пород, сложенных ими форм, рельефа, подземных и поверхностных вод, атмосферы, климата, растительности, почв, микроорганизмов, животных. В зависимости от места проведения экскурсии можно с большей или меньшей степенью подробности познакомить детей с действующими законодательными актами об охране природы.

Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические — это ботанические, геологические, ландшафтные, почвенные, гидрологические и др. Объектами экскурсий в природу могут быть леса, рощи, степи, озера, пруды, парки, горы, скалы, уникальные деревья, водопада и прочие природные объекты и явления. Наиболее распространены ботанические экскурсии. Такие экскурсии знакомят с растительным миром того или иного края, с типичными или реликтовыми для данной местности растениями. Их задача состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений оздоровительного значения.

Обзорные экскурсии проводятся в особо живописные загородные и пригородные районы. Обзорный характер носят также экскурсии в государственные заповедники. При отборе объектов для природоведческой экскурсии учитываются такие качества как: познавательная ценность, типичность или уникальность для природы данной местности, степень взаимодействия, степень расположения: в живописном или удобном месте. Маршрут стоится по тематическому принципу от одного объекта к другому. При возможности следует включить в природоведческие экскурсии осмотр соответствующего раздела краеведческого или специализированного музея, помещение обсерватории, оранжереи, питомника и т.п.

Экскурсионные объекты представляются в их естественной среде, при этом экскурсоводу приходится выявлять причинные связи, закономерности и взаимосвязи природных явлений. Особенность объекта природы состоит в том, что источником информации является те события, с ним связанные, а он сам. Объекты живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняется даже их облик.

Особую роль в природоведческих экскурсиях играет метод наблюдения. Многие школьники не умеют наблюдать природные явления, поэтому, по нашему мнению, в обязанности любого экскурсовода входит обучение детей концентрации внимания на определенных вещах и явлениях. Поскольку не все предметы и явления природы по данной теме педагог может продемонстрировать в натуре, ему необходимо иметь изображения животных, птиц, рыб, чье появление на виду у экскурсоводов всегда проблематично. Можно показать также образцы минералов, пород и др.

Кроме всего прочего, природоведческие экскурсии предусматривают степень активности ее участников, поэтому при подготовке и организации следует особое внимание обратить на снаряжение (одежду, обувь) и инвентарь школьников. При выполнении практических исследований: обмеров, сбора образцов пород, гербариев, зарисовок — педагог должен показать детям правильные приемы работы. В заключительной части природоведческой экскурсии следует на основе полученных школьниками непосредственных впечатлений и знаний, показать роль человека в активном преобразовании природы, сочетающемся с ее охраной.

Таким образом, мы считаем, что, реализуя разнообразные формы деятельности в области экологического воспитания и образования, можно добиться повышения эффективности экологического воспитания младших школьников. Ведь именно при попадании в природную среду при всем её многообразии предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Планируемое проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Список литературы и Интернет - источников:

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. – 398 с.

  2. Бруднов, А.К. От внешкольной работы – к дополнительному образовании [текст] / А.К. Бруднов // Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 456 с.

  3. Сочинава, В.А. Экскурсионная работа [текст] / В.А. Сочинава // Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. – 221 с.

  4. Природоведческие экскурсии как средство формирования экологического воспитания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bibliofond.ru

  5. Проведение природоведческой экскурсии "Мир животных глазами человека". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://otherreferats.allbest.ru

Просмотров работы: 1750