РЕАКЦИЯ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ С ИНФЕЦИРОВАННЫМИ КОЖНО-МЫШЕЧНЫМИ РАНАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДПРИНЯТОГО ЛЕЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАКЦИЯ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ С ИНФЕЦИРОВАННЫМИ КОЖНО-МЫШЕЧНЫМИ РАНАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДПРИНЯТОГО ЛЕЧЕНИЯ

Ляшенко П.М. 1, Навлютов Р.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина», г. Ульяновск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кровь представляет собой жидкость, образующую совместно с тканевой жидкостью и лимфой внутреннюю среду организма[1, 2, 4,]. При заболеваниях наблюдаются различные изменения обмена веществ в клетках и тканях и связанные с этим изменения состава и свойств крови, по характеру этих изменений можно в известной мере судить о самой болезни[3, 5].

Так как гнойные раны, могут не представлять большой опасности для организма, и в лабораторных исследованиях поставить этот диагноз проще визуально, при больших раневых дефектах организм животного может отреагировать серьезнее, чем мы ожидаем[2, 3]. Кровь, циркулируя в тканях раны, забирает продукты распада и недоокисленные продукты некротизированных тканей вместе с находящимися в них патогенными и условно-патогенными микроорганизмами, вместе с кровяным руслом все это попадает в другие органы и ткани животного и может быть причиной генерализации инфекции в тканях отдаленных от места основной локализации инфицированного или гнойного источника[1, 2, 3, 4, 5]. Чем больше дефект, тем больше токсинов и продуктов распада[2, 5].

Для изучения реакции органов системы кроветворения на остроту воспаления инфицированных кожно-мышечных ран, было проведено сравнительное изучение влияния мазей  на полиэтиленгликоливой основе «Гипофаевип» и «Левомиколь». В эксперимент были подобраны телята  в количестве 10 голов в возрасте 12 месяцев массой 200-220 кг, из которых сформировали две группы по пять голов  в каждой. Под местным обезболиванием согласно руководству по экспериментальной хирургии воспроизвели модель кожно-мышечной инфицированной раны с латеральной стороны бедра задней конечности[6]. Лечение ран проводили на первые сутки после инфицирования, после обязательного туалета и ревизии исследуемых объектов. Исследования крови проводили на автоматическом гематологическом ветеринарном аппарате PCE-90-Vet и на акустическом компьютеризированном анализаторе АКБа-01, БИОМ согласно наставлениям и методикам, принятым при работе с аппаратами подобного типа.

Нами изучались такие показатели крови как: эритроциты (RBC), гемоглобин (HGB), гематокрит (HCT), средний объём эритроцита (MCV), среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH), средняя концентрация гемоглобина в эритроците (MCHC), ширина распределения эритроцитов (RDW), средний объём тромбоцита (MPV), ширина распределения тромбоцитов (PDW), тромбокрит (PCT).

Проведенные нами исследования показали, что в подобранных группах у животных до нанесения и моделирования гнойной раны, через час после нанесения ран и в первые сутки лечения изменения гематологических показателей крови были однотипными, то есть наблюдалось снижение по сравнению с фоновыми показателями.

По полученным результатам до нанесения ран количество эритроцитов в крови колебалось в пределах от 7,22 до 7,57x1012/л. В впервые сутки лечения их количество уменьшилось и составило от 6,71 до 6,90x1012/л (рис. 1). В дальнейшем число эритроцитов увеличилось и было выше в опытной группе на шестые сутки лечения и составило 7,67±0,423x1012/л, в то время как в контрольной это значение было ниже - 7,25±0,229x1012/л. В последующем в процессе лечения количество эритроцитов незначительно колебалось в пределах ±0,34x1012/л в опытной и ±0,85x1012/л в контрольной группах.

В процентном выражении количество эритроцитов в крови животных через час после нанесения раны снизилось в опытной группе на 8,9%, а в контрольной на 6,9%. На первые сутки лечения уменьшение количества эритроцитов составило 11,4% и 6,4% в соответствующих группах. С третьих суток количество эритроцитов стало постепенно увеличиваться на 3,4% ниже она в опытной группе и на 0% в контрольной по сравнению с фоном. На шестые сутки количество эритроцитов стабилизировался в обеих группах. К концу лечения уровень эритроцитов в опытной группе был выше фоновых показателей на 4,2%, в контрольной ниже на 7,0%.

Уровень гемоглобина через час после нанесения ран и в первые сутки лечения ран, также как и эритроциты, снизился по сравнению с фоновыми показателями на 7,7% и 8,6% соответственно в опытной группе, и на 2,7% и 2,4% в контрольной. С третьих суток уровень гемоглобина стал увеличиваться в обеих группах на 17,7% и 23,9% соответственно. К концу лечения количество гемоглобина повысилось на 8% в опытной и на 5,3% в контрольной группе.

Динамика среднего содержания гемоглобина в эритроците и средней концентрации гемоглобина в эритроците в фоне и в процессе лечения не имела существенных изменений. В обеих группах среднее содержание гемоглобина в эритроците до лечения было незначительно ниже нормы, а средняя концентрация гемоглобина в эритроците в пределах нормы.

Средний объём эритроцитов (MCV) также уменьшился по сравнению с фоном через час после нанесения ран на 7,2% (р<0,05) и на 9,2% (р<0,05) в соответствующих группах. Далее это значение было понижено по сравнению с фоновыми показателями, но не выходило за пределы физиологической нормы для крупного  рогатого скота.

Ширина распределения эритроцитов (RDW) перед проведением эксперимента в обеих группах находилась в пределах нормы. Через час после нанесения ран и впервые сутки это значение уменьшалось в опытной группе на 0,9% и 1,5% соответственно по дням, а в контрольной на 0% и 0,7% соответственно. С третьих суток и до конца эксперимента эти значения в обеих группах выровнялись с фоновыми показателями.

Ширина распределения тромбоцитов (PDW) существенных различий не претерпевала. На третьи сутки в опытной группе PDW снизилась на 0,7%, в остальные дни PDW приближалось к фоновым значениям. В контрольной группе через час после нанесения ран ширин распределения эритроцитов практически не изменилась (по сравнению с фоном), на 0,1%. С третьих по 15-е сутки показатели были незначительно ниже фоновых в переделах от 0,1 до 0,7%. С 19-го дня лечения приближались к фоновым значениям.

У исследуемых животных количество тромбоцитов (PLT) увеличилось в первые сутки лечения на 39% и 37,9% в опытной и контрольной группах соответственно. Постепенно количество тромбоцитов росло, достигнув максимума на 15 сутки в опытной группе на 85,7% и на 95% в контрольной выше фоновых показателей. После 15-го дня лечения уровень тромбоцитов стал постепенно снижаться в обеих группах. На момент выздоровления превышение по сравнению с фоном составило 37,5% и 47,2% в каждой соответственной группе.

Необходимо отметить, что количество тромбоцитов было выше в контрольной группе, что свидетельствует о более выраженном и продолжительном воспалительном процессе при гнойных ранах, в результате вторичного инфицирования.

Уровень тромбокрита (PCT) через час после нанесения ран повысился на 9,4% в опытной и на 51% (р<0,05) в контрольной группах. В опытной группе наблюдалось увеличение тромбокрита до шестых суток. На шестые сутки повышение по сравнению с фоном составило 111,5%, далее этот показатель постепенно снижался, к концу лечения находился выше фона на 16,5%. В контрольной группе уровень тромбокрита увеличивался до пятнадцатых суток и был высоким на протяжении всего исследования. К концу лечения PCT был выше фона на 55%.

В эксперименте скорость оседания эритроцитов (СОЭ) у опытных животных изменялась следующим образом, фоновые показатели СОЭ в обеих группах равнялись  2 мм/ч, через час после нанесения ран скорость оседания эритроцитов увеличилась на 25% и 20% по сравнению с фоновыми значениями в опытной и контрольной группе соответственно. На первые сутки уровень СОЭ в обеих группах скачкообразно увеличилась на 400 и 405% в группах соответственно. С третьих суток в опытной группе значения СОЭ начинали стабильно уменьшаться. На момент полного заполнения грануляционной тканью ран и прогрессивной эпителизации ран СОЭ равнялась 55 % выше фоновых показателей, в то время как в контрольной группе на 150% выше фона. Улучшение показателей СОЭ в опытной группе, т.е. уменьшение скорости оседания эритроцитов, что расценивалось нами как положительная тенденция и направление раневого процесса в нужное русло.

Заключение. Подытоживая, полученных данные следует отметить, что динамика  некоторых гематологических изменений крови соответствует клиническим показателям телят, и наиболее плавно протёкала в опытной группе, а изменения в контрольной группе с шестых по девятые сутки свидетельствуют о возобновлении воспалительных явлений и вторичном инфицировании раны.

Список использованной литературы

1          Ермолаев, В.А., Никулина Е.Н. Динамика морфологических показателей крови телят с гнойными ранами / В.А. Ермолаев, Е.Н. Никулина // Материалы Международной научно-практической конференции «Кадровое и научное обеспечение инновационного развития отрасли животноводства». Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - Казань, 2010. - Т. 203. - С. 109-114.

2.             Ермолаев В.А. Гемосгазиологические аспекты гнойной хирургической патологии крупного рогатого скота / В.А. Ермолаев // Актуальные проблемы ветеринарной хирургии: Мат. междунар. научно-методической конф. - ВГАУ. -Воронеж, 1997. - С. 67-68.

3.         Марьин, Е.М.  Болезни копытец у коров различных пород / Е.М.Марьин, В.А Ермолаев // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 2. № 30-1. - С. 104-105.

4.         Никулина, Е.Н. Динамика гематологических показателей при лечении гнойных ран у телят / Е.Н. Никулина, П.М. Ляшенко, В.А. Ермолаев // Ветеринарная медицина. Современные проблемы и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. А.А. Волкова. - ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - С. 315-317.

5.         Никулина, Е.Н. Морфогистологические изменения тканей при лечении гнойных ран гидрофильными мазями в сравнительном аспекте / Е.Н.Никулина, П.М.Ляшенко, В.А.Ермолаев //  Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. -Т.3. №  31-1. - С. 113-114.

6.         Шалимов С.А. Руководство по экспериментальной хирургии/ С.А. Шалимов, А.П. Радзиховский Л.В. Кейсевич// М.: Медицина, 1989. - 272  с.

 

Просмотров работы: 930