ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ

Сухарева В.В. 1
1Волгодонской институт (филиал) Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших элементов правовой функции любого современного государства является забота о детях-сиротах. Многочисленные нормы, как международного, так и российского права, провозглашающие человека, как высшую ценность государства, указывают на необходимость правовой защиты и социальной поддержки самого уязвимого населения любого государства, а именно детей, которые остались без попечения родителей. Так, согласно п. 1 ст. 20 Конвенции Организаций Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".1Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года2 является главной целью в правовой сфере защиты детства. Правовая защита охватывает все области жизнедеятельности ребенка: образование, медицинское обслуживание, трудовую деятельность, обеспечение жильем и т.д.

На данный момент проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях кардинальных реформ весьма актуальны, отличаются новизной и глубиной сложности, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

В настоящее время в стране проводится ряд мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей-сирот, обеспечение их правовой защищенности. Так, например, национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, 3предполагает необходимость улучшения законодательства РФ в области защиты имущественных прав, в том числе своевременное предоставление детям-сиротам жилого помещения, пригодного для нормального существования и соответствующего всем санитарным нормам и правилам.

Преимущество интересов и благополучие детей во всех сферах жизнедеятельности в первую очередь закреплен в Конституции РФ, в которой определены правовые нормы общего характера, при этом их основное содержание и механизм действия остаются непроработанными, что показано и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов детей-сирот. К основным законам, закрепляющим права детей-сирот в России, относятся также Семейный кодекс РФ4, Федеральные законы от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"5(далее - ФЗ № 124) и от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 6(далее - ФЗ № 159). Данные законы объединяет единая задача, состоящая в усилении законодательных предпосылок защиты прав ребенка, а также в установлении необходимых гарантий со стороны государства.

Особое внимание следует уделить проблемам в жилищной сфере. Реализация права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрена п. 1 ст. 8 ФЗ №159.

Проблема защиты жилищных прав детей-сирот обозначена в статье И.М. Байкина «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей»,7 в которой автор обращает внимание на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности получить жилье в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159.

Несмотря на наличие правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Особое беспокойство вызывает большое число нарушений прав детей-сирот. Так, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 5 мая 2013 г., Президент РФ, В.В. Путин обратил внимание на серьезные проблемы в сфере жилищных прав детей-сирот, а именно на обеспечение их жильем.

Негативное развитие в данной сфере во многом является основанием несовершенства федерального и регионального законодательства.

С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поменялся порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

С января 2013 года закреплен иной порядок предоставления жилья сиротам. В соответствии с действующим законодательством, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. Но вопросы, касающиеся реализации жилищных прав детей-сирот, так и остались неурегулированными.

Несмотря на предпринимаемые государством попытки по улучшению законодательных норм, новая редакция ФЗ № 159 не полностью соответствует требованиям правоприменительной практики и поэтому, по нашему мнению, необходима его дальнейшая доработка.

Следует отметить, что ранее действующие правила предоставления жилых помещений детям-сиротам включали в себя передачу жилого помещения, учитывая состав семьи лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На сегодняшний день в данном федеральном законе такая норма отсутствует, что приводит к ухудшению жилищных прав детей-сирот. При таком стечении обстоятельств следует полагать разумным в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159 после слов "по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" восполнить словами "с учетом членов их семьи".

Еще одной из немаловажных проблем следует считать право детей-сирот, определяющее порядок обеспечения их жильем, которое относят к компетенции субъектов РФ, что, по нашему мнению, способствует ущемлению прав таких детей. Считаем, что в данном случае исполнение прав детей-сирот на жилище стоит в прямой зависимости от социально-экономических показателей региона, объема финансирования на строительства необходимого количества жилья. На основании выше изложенного предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 в предложение "в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации" заменить следующее "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Такие изменения позволят ликвидировать правовые пробелы и разногласия, а также утвердить общие положения, реализующие один подход к закреплению порядка снабжения жильем детей-сирот на всей территории Российской Федерации.

Несхожесть в правовом регулировании на региональном уровне приводит к определению неравноправных возможностей для детей-сирот. Таким образом, возникает необходимость в преобразовании регионального законодательства в соответствии с федеральным.

Помимо всего прочего, в федеральном законе не обозначен порядок предоставления жилья ребенку-сироте, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний. Для преодоления коллизий и сложностей правоприменения, важно на федеральном уровне законодательно предусмотреть, что при наличии у детей-сирот хронических заболеваний, жилые помещения предоставляют по договорам найма специализированных жилых помещений, способствующих увеличению государственных гарантий защиты жилищных прав сирот.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основной задачей государства является не декларирование этих прав, а обеспечение их реализации. Это необходимо не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и для всего российского общества, взявшего устойчивый курс на гуманизацию и соблюдение прав человека.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г (принята всенародным голосованием) // Российская газета. -1993. № 237

  2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248;

  5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

  6. Байкин, И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - № 2. - С.5-6.

1 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г (принята всенародным голосованием) // Российская газета. -1993. № 237

3 Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

4Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17

5 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

6 Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248

7 Байкин, И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - № 2. - С.5-6.

Просмотров работы: 3959