На данный момент проблемы правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях кардинальных реформ весьма актуальны, отличаются новизной и глубиной сложности, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
В настоящее время в стране проводится ряд мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей-сирот, обеспечение их правовой защищенности. Так, например, национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, 3предполагает необходимость улучшения законодательства РФ в области защиты имущественных прав, в том числе своевременное предоставление детям-сиротам жилого помещения, пригодного для нормального существования и соответствующего всем санитарным нормам и правилам.
Преимущество интересов и благополучие детей во всех сферах жизнедеятельности в первую очередь закреплен в Конституции РФ, в которой определены правовые нормы общего характера, при этом их основное содержание и механизм действия остаются непроработанными, что показано и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов детей-сирот. К основным законам, закрепляющим права детей-сирот в России, относятся также Семейный кодекс РФ4, Федеральные законы от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"5(далее - ФЗ № 124) и от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 6(далее - ФЗ № 159). Данные законы объединяет единая задача, состоящая в усилении законодательных предпосылок защиты прав ребенка, а также в установлении необходимых гарантий со стороны государства.
Особое внимание следует уделить проблемам в жилищной сфере. Реализация права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрена п. 1 ст. 8 ФЗ №159.
Проблема защиты жилищных прав детей-сирот обозначена в статье И.М. Байкина «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей»,7 в которой автор обращает внимание на то, что в некоторых субъектах Российской Федерации судебная практика такова, что дети-сироты лишены возможности получить жилье в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159.
Несмотря на наличие правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Особое беспокойство вызывает большое число нарушений прав детей-сирот. Так, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 5 мая 2013 г., Президент РФ, В.В. Путин обратил внимание на серьезные проблемы в сфере жилищных прав детей-сирот, а именно на обеспечение их жильем.
Негативное развитие в данной сфере во многом является основанием несовершенства федерального и регионального законодательства.
С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поменялся порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
С января 2013 года закреплен иной порядок предоставления жилья сиротам. В соответствии с действующим законодательством, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма. Но вопросы, касающиеся реализации жилищных прав детей-сирот, так и остались неурегулированными.
Несмотря на предпринимаемые государством попытки по улучшению законодательных норм, новая редакция ФЗ № 159 не полностью соответствует требованиям правоприменительной практики и поэтому, по нашему мнению, необходима его дальнейшая доработка.
Следует отметить, что ранее действующие правила предоставления жилых помещений детям-сиротам включали в себя передачу жилого помещения, учитывая состав семьи лица, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На сегодняшний день в данном федеральном законе такая норма отсутствует, что приводит к ухудшению жилищных прав детей-сирот. При таком стечении обстоятельств следует полагать разумным в ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159 после слов "по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" восполнить словами "с учетом членов их семьи".
Еще одной из немаловажных проблем следует считать право детей-сирот, определяющее порядок обеспечения их жильем, которое относят к компетенции субъектов РФ, что, по нашему мнению, способствует ущемлению прав таких детей. Считаем, что в данном случае исполнение прав детей-сирот на жилище стоит в прямой зависимости от социально-экономических показателей региона, объема финансирования на строительства необходимого количества жилья. На основании выше изложенного предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 в предложение "в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации" заменить следующее "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Такие изменения позволят ликвидировать правовые пробелы и разногласия, а также утвердить общие положения, реализующие один подход к закреплению порядка снабжения жильем детей-сирот на всей территории Российской Федерации.
Несхожесть в правовом регулировании на региональном уровне приводит к определению неравноправных возможностей для детей-сирот. Таким образом, возникает необходимость в преобразовании регионального законодательства в соответствии с федеральным.
Помимо всего прочего, в федеральном законе не обозначен порядок предоставления жилья ребенку-сироте, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний. Для преодоления коллизий и сложностей правоприменения, важно на федеральном уровне законодательно предусмотреть, что при наличии у детей-сирот хронических заболеваний, жилые помещения предоставляют по договорам найма специализированных жилых помещений, способствующих увеличению государственных гарантий защиты жилищных прав сирот.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основной задачей государства является не декларирование этих прав, а обеспечение их реализации. Это необходимо не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и для всего российского общества, взявшего устойчивый курс на гуманизацию и соблюдение прав человека.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г (принята всенародным голосованием) // Российская газета. -1993. № 237
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248;
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Байкин, И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - № 2. - С.5-6.
1 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г (принята всенародным голосованием) // Российская газета. -1993. № 237
3 Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
4Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17
5 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
6 Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248
7 Байкин, И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - № 2. - С.5-6.