СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Донченко О.С. 1, Заруцкая Т.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений.

В последнее время в теории и практике дошкольного образования проблеме детской тревожности уделяется много внимания. Исследования, проводимые педагогами - психологами показывают, что среди выпускников детского сада до 60% детей испытывают высокую тревожность.

В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы.

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Они с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения.

В работах А.В. Микляевой, А.М. Прихожан, Л.В. Пасечник, П.В. Румянцевой, предлагаются различные средства коррекции тревожности. Активно используется в настоящее время и является одним из эффективных средств такое направление как арт-терапия.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка.

Во время прохождения преддипломной практики нами было проведено исследование тревожности старших дошкольников.

Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 10 «Аленький цветочек» г. Прокопьевска Кемеровской области. В исследовании приняли участие 18 человек, в возрасте 6 лет. Для исследования тревожности был подобран следующий диагностический инструментарий: тест тревожности (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен); детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак); проективная методика «Несуществующее животное»; анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

Анализ результатов показал, что для большинства испытуемых характерен средний уровень тревожности.

Для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста мы решили использовать арт-терапию. Для применения арт-терапии нами были разработаны арт-сессии.

Основной целью арт-сессии является снятие тревожности посредством арт-терапии у детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения арт-сессий нами были поставлены следующие задачи:

- акцентировать внимание на ощущениях и чувствах;

- создать оптимальные условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;

- помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Арт-сессии проводились один раз в неделю, продолжительностью до 30 мин. Во время занятий мы использовали разные материалы: гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные, пластилин, газеты, журналы.

Рисуночные сессии с детьми не ограничивались обычным набором изобразительных средств и традиционными способами их использования. Любые усилия в ходе работы были интересны, оригинальны и приятны ребенку.

Арт-сессии предполагали создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, которые вызывали новые способы активности и помогали их закрепить.

Интересным и привлекательнымбыл процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечало природе детского рисования, являлось его особенностью. Нами были использованы нетрадиционные техники рисования.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивировали деятельность, направляли и удерживали внимание. Во-вторых, имело значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

В работе с детьми мы использовали следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги.

В результате работы арт-сессий у детей выплескивались отрицательные эмоции, высвобождалась психологическая энергия, которая обычно тратилась на неэффективное напряжение, и дети становились спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступали место инициативности и творчеству. Арт-сессии с дошкольниками не ограничивались обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включался в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Для работы арт-сессийнами была составлена подборка арт-терапевтических музыкальных произведений для детей старшего дошкольного возраста.

По завершению арт- сессий нами было проведено диагностическое обследование детей. Результаты исследования подтвердили, что именно арт-терапия позволяет ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Результатом благополучного прохождения практики явилось формирование системных представлений о педагогической деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний по проблеме формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также педагогических умений, способствующих снятию тревожности у детей дошкольного возраста.

Просмотров работы: 1954