Актуальность данной темы исследования вызвана следующими условиями. В настоящее время человеческие ресурсы представляют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы. Работа с персоналом - одна из основных функций управления. Стимулирование работников занимает одно из главных мест в управлении персоналом, так как определяет его поведение. Ориентированность работников на достижение целей организации является главной задачей руководства, а обеспечить ее реализацию можно, только благодаря эффективной системе стимулирования. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, с помощью которых можно воздействовать на поведение и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нужное для организации направление. Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности персонала, то можно с уверенностью рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу более качественно, делая, таким образом, свой вклад в успешное функционирование организации.
Понятие «стимулирование труда» в социальных науках означает целенаправленное воздействие на социальный объект, обеспечивающее поддержание его определенного состояния. Таким образом, «стимулирование труда - это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на отдельного человека или группу людей с целью поддержания определенного уровня их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия». Теорию стимулирования труда можно объединить в решение двух взаимосвязанных задач:
а) нахождению границ, где заработная плата, исходя из ее экономических законов,является средством стимулирования, подчиняется целям стимулирования и управляется с точки зрения этих целей;
б) определению тех точных принципов и методов организации оплаты труда, которые являлись бы наиболее эффективными в стимулировании трудовой деятельности совокупного и индивидуального работников и при этом не были бы в противоречии с экономическими законами.
Важнейшим видом стимулирования является материальное, играющее значительную роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-неденежного и материально-денежного стимулирования, которое содержит часть социальных стимулов.
Вторым значимым видом является духовное стимулирование. Оно содержит в себе социальные, этические, моральные, социально-политические и информационные побуждения. В духовном аспекте моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой внутреннего стимулирования труда.
В российских организациях появилась необходимость разработки рекомендаций по повышению эффективности системы оплаты труда, стимулирующих трудовую активность работников.
Четкоспроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в развитие организации. Человек - существо социальное, следовательночувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
Можно выделить несколько основных направлений совершенствования:
- совершенствование системы материального стимулирования;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- внедрение проекта, с учетом индивидуальных особенностей работника.
При повышении эффективности системы стимулирования персонала руководству организации необходимо понимать, что высокое качество трудовой жизни определяется следующими чертами:
- работа является интересной;
- работники получают справедливое вознаграждение за свой труд;
- контроль со стороны руководства должен быть минимальным, осуществляться тогда, когда в нем возникает необходимость;
- работники должны участвовать в принятии решений, особенно тех, которые касаются их непосредственно.
Для совершенствования системы материального стимулирования персонала можно предложить следующие мероприятия:
- премии, надбавки и поощрения для персонала;
- оплата расходов, связанных с профессиональной деятельностью (консультирование постоянных клиентов);
- материальное поощрение сотрудников в виде оплаты, например, абонемента в фитнес-клубе.
Для создания благоприятного психологического климата в коллективе необходимо провести следующие мероприятия:
1.Провести оценку состояния психологического климата в коллективе путем определения индекса групповой сплоченности Сишора.
2. Создать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.
Также для повышения эффективности системы стимулирования необходимо внедрить проект, который учитывает индивидуальные особенности работников, состоящий из трех этапов:
1 этап. Провести диагностикусуществующей системы стимулирования.
2 этап. Построение сегментированной системы стимулирования с учетом психологических особенностей работников организации.
На втором этапе необходимо реализовать следующие мероприятия:
- провести именное анкетирование работников с целью отбора определенных групп и построения сегментированной системы стимулирования.
3 этап. Этап наблюдения и корректировки.
На этом этапе проводится периодическое анкетирование сотрудников приблизительно раз в полгода и изменение стимулирующих факторов в соответствии с получаемой информацией о степени их удовлетворенности условиями работы организации.
Предложенные мероприятия, направленные на повышение эффективности системы стимулирования персоналаспособствуют улучшению качества трудовой жизни и учитывают степень удовлетворенности работника своим трудом. Также руководству следует применять не только материальные, но и моральные средства стимулирования.