УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Гамакова Л.О., Княгинина Н.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что стрессовые ситуации довольно часто встречаются в управлении организаций и растут с каждым днем. Не каждый руководитель способен справиться с такой ситуацией без посторонней помощи.

Стресс - это обыденный процесс в нашей повседневной жизни. Практически каждый день  человек испытывает легкий стресс, который является реакцией на изменения во внешней среде, он позволяет мобилизовать силы на преодоление этих изменений, и, преодолевая их, делать человека сильнее, умнее и профессиональнее. Считается, при возникновении стрессовых ситуаций человек может проявить свои скрытые способности и таланты, которые возникают неожиданно.  Отметим, что возникновение стрессов различного характера оказывает весьма пагубное влияние на организм, выматывая его ресурсы в течение длительного времени и ведя его к разрушению. Это явление имеет наиболее яркое отражение в трудовой среде, где существует множество обстоятельств для возникновения реакций на опасные для человеческого существования факторы.

Более подробно рассмотрим исследование стрессовых ситуаций в трудовом коллективе. Проблемы сотрудников, возникающие возможно при оплате труда и в процессе результатов работы, а так же на здоровье  и благополучии персонала, заключаются  психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. Чрезмерный стресс составляет большие затраты для организаций.

Отметим, что причинами зарождения  организационного стресса на предприятии являются производственные трудности и низкое качество управления, а также невовлеченность в работу. Подобная реакция работника на стрессовые факторы может происходить из-за его депрессивного состояния или эмоционального выгорания. «Для ряда так называемых коммуникативных профессий, в том числе и для менеджеров, характерно проявления синдрома профессионального (эмоционального) выгорания, который может развиться в результате длительного действия факторов, вызывающих стресс. Профессиональное выгорание возникает на фоне хронического стресса, истощения эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Этому способствует накопление отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них». Если рабочий коллектив или отдельные его участники находятся в состоянии упадка продолжительное время, то это наверняка является следствием влияния какого-либо стрессовых факторов. Невовлеченность в работу может присутствовать не только из-за влияний депрессивного характера. Причиной может быть также и неудовлетворенность коллектива организацией, которая ведет к нежеланию работать, незаинтересованности и отсутствия мотивации. Характер общения подтверждает о наличие стрессовых ситуаций внутри коллектива, а также  данная проблема может проясниться по поведению личности в целом. Сотрудники, как правило, работают без энтузиазма и желания, из отношения в коллективе носят напряженный характер.

Одна из функций руководителя является необходимость наблюдения за поведением и состоянием коллектива. В ходе наблюдения следует выявлять признаки наличия стресса. После выявления можно сделать вывод о наличии стресса в коллективе и принять меры по его предотвращению. Такой механизм действия управляющего персонала наиболее эффективен.

 

       
       
 
 

 


Рис. 1 Механизм исследования стресса в организации

Источник: составлено автором

Для снижения негативного влияния психических состояний на организационное поведение персонала менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

Таким образом,  стресс является серьезной проблемой, как в жизни сотрудника, так и в организации в целом. Даже незначительные стрессы, могут понести серьезные последствия. Существует множество причин возникновения  и признаков стресса. Стресс является естественной реакцией, и не так опасен, если вовремя принимать меры для предотвращения его.

В организации было проведено исследoвание на определение существующего уровня стресса у персoнала. Данное исследование проводилось с использованием теста на оценку стрессоустойчивости.

Из результатов тестирования было видно, что средние результаты тестирования работников и женского и мужского пола не превышают 30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне стресса, но необходимо все же обратить внимание, что итоговые средние результаты очень близки к значению 30. Поэтому необходимо в обязательном порядке проводить мероприятия по предупреждению стрессов, по их психогигиене. Обратить внимание на здоровье работников необходимо не только руководству, но и самим работников для достижения минимального уровня вредных воздействий стрессов.

Из результатов теста, так же можно сделать вывод, что больше всех поддержаны влиянию стресса сотрудники в отделе произвотства и сбыта продукции. На зарождение стресса в отделе могут влиять следующие факторы:

-        Необходимость выдерживать конкуренцию;

-         отвечать предъявляемым требованиям;

-        опасение постоянного контроля;

-        неблагоприятная обстановка в офисе;

-        конфликты в коллективе и нестабильность

Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:

-                  высокой степенью ответственности (менеджеры);

-                  постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);

-                  дефицитом времени;

-                  монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);

-                  нестабильностью;

-                  тяжелыми условиями труда. 

Все эти факторы могут поспособствовать возникновению стрессовой ситуации в отделе производства и сбыта. Руководителю необходимо тщательно изучить сложившуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Руководству организации необходимо обратить на это внимание и выяснить причину повышения уровня стресса, поскольку повышенный уровень стресса не позволяет персоналу работать наиболее эффективно, с полной отдачей.

 Для предотвращения стресса в организации использовался способ организационного поведения. Это  действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример. Для сотрудников наглядным приме­ром может стать поведение их руководителя.

Управление отношениями является составной частью управления стрессовых ситуаций. При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

Управление нагрузками. При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.

Также в организации не проводится такой деятельности по профилактике конфликтов, как формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. Известно, что конфликтные ситуации в значительной степени провоцируют стрессовые ситуации. И если сотрудники по психологическим характеристикам несовместимы, то они не смогут достичь продуктивного сотрудничества и эффективной деятельность, а также в силу низкой сплоченности могут возникать конфликты на рабочем месте и, как следствие, стрессы.

Таким образом, в организации необходимо внедрить систему формирования рабочих групп на основе психологической совместимости, проводить корпоративные вечеринки, совместный досуг в нерабочее время.

Стало известно в ходе опроса, что в организации не уделяется особое внимание созданию наиболее комфортных условий труда. Это очень важно для профилактики стрессов, т.к. некомфортные для организма уровень температуры, освещения, давления зачастую приводят к возникновению нежелательного уровня стресса. В компании не во всех рабочих кабинетах установлены сплит-системы, также кроме общего освещения требуется, чтобы на каждом рабочем столе были лампы местного освещения. Это требование также не везде соблюдено, что негативно сказывается на уровне стресса.

Руководству по мере возможности нужно уделять как можно больше внимания своим работникам, для того чтобы не допустить патологического уровня стресса, поскольку стресс легче предупредить, чем потом бороться с его негативными последствиями.

Для того, чтобы вовремя выявить стрессовые состояния у персонала в крупной организации обязательно должна работать группа психологов, или хотя бы один психолог. В компании такой практики нет, но она необходима. Поэтому, если нет возможности ее внедрить, руководящий состав должен взять на себя эти функции. Необходимо периодически проводить устные опросы или опросы в форме анкетирования на выявление стрессовых состояний у персонала и, если это необходимо, после этого применять соответствующие меры.

Также в современных организациях часто применяются такие передовые методы борьбы со стрессом, как занятия физкультурой в течение недолгих перерывов на работе. Ученые доказали, что ничто так не помогает справиться с психологическим стрессом, как оптимальная физическая нагрузка. В организации прилегающая к рабочим зданиям и помещениям территория достаточно велика. Поэтому можно попробовать создать комнату отдыха для работников умственного труда, которая содержала бы несложный спортивный инвентарь, теннис, бадминтон, мячи и пр.

Руководящему персоналу также следует применять такие меры по снижению стресса у персонала, как оценка способностей, потребностей и склонностей работников и попытка выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам; необходимо разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания; нужно четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации и пр.

В отделе производства и сбыта необходимо провести профилактические процедуры предотвращения возникновения стрессовых ситуаций.

При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Возможные пути профилактических процедур:

¾   приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагрузки;

¾   Полезными являются и другие формы корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек может грамотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры;

¾   Смена рабочего места;

¾   Изменения условий труда;

¾   Наличие карьерного роста;

¾   квалифицированный психолог.

Руководитель сам выбирает какие методы для борьбы со стресом использовать. Если же руководитель не может самостоятельно решить этот вопрос, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Отсутствие мер по профиликтике, может пагубно сказаться на действии организации.

Литература:

1.       Андреева И.В. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2007. - 325 с.

2.       Коган Б.М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 164 с.

3.       Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. - 2007. - №3. - С.20-23.

4.       Шингаев С.М Управление стрессом в организации Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 7. С. 107-111.

 

Просмотров работы: 5067