МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы заключается в том, что занятия различными видами гимнастики помогают решать одну из важнейших задач - обеспечение подготовки физически  крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методом обучения понимается принципиальный способ решения той или иной задачи, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика. Отдельные методы и приемы могут способствовать решению одной задачи обучения движению или применяться на различных этапах.

Цель данной курсовой работы - изучить влияние средств спортивной гимнастики на воспитание физических качеств.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Дать характеристику физическим качествам и описать методику их воспитания средствами спортивной гимнастики.

2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов СДЮСШОР №1. г. Кемерово набора 2013 года, модельным характеристикам.

3. Разработать методику воспитания физических качеств средствами спортивной гимнастики.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Тестирование

3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.

4. Методы антропометрии.

1. Анализ и обобщение литературных источников, проводилось с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнение методов исследования, выяснение состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: о методах отбора и набора в спорте в целом и в гимнастике в частности. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2. Тестирование проводилось с целью определения уровня развития двигательных качеств юных гимнастов. В качестве тестов для оценки физических качеств были избраны упражнения, применяемые в СДЮСШОР №1 г. Кемерово, для определения физической подготовленности и набора юных гимнастов в учебно-тренировочные группы:

 Подтягивание на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.

Упражнения прыжок в длину и прыжок на горку матов с места поводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.

В тесте отжимание в упоре лёжа, определялось развитие физических качеств отводящих мышц и мышц разгибателей плечевого пояса.

Приседание на одной ноге (левой, правой) проводилось для определения развития физических качеств сгибателей и разгибателей мышц ног.

Гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов и суставов плечевого пояса определяли с помощью упражнения - «мост» из положения лёжа.

При помощи упражнения - складка (сед согнувшись) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.

Во время выполнения шпагата левая (правая) впереди, правая (левая) сзади, подвижность и эластичность мышц и связочного аппарата тазобедренных и коленных суставов.

Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.

Оценка проводилась по пятибалльной шкале следующим образом:

- тест считается пройденным, если ребенок по всем тестам получает среднюю оценку от 2 баллов и выше;

- тест считается не пройденным если ребёнок получает среднюю оценку от 0 до 1 балла;

- в том случае, если ребёнок получает среднюю оценку от 1 до 2 баллов, то ему рекомендуют занятия в смежные виды спорта (акробатика, прыжки в воду).

3. Изучить качества  осуществления набора в СДЮСШОР №1 г. Кемерово.

Тесты приёмных нормативов для детей 5-6 лет СДЮСШОР №1 г. Кемерово:

1. Подтягивание на перекладине в висе

7 раз - 5 баллов

5 раз - 4 балла

3 раза - 3 балла

2 раза - 2 балла

2. Прыжок в длину с места

150 см - 5 баллов

130 см - 4 балла

110 см - 3 балла

100 см - 2 балла

3. Прыжок на горку матов с места

60 см - 5 баллов

50 см - 4 балла

40 см - 3 балла

30 см - 2 балла

4. Отжимание от пола в упоре лёжа

15 раз - 5 баллов

10 раз - 4 балла

8 раз - 3 балла

5 раз - 2 балла

5. Приседание на одной ноге (левой и правой) другая вперёд

10 раз - 5 баллов

8 раз - 4 балла

6 раз - 3 балла

4 раза - 2 балла

6. «Мост» из положения лёжа

Раскрыты плечи таз руки и ноги прямые - 5 баллов

Небольшой угол до 15 градусов - 4 балла

Угол 20 градусов - 3 балла

Угол 30 градусов - 2 балла

7. Наклон вперёд в седе

Плотная складка без углов в плечах с перемахом руками носков -

5 баллов

Плотная складка спина прямая без перемаха носков - 4 балла

Не значительный горбик без перемаха ноги прямые - 3 балла

Не плотная складка угол в плечах ноги не много согнуты - 2 балла

8. Шпагат на любую ногу (левой или правой)

Без ошибок - 5 баллов

С прямыми ногами 10 см до пола - 4 балла

Ноги прямые 20 см до пола - 3 балла

Ноги не много согнуты 30 см до пола - 2

9. Угол в висе

40 сек - 5 баллов

30 сек - 4 балла

20 сек - 3 балла

сек - 2 балла

Данное исследование проходило в 2011 -2013 году на базе СДЮСШОР №1. В исследовании приняло участие 34 человека в возрасте 5-6 лет, которые полностью соответствовали показателям физического развития юных гимнастов.

На первом этапе была определена тема исследования, её актуальность, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении тренировок по спортивной гимнастике.

На втором этапе проводилось тестирование с целью получения данных для решения задач исследования. Проведён анализ результатов тестов.

Результаты проведенного тестирования двигательной подготовки детей, отобранных для занятий со специализацией «гимнастика» за 2011-2013 учебный год приведена ниже.

 

Таблица 3.1 Результаты тестирования двигательной подготовленности детей, отобранных для занятий со специализацией гимнастика за 2011 - 2013 учебный год

Тесты

Баллы

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013

Кол-во испытуемых

%

Кол-во испытуемых

%

Кол-во испытуемых

%

Кол-во испытуемых

%

Подтягивание на перекладине в висе

0

2

3

4

5

35

10

4

5

-

65

19

7

9

0

29

5

10

1

-

64

10

21

2

0

26

7

3

2

-

67

19

8

6

0

24

5

3

2

-

70

15

8

7

0

Прыжок в длину с места

0

2

3

4

5

22

14

15

2

1

40

27

28

4

1

20

11

13

1

-

44

26

28

2

0

18

11

9

-

-

47

29

24

0

0

15

8

9

1

1

44

24

28

2

2

Прыжок на горку матов с места

0

2

3

4

5

10

12

21

9

2

18

23

38

18

3

9

13

14

6

3

20

29

32

12

7

4

11

11

7

54

10

30

30

18

12

1

6

8

13

6

3

18

23

38

18

Отжимание от пола в упоре лёжа

0

2

3

4

5

27

14

6

4

3

50

25

11

8

6

24

9

8

2

2

53

20

17

6

4

20

9

5

3

1

54

24

12

7

3

18

8

3

3

2

53

24

9

9

5

Приседание на одной ноге (левой, правой)

0

2

3

4

5

43

8

1

1

1

80

16

1

1

2

36

7

2

-

-

81

15

7

0

0

30

6

2

-

-

80

16

4

0

0

27

6

-

-

1

81

17

0

0

2

«Мост» из положения лежа

0

2

3

4

5

11

10

11

10

12

21

20

19

18

22

11

9

8

8

9

25

21

17

17

20

10

9

6

7

6

25

22

16

19

18

8

6

6

6

8

24

19

17

17

23

Складка (наклон вперёд в седе)

0

2

3

4

5

14

16

12

7

5

27

30

22

12

9

13

14

10

5

3

28

31

23

10

8

10

11

10

4

3

26

29

25

11

9

12

10

7

3

2

35

29

21

9

6

Шпагат на любую ногу (левой или правой)

0

2

3

4

5

28

20

2

3

1

52

39

3

5

1

23

16

2

3

1

51

37

4

6

2

18

5

11

3

1

48

13

28

7

4

17

11

2

3

1

50

32

6

9

3

Угол в висе

0

2

3

4

5

42

7

5

-

-

78

12

10

0

0

36

3

6

-

-

80

7

13

0

0

29

6

3

-

-

76

15

9

0

0

27

4

3

-

-

81

11

8

0

0

 

В подтягивании на перекладине в висе, в низких оценках (0, 2 балла) прослеживается резко-отрицательная динамика, в средних оценках (3 балла) также, как и в высоких (4, 5 баллов) положительная динамика не прослеживается.

В тесте прыжок в длину с места в низких оценках мы можем наблюдать отрицательную динамику. Процент средних и высоких оценок из года в год также уменьшается. А количество низких оценок наоборот увеличивается.

В тесте прыжок на горку матов с места наблюдается положительная динамика в высоких оценках. Процент средних оценок из года в год остаётся на одном уровне, исключая тестирование 2012 года. Отжимание от пола в упоре лёжа. В этом тесте в низких оценках высоких скачков в отрицательную сторону не наблюдается, хотя сохраняется тенденция к отрицательной динамике.

 В средних и высоких оценках наблюдается такая же тенденция к сохранению отрицательной динамики. Такую же ситуацию можно наблюдать и в тестах: приседание на одной ноге (левой, правой), «мост» из положения, лёжа, Складка (наклон вперёд в седе), шпагат, угол в висе.

В ходе исследования выявилось что:

- 24% детей (8 человек), тест не прошли;

- 47% детей (16 человек), рекомендованы занятия в смежных видах спорта;

- 29% детей (10 человек), выполнили минимум требований, позволяющий получить рекомендацию для занятий спортивной гимнастикой.

Из года в год процент низких, высоких и средних оценок колеблется, то в отрицательную, то в положительную сторону, но в месте с тем, наблюдается тенденция, к сохранению в этих тестах отрицательной динамики.

С целью лучшего овладения базовыми элементами, в наибольшей степени, влияющих на качество технической подготовленности юных гимнастов, рекомендуем систематически включать в тренировочный процесс специальные упражнения с утяжеленными булавами, мячами разного веса и размера, жонглирование с мячами и булавами, в том числе в условиях отключения зрительного анализатора, повышающие точность движений в упражнениях с предметами.

С целью развития точности движений юных гимнастов в основную часть занятия рекомендуется включать упражнения с такими сложными гимнастическими предметами как мяч и булавы, при чем периодически изменялся их вес и размеры, а так же включение или отключение зрительного анализатора.

Таким образом, в процессе изучения специальной научно-методической литературы мы выявили модельные характеристики юных гимнастов для набора в СДЮСШОР.

Определяя степень соответствия подготовки юных гимнастов СДЮСШОР №1 г. Кемерово набора 2012 года модельным характеристикам, было выявлено, что из тридцати четырёх человек, только десять, выполнили минимум требований, позволяющий получить рекомендацию для занятий спортивной гимнастикой, что составляет приблизительно одну третью часть от общего числа тестируемых.

Выявляя динамику подготовленности юных гимнастов СДЮСШОР №1 г. Кемерово, на этапе отбора, за период 2011-2013 годы, было установлено, что в большинстве тестов наблюдается отрицательная динамика. И только в некоторых тестах можно увидеть положительную динамику. Можно также предположить, что наблюдаемая ситуация имеет несколько причин: нарушение экологии; тяжёлое социальное положение в семьях и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спортивная гимнастика России имеет крупные победы и достижения и многие считают, что ради них тренеры не щадят детские организмы. Однако исследования последних лет показывают, что это не так. Небольшой рост, коренастость и в то же время легкость, узкий таз, запоздалое половое созревание бывает не только у тех, чье призвание - спортивная гимнастика.

Типичными для гимнастики средствами (упражнениями) являются специально разработанные движения. Многие из них заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей, некоторые возникали по мере развития научных знаний и опыта применения различных движений в педагогических целях. Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие основные группы:

Строевые упражнения;

Общеразвивающие упражнения;

Прикладные упражнения;

Вольные упражнения;

Упражнения художественной гимнастики;

Акробатические упражнения;

Прыжки (простые и опорные);

Упражнения на снарядах.

 Физическими качествами принято называть отельные косвенно определённые стороны двигательных возможностей человека.

Развитие силы.

II. Развитие быстроты

III. Развитие выносливости

IV. Развитие ловкости

V. Воспитание гибкости

В процессе изучения специальной научно-методической литературы мы выявили модельные характеристики юных гимнастов для набора в СДЮСШОР.

Определяя степень соответствия подготовки юных гимнастов СДЮСШОР №1 г. Кемерово набора 2012 года модельным характеристикам, было выявлено, что из тридцати четырёх человек, только десять, выполнили минимум требований, позволяющий получить рекомендацию для занятий спортивной гимнастикой, что составляет приблизительно одну третью часть от общего числа тестируемых.

Выявляя динамику подготовленности юных гимнастов СДЮСШОР №1 г. Кемерово, на этапе отбора, за период 2011-2013 годы, было установлено, что в большинстве тестов наблюдается отрицательная динамика. И только в некоторых тестах можно увидеть положительную динамику. Можно также предположить, что наблюдаемая ситуация имеет несколько причин: нарушение экологии; тяжёлое социальное положение в семьях и т. д.

 

Список использованной литературы

  1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. - М.: Кнорус, 2011. - 325 с.
  2. Брухин С. Ф., Кулагина Е. В. Развитие двигательных качеств и функционального состояния студентов на занятиях физической культуры средствами гимнастики // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №2. - 108-112
  3. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. - учеб. для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 381 с.
  4. Вахрушева Л. А. Рекомендации по внедрению общей коррегирующей гимнастики в уроки физической культуры // Педагогическое образование на Алтае. - 2000. - №3. - с.208-210
  5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. - учеб. для вузов. - М.: Академия, 2011. - 464 с.
  6. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2011. - 272 с.
  7. Зубкова А. Ю. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №10. - с. 24
  8. Ильинич В. И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2010. - 448 с.
  9. Ингерлейб М.Б.Анатомия физических упражнений - учеб.пособ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 192 с.
  10. Курысь В. Н., Гзирьян Р. В. Ритмическая гимнастика как элемент духовности физической культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11. - с. 772-777
  11. Лопатина Л. А. Значение гимнастики в экологии физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №10. - с. 53-55
  12. Овсова А. А. Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - №3. - 289-293 с.
  13. Овчинникова Е. И. Обоснование модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся специализированного спортивного класса по художественной гимнастике// Теория и практика физической культуры. - 2008. - №8. - с. 55-59
  14. Овчинникова Ю. К. Использование нетрадиционных видов гимнастики в образовательно-воспитательном процессе по физической культуре в образовательных учреждениях// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2001. - №6. - с. 121-122
  15.  Трофимов О. Б. Педагогические условия подготовки будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности по спортивной гимнастике в общеобразовательной школе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. -№ 125. - с. 255-261.
Просмотров работы: 2085