ИЗУЧЕНИЕ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. Рост спортивных результатов борца и их стабильность могут быть достигнуты лишь при условии многолетней, систематической, методически правильно построенной тренировки. Наибольшего эффекта удается добиться в том случае, когда рационально используются различные средства, методы и формы, занятий с учетом имеющихся условий и индивидуальных особенностей занимающихся, знания специфики двигательных способностей необходимых борцу.

В настоящее время есть недостаток научных данных, и специалисты, часто, путём проб и ошибок решают задачу совершенствования техники, воспитания кондиционных и координационных способностей. В настоящее время, в научно-методической литературе ставится задача определить особенности координационных способностей юных борцов. Найти методы, подходы и средства, которые имели бы выраженный положительный эффект.

Комплексы развития координационных способностей ещё не до конца разработаны и ставят многие вопросы перед тренерами и учителями физической культуры. И это объясняется несогласованностью терминов и понятий в литературе, невозможностью создания у учителя, тренера целостного представления о системе формирования координационных способностей и методов их развития.

Литература по этой проблеме представлена широко, но публикации не систематизированы и многие малоизвестны, что затрудняет внедрение их в практику.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение ведущих координационных способностей борца греко-римского стиля.

Гипотеза: на наш взгляд средства тренировки в борьбе греко-римского стиля способствуют совершенствованию координационных способностей. Ведущими из координационных способностей должны являться: способность к сохранению равновесия, способность распределять усилия (дифференцировочная способность), способность к ориентации в пространстве.

Теоретическая значимость работы заключается в описании координационных способностей как двигательных качеств человека, определении ведущих координационных способностей в борьбе греко-римского стиля, определении возрастных периодов, благоприятных для совершенствования ведущих координационных способностей борца.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученный материал в учебно-тренировочном процессе борцов греко-римского стиля.

Для достижения поставленной цели мы, прежде всего, решили обозначить следующие задачи:

  1. Дать характеристику координационным способностям как двигательным способностям человека;
  2. Охарактеризовать ведущие координационные способности в борьбе греко-римского стиля и рассмотреть основные положения их совершенствования
  3. Определить возрастные периоды, благоприятные для совершенствования основных координационных способностей борцов греко-римского стиля;
  4. Повести анализ уровня ведущих координационных способностей у спортсменов-борцов различного возраста.

Для успешного решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

анализ и обобщение научно-методической литературы,

расчетные методы,

констатирующий эксперимент,

педагогические контрольные испытания.

Анализ научно-методической литературы, проводился с целью изучения состояния роли координационных способностей для борьбы. Проходил анализ возрастных особенностей развития физических качеств борцов.

Расчетные методы использовались при подсчете среднего значения в контрольных тестах.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ДЮКФП-5, определялся уровень развития координационных способностей юных борцов.

Педагогические контрольные испытания включали в себя тестирование:

способности к сохранению равновесия по результатам выполнения "пробы Ромберга" Схема тестирования: Поза "аист" - испытуемый должен стоять на одной ноге, другая согнута в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Определяется время устойчивости в этой позе [28].

Реагирующей способности по результатам теста "ловля линейки" по методике С.А. Думанина. Схема тестирования: исходное положение испытуемого: стойка, сильнейшая рука согнута в локтевом суставе (угол 90 град.), ладонью внутрь, пальцы выпрямлены. Экспериментатор устанавливает линейку длиной 40 см на расстоянии 1-2 см от ладони параллельно ее плоскости. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего (наружного) края ладони. Экспериментатор без сигнала отпускает линейку. Перед испытуемым стоит задача как можно быстрее поймать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нулевой отметки до нижнего края ладони. Определяется средний результат из трех попыток.

Кинестетической (дифференцировочной) способности по результатам точности воспроизведения половины максимального прыжка в длину. Схема тестирования: испытуемый выполняет максимальный прыжок в длину с места (дается три попытки). Максимальный результат фиксируется, затем дается задание выполнить прыжок, равный половине от максимального результата (выполняется три попытки). Результат фиксируется. Затем высчитывается величина отклонений от половины максимального прыжка выполненного испытуемым и сравнивается с эталоном. Величина  ошибки фиксируется и высчитывается средняя величина отклонения из трех попыток, без учета знака ошибки.

Способности к ориентации в пространстве по результатам теста "слаломный бег". Схема тестирования: Испытуемый по сигналу пробегает отрезок 15 м с максимальной скоростью. Затем на отрезке 15 метров располагают 5 набивных мячей, расположенных на расстоянии 1 м от центра и 2,5 м друг от друга. Испытуемый по сигналу должен пробежать 15 м, огибая препятствия с максимальной скоростью. Время выполнения задания фиксируется с помощью секундомера. Оценивается разница между слаломным бегом и бегом без препятствий.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в течение 2012-2013 учебного года изучалась научно-методическая литература, определялась тема исследования. В результате проведения этого этапа был получен методический материал по обозначенной проблеме.

На втором этапе апрель 2013 г. - декабрь 2013 г. проводилось исследование уровня координационных способностей у борцов. Для определения уровня способности к равновесию в апреле 2013 г. был организован констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участи 25 человек трех возрастных групп. 12 человек в возрасте 10-11 лет, 7 человек в возрасте 13-14 лет, 6 человек в возрасте 15-16 лет.

Для определения уровня способностей: реагирующей, дифференцировочной, ориентации в пространстве в декабре 2013 г. был также организован констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участи 48 человек трех возрастных групп. 18 человек в возрасте 11-12 лет, 13 человек в возрасте 13-14 лет, 17 человек в возрасте 15-16 лет. Распределение участников по возрастным группам происходило: спортсмены, имеющие паспортный возраст от 9,6 лет до 11,5 лет включались в группу 10-11 летних, спортсмены в возрасте от 12, 6 до 14,5 лет в группу 13-14 летних и т.д.

На третьем этапе исследования в январе-апреле 2014 г. происходило оформление работы, анализировались результаты исследования, определялись выводы исследования.

Анализ литературных данных позволяет сказать, что координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции. Координационные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям.

Ведущими координационными способностями в борьбе и борьбе самбо можно назвать: реагирование, ориентирование, дифференцирование движений, сохранение равновесия, способность к произвольному расслаблению мышц.

Анализ возрастных периодов, благоприятных для совершенствования ведущих и дополняющих физических способностей борцов  показал, что возраст 9-10 лет и 13-14 лет являются наиболее благоприятными для совершенствования ведущих  координационных способностей борца. В эти периоды можно планировать специальную физическую подготовку техническую подготовку, освоение сложнокоординационных приемов.

Анализ результатов тестирования мы сравнили с примерными нормами физического развития школьников [28]. Оказалось, что спортсмены-борцы, имеющие стаж занятий борьбой самбо не менее двух лет,  имеют более высокий уровень, чем норма в возрасте 10-11 лет они опережают среднее значение нормального развития на 5 секунд, в возрасте 13-14 лет на 11,5 секунд в среднем, в старшем школьном возрасте разрыв между нормой и результатами борцов составил 5,5 секунд. Из результатов тестирования видно, что наибольший разрыв между нормой и результатами спортсменов-борцов происходит в возрасте 13-14 лет (рис 1.). Это связано с тем, что борьба греко-римского стиля предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей в целом и способности к сохранению равновесия в частности. В процессе тренировок координационные способности совершенствуются и этим объясняется высокий результат в тестировании у борцов.

 

Анализ результатов тестирования реагирующей способности так же показал высокие значения в возрастном периоде 13-14 лет (рис. 2).

 

                                     1.05                          1,1                      1,5                          см

Рис. 2. Уровень реагирующей способности у борцов разного возраста по сравнению с возрастными нормами

 

Результаты ловли линейки у борцов 11-12 лет существенно отличаются от примерных результатов для этого возраста. Разница составляет 1,5 см не смотря на то, что борцы имеют небольшой опыт тренировок. Скорее всего, высокий уровень способности в этом возрасте обусловлен требованиями спортивного отбора. Самая большая разница между результатами борцов и примерными нормами отмечается у борцов 13-14 лет (на 4 см лучше). Результат теста, полученный в этом возрасте превосходит результаты не только возрастных норм, но и результат борцов 15-16 лет (на 1,5 см лучше). У борцов 15-16 лет также наблюдаются показатели лучше примерных  норм для этого возраста (рис. 2).

 

                                    1                              2                              3                      см

Рис. 3. Уровень дифференцировочной способности у борцов разного возраста по сравнению с возрастными нормами

 

Изучая координационные способности борцов разного возраста мы решили определить уровень проявления дифференцировочной способности. При сравнении полученных результатов с возрастными нормами можно сказать что, в общем, борцы имеют более высокий уровень способности к распределению усилий. В среднем имеют меньше погрешность при выполнении заданий теста. Так же, как и в предыдущих тестах, испытуемые 11-12 лет показали результаты в среднем выше, чем предусмотренные возрастными нормами. Так, борцы средней возрастной группы (13-14), принимавшей участие в тестировании показали результаты, сопоставимые с возрастными нормами старшей возрастной группы (рис. 3).

Способность к ориентации в пространстве так же важна для успешной соревновательной деятельности борцов. И активно развивается в процессе тренировочных занятий. Это подтверждается результатами тестирования этой способности у борцов. Наиболее общая тенденция - значительное улучшение результатов у спортсменов 13-14 лет (рис. 4).

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что спортсмены-борцы, имеющие стаж занятий борьбой самбо не менее двух лет,  имеют более высокий уровень, чем норма в возрасте 10-11 лет они опережают среднее значение нормального развития на 5 секунд, в возрасте 13-14 лет на 11,5 секунд в среднем, в старшем школьном возрасте разрыв между нормой и результатами борцов составил 5,5 секунд.

 

                                 1                      2                        3                     4                           сек

 

Рис. 4. Уровень способности к ориентации в пространстве у борцов разного возраста по сравнению с возрастными нормами (сек)

 

Наибольший разрыв между нормой и результатами спортсменов-борцов происходит в возрасте 13-14 лет, что связано с тем, что борьба греко-римского стиля предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей в целом и способности к сохранению равновесия в частности.

Анализ результатов тестирования реагирующей способности так же показал высокие значения в возрастном периоде 13-14 лет. Результаты ловли линейки у борцов 11-12 лет существенно отличаются от примерных результатов для этого возраста. Разница составляет 1,5 см не смотря на то, что борцы имеют небольшой опыт тренировок.

Самая большая разница между результатами борцов и примерными нормами отмечается у борцов 13-14 лет (на 4 см лучше). Результат теста, полученный в этом возрасте превосходит результаты не только возрастных норм, но и результат борцов 15-16 лет (на 1,5 см лучше). У борцов 15-16 лет также наблюдаются показатели лучше примерных  норм для этого возраста

При сравнении полученных результатов с возрастными нормами можно сказать что, в общем, борцы имеют более высокий уровень способности к распределению усилий. Так, борцы средней возрастной группы (13-14), принимавшей участие в тестировании показали результаты, сопоставимые с возрастными нормами старшей возрастной группы.

Способность к ориентации в пространстве так же важна для успешной соревновательной деятельности борцов. И активно развивается в процессе тренировочных занятий. Это подтверждается результатами тестирования этой способности у борцов. Наиболее общая тенденция - значительное улучшение результатов у спортсменов 13-14 лет.

Выводы:

1. Анализ литературных данных позволяет сказать, что координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции.

2. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. Ведущими координационными способностями в борьбе греко-римского стиля можно назвать: реагирование, ориентирование, дифференцирование движений, сохранение равновесия, способность к произвольному расслаблению мышц.

3. Анализ литературных источников позволяет также определить возрастные периоды, благоприятные для совершенствования ведущих и дополняющих физических способностей борца. Так, возраст 9-10 лет и 13-14 лет являются наиболее благоприятными для совершенствования ведущих  координационных способностей борца. В эти периоды можно планировать специальную физическую подготовку техническую подготовку, освоение сложнокоординационных приемов.

4. Анализ уровня ведущих координационных способностей у спортсменов различного возраста показал, что спортсмены-борцы имеют более высокий уровень, чем примерные нормы во всех изучаемых возрастных группах. Отличительно большие значения имеют спортсмены-борцы в возрасте 13-14 лет. Это связано с тем, что борьба греко-римского стиля предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей в целом и способности к сохранению равновесия в частности.

Можно утверждать, что координационные способности являются важными двигательными способностями борца. Наиболее благоприятным возрастным периодом их совершенствования средствами борьбы является возраст 13-14 лет.

Представляет интерес дальнейшее исследование координационных способностей у юных борцов в направлении спортивной тренировки, целенаправленного совершенствования различных координационных способностей.

 

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы повышения спортивного мастерства юных спортсменов. - Смоленск: СГИФК. - 2003. - 130 с.
  2. Абдулхаков М.Р., Трапезников А.А. Бороться, чтобы победить. - М: Просвещение. - 1990. - 125с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 325с.
  4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и                   спорт, 2005. - 189 с.
  5. Болтиков Ю. В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: Автореф. дис. канд. пед наук. - М.: МОГИФК, 2002. - 223 с.
  6. Вайцеховский С.М. Книга тренера, М., «Физкультура и спорт», 1971. - 312 с.
  7. Волков Л.В.  Физические способности детей и подростков. - Киев "Здоровье",1981. - 207 с.
  8. Дахновский В.С, Лещенко С.С. Подготовка борцов высокого класса. -  Киев: Здоровье, 1989. - 188 с.
  9. Захаров Е.Н.  Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лептос, 2004.-583с.
  10. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009.-300 с.
  11. Иванов И.И. Повышение надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов греко-римского стиля. // Дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 2002. - 156 с
  12. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: Просвещение, 2003. - 345 с.
  13. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. - Омск, 1998. - 324 с.
  14. Карпеев А.Г., Касаткина И.В. О возрастных особенностях координации движений в связи с дальнейшей конкретизацией обучения и тренировки детей школьного возраста. //Педагогические аспекты спортивной тренировки. - Омск, 1976. - С. 46.
  15. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физиче­ская культура и спорт, 1998. - 496 с.
  16. Кравец А.Г. Возрастные изменения структуры физических способностей у юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры. -2001. -№ 7.-С. 26-28.
  17. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. -159с.
  18. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 2. - С. 56.
  19. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Физкультура и спорт, 1989.-94с.
  20. Матвеев Л.П., Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999.- 317с.
  21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: Физкультура и спорт. - 2002. - 560с.
  22. Платонов В.Н., Сахновский К.П., Подготовка юного спортсмена, - К.: Рад. шк., 1988.-288с.
  23. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе. //Теория и практ. Ф.К. - М., 2004, № 9. - С. 16-19.
  24. Соломахин О.Б. Упорядочение педагогических принципов в методике начального этапа подготовки в спортивной борьбе: Автореф. дис. канд.пед наук. - М., 2002. - 177 с.
  25. Сулейманов И.И. Основа воспитания координационных способностей: лекция. - Омск: ОГИФК, 1986. - 21 с.
  26. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
  27. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.-62с.
  28. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., физиологические основы двигательной деятельности. - М.: физическая культура и спорт, 1991. - 224с.
  29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.-480с.
  30. Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе //Автореф. дисс.на соикс. уч. степ. доктора пед. наук. - Краснодар, 2007. - 24 с.

 

 

 

Просмотров работы: 1854