СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Единоборства в любые времена интересовали человека и  это, в общем-то понятно. Ведь и в войну, и в мирные дни высоко ценилось искусство защиты, а потом какой из мужчин не хотел бы чувствовать себя уверенным, способным постоять за себя, дать должный отпор даже более сильному противнику. Еще в далеком прошлом начали формироваться определенные школы и виды единоборств. Так в Древнем Риме гладиаторы использовали копья и мечи. В Испании дрались на ножах. В ряде Европейских стран сходились в поединках на рыцарских турнирах. А на Руси был особо популярен кулачный бой [2].

Говоря о единоборствах, нельзя сказать о восточных боевых искусствах. Именно там, на Востоке, зародились самые древние виды борьбы. Обратимся, например, к такому известному приему, как бросок с захватом двух ног. Даже  вкратце проследить почтенную родословную этого простого, но достаточно эффективного броска, можно легко убедиться не только в его глубокой древности, но и достаточно широкой интернациональной популярности. Его изображения, например, впервые появляется на стенах древнеегипетской гробницы Бени-Госсана, т.е. еще в III тысячелетии до н.э. хотя, конечно, родился этот прием намного раньше. Изображен он и в средневековых рыцарских гербах [9].

На Руси издревле славились бойцы рукопашного и кулачного боя. Еще при Петре I в Армии проводилось обучение рукопашного боя. Одним из основоположников и механиков рукопашного боя являлся А. Нартов. Он как выдающийся изобретатель создал свою систему, сочетания ударной техники рук и бросков [7].

В истории возникновения русского рукопашного боя заметный след внес Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он сумел упорядочить систему приемов, его классификация до сих пор не утратила своего значения. В.А. Спиридонов 1920 г. при создании спортивного общества «Динамо» оказал большую роль в развитии русского рукопашного боя в рядах спортсменов чекистов, пограничников и милиционеров, этому обществу кроме всего прочего, предстояло начать работу в области такой специфической спортивно-прикладной дисциплины, как самозащита без оружия. И действительно, в то время динамовская секция защиты и нападения вскоре стала общесоюзным центром по разработке техники, тактики, методики преподавания и пропаганде самозащиты [10].

Позднее приемником и продолжателем разработки системы русского рукопашного боя становится А.В. Кадочников. Самый пик развития для системы являлись 50-60 года того столетия. А.А. Кадочников дополнил систему В.А. Спиридонова введением элементов полу векторов, векторов, где основная задача воздействовать на опорно-двигательный аппарат за счет хороших знаний биомеханики. В данный момент А.А. Кадочников владеет психо-энергетическим воздействием - этот человек при всем своем желании достиг небывалых разработок русского рукопашного боя. Азы системы русского рукопашного боя А.А.Кадочникова постигают курсанты ракетных войск г. Краснодара [12].

Армейский рукопашный бой - представляет универсальную систему обучения приемам защиты и нападения, которая вобрала в себя все лучшее из арсеналов единоборств мира: приемы дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, каратэ. Этот вид спорта зародился в 1979 г. на базе 7-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии. В Каунасе прошел первый чемпионат ВДВ по армейскому рукопашному бою. Он является универсальной боевой системой подготовки военнослужащих и допризывной молодежи. Армейский рукопашный бой при максимальном техническом арсенале ударной и борцовской техники является одним из самый эффективных и жестких видов единоборств. Но в тоже время благодаря защитным средствам экипировки и продуманным правилам соревнований до минимума сведена вероятность получения травм. Ввиду своей зрелищности он завоевывает все больше поклонников в России и в мире. В 1991 г. состоялся первый чемпионат Вооруженных сил РФ определивший пути направления развития армейского рукопашного боя в России. До 1994г. этот вид единоборств культивировался исключительно в армейских подразделениях. Широкий интерес подрастающего поколения, расширение спектра технических приемов, повышение квалификации тренерского преподавательского состава позволили в 1995 году создать Общероссийскую общественную организацию - «Федерация армейского рукопашного боя России» возглавил ее командующий ВДВ генерал полковник Г.И. Шпак. Армейский рукопашный бой развивает универсальные качества спортсменов «Ударник» учится делать броски, борец - наносить удары. Истина мастеров «Тренируй слабое» - на 100% воплощается бойцами в этом виде спорта.

Проблема исследования. У начинающих спортсменов, совсем недавно приступивших к изучению рукопашного боя, и опытных мастеров, посвятивших этому занятию долгие годы, нередко наступают такие моменты, когда остро чувствуется необходимость пересмотреть свои цели, чтобы выйти на новые рубежи мастерства.

У новичков, только знакомящихся с азами рукопашного боя, это может выражаться в познании нового, захватывающего воображение способов движения и мышления, а уже у обладающих некоторым опытом спортсменов и тренеров такое стремление часто бывает вызвано ощущением, что они зашли в тупик и перестали  прогрессировать. Каждый спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры неоднократно оказывается в подобных ситуациях, когда от него требуется заметно поднять планку требовательности к самому себе, чтобы преодолеть кризис и выйти на качественно новый уровень.

Подростки, в силу своих возрастных особенностей способны осваивать сложнокоординационную технику армейского рукопашного боя, однако отсутствие единого мнения у тренеров-практиков по проблеме выбора направленности технической подготовки спортсменов в рукопашном бое затрудняет процесс спортивного совершенствования.

Актуальность проблемы. Занимаясь тренерской работой, периодически необходимо определять для себя новые задачи, заставлять себя пересматривать собственное отношение к тренировочному процессу и преодолевать неожиданно возникающие препятствия. Среди наиболее распространенных подходов к построению тренировочного процесса в армейском рукопашном бое можно выделить подход, в котором за основу берется борцовская техника, а позднее технический арсенал спортсменов дополняется элементами ударной техники, после чего осваивается сочетание комбинации смешанных методик, именно данный вариант и является на наш взгляд наиболее эффективным в работе с занимающимися армейским рукопашным боем школьного возраста. Однако наряду с вышеописанным подходом, существуют и применяются другие, в которых на первом этапе изучается ударная техника, а затем борцовская, или все элементы предлагается изучать одновременно.

Цель исследования: провести сравнительный анализ эффективности методик технической подготовки подростков, занимающихся рукопашным боем.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс групп рукопашного боя на начальных этапах подготовки.

Предмет исследования - методика технической подготовки подростков, специализирующихся в рукопашном бое.

Гипотеза: предполагаем, что на первой стадии обучения в группах  начальной подготовки (НП) первого года и НП второго года обучения эффективней за основу брать борцовскую технику, а позднее, в группах НП третьего года обучения, учебно-тренировочной группе (УТГ) первого года обучения - ударную технику, УТГ второго года обучения - сочетание комбинации смешанных методик.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

-  Выявить существующие методики физической и технической подготовки юных спортсменов  среднего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы;

- Определить эффективность используемой в тренировочной практике программы технической подготовки спортсменов-рукопашников среднего школьного возраста, в процессе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- педагогические контрольные испытания (тесты);

- педагогические наблюдения;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

- Анализ литературных источников - этот метод был использован для изучения вопроса, исследуемого в дипломной работе. С этой целью мы проанализировали большое количество литературы.

- Метод базовых контрольных упражнений (тестирование) использовался для определения уровня развития техники. Были отобраны нормативы по СФП для армейского рукопашного боя: бросок через бедро 10 раз/сек, бросок захватом 2-х ног 10 раз/сек, ударная техника рук (прямые) за одну минуту, ударная техника ног (круговой) за одну минуту, кувырки вперед 10 раз/сек (см. рис. 1,2,3,4,5). В тестах для оценки уровня технической подготовленности  были подобраны простые броски - это захватом 2-х ног и бросок через бедро. На этапе обучения помимо этих бросков изучались: передняя, задняя подсечка, бросок  наклоном, через спину, через плечо и «мельница».

- Метод педагогического наблюдения - основной метод, используется для анализа и оценки эффективности педагогического процесса (оценка техники двигательных действий).

- Педагогический эксперимент был направлен на выявление лучших методик преподавания армейского рукопашного боя у юношей среднего школьного возраста. В контрольной группе большое внимание уделялось ударной технике (до 70% от объема всех применяемых средств). Акцент ставился на точность и скорость ударов, чувствительность атаки и защиты в спарринге на средних и дальних дистанциях. Большинство комбинаций применялось в контратакуемой ситуации на опережение атаки.

   В экспериментальной группе, как и было выше сказано, около 70% объема применяемых средств уделялось борцовской технике. Разрабатывались и внедрялись новые броски (благодаря немалому опыту работы тренера-преподавателя, информации из пособий и учебников по самбо, кудо (контактное карате)). Большинство бросков выбранные из этих книг отличались  своей простотой и эффективностью.

- Методы математической статистики. За основу методов математических подсчетов мы использовали метод определения достоверности различий по t - критерию Стьюдента. В него входят:

- Метод определения среднего арифметического

к = ;  = ?    = ?

Где:  - среднее арифметическое в начале эксперимента;

п -  среднее арифметическое в промежуточном тестировании;

к  - среднее арифметическое в конце эксперимента;

i - значение отдельного измерения;

n - общее число измерений в группе;

- знак суммирования.

         - Метод определения стандартного отклонения ().

 = ; так как n  30      п =  ?            к = ?

Где: н - среднее квадратное или стандартное отклонение на начало эксперимента; п - среднее квадратное или стандартное отклонение на промежуточном этапе эксперимента; к - среднее квадратное или стандартное отклонение на конец  эксперимента.

             - Метод определения средней ошибки среднего арифметического: 

Мн = ;  Мп = ?           Мк = ?

Где Мн - коэффициент ошибки среднего арифметического на момент начала эксперимента; Мп - коэффициент ошибки среднего арифметического в промежуточном этапе эксперимента; Мк - коэффициент ошибки среднего арифметического на конец эксперимента.

             - Метод определения средней ошибки разности:

t =      t =     t = 

             - Метод определения достоверности (по таблице «Граничные значения t - критерия Стьюдента для 5- и 1- процентного уровня значимости в зависимости от степеней свободы»).

Для успешного проведения педагогического эксперимента были предусмотрены идентичные условия для экспериментальных групп.

Исследование проводилось с 09.10.2013 года по 1.02.2015 года на спортсменах среднего школьного возраста, что позволило выделить контрольную и экспериментальную группы.

Контрольная группа на начало эксперимента - 16 человек, занимающиеся не имеют разрядов, средний стаж занятия от 3 месяцев до 1 года. Занятия проводятся три раза в неделю по 1.5 часа: понедельник, среда, пятница с 18.00 до 19.30 согласно нормативным документам.

Экспериментальная группа на начало эксперимента - 16 человек. Средний возраст занимающихся 10-12 лет. Занимающиеся не имеют разряд, сроки занятий до 1 года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа: вторник, четверг с 16.00 до 18.00 на базе МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Прокопьевска.

До начала эксперимента занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились по одной программе. Это была программа первого года обучения, где базой являются стойки, перемещения и упрощенные удары руками, ногами и бросковая техника.

В процессе проведения эксперимента контрольная группа продолжала заниматься по своей программе, где за основу бралась ударная техника. А экспериментальная группа занималась по новой программе, основанной на борцовской технике стоя и в партере. Во внимание частично взята методика подготовки борцов самбистов, борцов джиу-джитсу.

Исследование проходило 1.5 года с октября 2013 года по апрель 2014 года. Согласно возрастным особенностям и нормативным документам ДЮСШ нагрузка в группах начальной подготовки соответствует до 1 года - 6 часов в неделю; свыше 1 года - 9 часов в неделю.

 

 

70% - Борцовская техника

 

30% - Ударная техника

 

Рис. 1. Примерная схема проведения занятий в экспериментальной группе

Представленная на рис. 1 примерная схема проведения занятий в экспериментальной группе предусматривала такой порядок организации учебно-тренировочного процесса, когда методика повторяется постоянно. Изменения могут быть следующие:

Разминка может осуществляться в виде игровых заданий (футбол, регби, выжигало либо с отклонением на подвижные игры единоборств с выведением соперников из равновесия, например: бой всадников, борьба в косом захвате,  в захвате одноименной ноги соперника и т. д.)

Основная часть может проводиться в двух параллелях т.е. в двух группах в разными заданиями (в связи с нехваткой инвентаря).

В основной части применяются отработки ударной техники рук, ног в комбинации на боксерских лапах, макеварах, мешках, в связки для выполнения бросков.

В контрольной группе методика проведения основывается на ударной технике  с поэтапным разучиванием комбинаций и простейших ударов ног и рук, в связке с элементами борьбы (рис. 1).

 

70% - Ударная техника

 

30% - Борцовская техника

 

Рис. 2. Примерная схема проведения учебно-тренировочных занятий в контрольной группе

 

Примерная схема проведения учебно-тренировочных занятий в контрольной группе в себя включала:

1.Разминка может осуществляться в виде игры: баскетбол, регби, ганбол, футбол и подвижные игры.

2.В основной части, ударная техника отрабатывается на снарядах (макеварах, грушах, боксерских мешках).

В качестве совершенствования комбинаций проводятся спарринги и полуспарринги.

3.Комплеклексные упражнения на силу могут меняться, в соответствии с выполненной нагрузкой в основной       части занятия.

До эксперимента обе группы в процессе комплектования изучали азы армейского рукопашного боя: это стойки, передвижения, простейшая ударная и борцовская техника.

Так как в этом возрасте детям нравится играть,  то тренерами-преподавателями были предложены множество подвижных игр: на координацию движений, на реакцию, на скорость, скоростно-силовую подготовку.

В начале исследования мы провели педагогическое тестирование уровня специальной физической подготовленности на основе подобранных тестов (табл. 1,2; рис. 3-7).

Согласно нормативным документам ДЮСШ тестирование проводится два раза в год - это весна, осень. Наш эксперимент длился 1,5 года. Дата проведения начального педагогического тестирования 9.10.2013 г. (в контрольной группе) и 13.10.2013 г. (в экспериментальной группе).

Промежуточное тестирование проводилось 28.04.2014 г. (в контрольной группе). 6.05.2014 г. (экспериментальной группе). Это тестирование являлось контрольно-переводными нормативами из группы НП-2 года обучения в группу НП-3 года обучения.

Заключительный тест проводился 22.04.2014 г. (в контрольной группе), и 27.04.2014 г. (в экспериментальной группе). Для проведения сравнений за основу результатов тестирования взяты тесты (нормативы) СФП; октябрь 2013 год и апрель 2014 года.

Исходя из общих результатов по специальной физической подготовке отдельно для контрольной и экспериментальной группы, с целью рассчитать по t-критерию Стьюдента.

Достоверность различий показаний специальной физической подготовленности, занимающихся армейским рукопашным боем юноши среднего возраста контрольной группы от начала к концу эксперимента (табл. 2), экспериментальной группы (табл. 1).

В процессе эксперимента   произошло небольшое сокращение численности в группах т.к. эксперимент длился 1.5 года,  в контрольной группе по окончанию эксперимента было -  14 спортсменов, в экспериментальной - 15 спортсменов.

Математическая обработка полученных результатов в контрольной и  экспериментальной группах показала, что в экспериментальной  группе на протяжении всего эксперимента от начала к промежуточному этапу и от промежуточного  к  концу   эксперимента по всем тестам различия достоверны.        

В контрольной группе от начала к промежуточному этапу достоверность различий выявлена лишь в бросковой технике через бедро и ударной техники рук. От промежуточного этапа к концу эксперимента,  достоверность различий наблюдается в ударной технике ног и рук.

 Не смотря на то, что в контрольной группе в некоторых тестах различия недостоверны, существует тенденция к улучшению результатов, это говорит что методика совершенствования ударной и борцовской техники выбрана правильна.

По итогам тестирования отчетливо проясняется, что динамика в экспериментальной группе больше в борцовской технике и кувырках вперед, нежели в ударной технике. В контрольной группе динамика роста больше в ударной технике, чем в борцовской. Это ясно видно в таблицах 1 и 2, на рис. 3-7).

Мы считаем, что для данного возраста более эффективно усваивается именно борцовская техника, тем самым повышается результативность в соревнованиях.

В этом возрасте (10-12 лет) у спортсменов наблюдается значительный прирост силовой выносливости, поэтому для юношей целесообразней заниматься борцовской техникой на начальном этапе обучения армейского рукопашного боя. Ударную технику целесообразней вводить к 13-15 годам, т.к. в этом возрасте наблюдается пик развития скоростно-силовых способностей.

Таблица 1

Достоверность (Р) различий показаний специальной физической подготовленности спортсменов, занимающихся армейским рукопашным боем от начала к концу эксперимента

(экспериментальная группа)

Вычисления из общих

результатов по СФП

Тесты                                        СФП

Броски через бедро 10 раз/сек.

Броски захват двух ног

10 раз/сек.

Кувырки

10 раз/сек.

Ударная техника рук 1 мин.

Ударная техника ног 1 мин.

н

26

25,3

8,5

143

66,8

п

22

23,7

9.5

164

71,3

к

20,7

20,3

10,8

172,4

81,2

бн

0,52

0,52

0,31

3,37

1,24

бп

0,70

0,38

0,18

3,52

2,71

бк

0,62

0,75

0,26

3,85

2,47

Мн

0,13

0,13

0,07

0,84

0,31

Мп

0,17

0,09

0,04

0,88

0,67

Мк

0,16

0,19

0,06

0,99

0,63

Д1(разность)

4

1,6

1

2,1

4,5

Д2(разность)

1,3

3,4

1,3

8,4

9,9

t1

23,5

10,3

12,5

17,3

6,09

t2

6,13

16,1

18,05

6,3

10,7

Р1

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Р2

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

 

н - среднее арифметическое в начале эксперимента;

п - среднее арифметическое в промежуточном тестировании;

к - среднее арифметическое в конце эксперимента;

бн - среднее квадратное или стандартное отклонение на начало эксперимента;

бп - среднее квадратное или стандартное отклонение на промежуточном этапе эксперимента;

бк - среднее квадратное или стандартное отклонение на конец эксперимента;

Мн - коэффициент ошибки среднего арифметического на момент начала эксперимента;

Мп - коэффициент ошибки среднего арифметического в промежуточном этапе эксперимента;

Мк - коэффициент ошибки среднего арифметического на конец эксперимента;

Д1(разность) - разность от начала к промежуточному этапу эксперимента;

Д2(разность) - разность от промежуточного этапа к концу эксперимента;

t1 - граничное значение от начала к промежуточному этапу эксперимента;

t2 - граничное значение от промежуточного этапа к концу эксперимента;

Р1 - достоверность различий от начала к промеж. этапу эксперимента;

Р2 - достоверность различий от промеж. этапа к концу эксперимента.

 

Таблица 2

Достоверность (Р) различий показаний специальной физической подготовленности спортсменов занимающихся армейским рукопашным боем от начала к концу эксперимента (контрольная группа)

Вычисления из общих

результатов по СФП

Тесты                                        СФП

Броски через бедро 10 раз/сек.

 

Броски захват двух ног

10 раз/сек.

Кувырки

10 раз/сек.

Ударная техника рук 1 мин.

Ударная техника ног 1 мин.

н

26

25,2

8,9

160,9

66,6

п

23,5

24,1

9,2

176,3

70,3

к

22,9

22,8

9,6

194,0

83,6

бн

1,41

1,1

1,5

9,18

5,8

бп

2,03

1,5

1,28

10,33

9,38

бк

2,23

2,19

1,27

12,78

5,74

Мн

0,35

0,27

0,37

2,29

1,45

Мп

0,52

0,38

0,33

2,72

2,42

Мк

0,59

0,58

0,34

3,41

1,53

Д1(разность)

2,5

0,9

0,3

15,4

3,7

Д2(разность)

0,6

1,3

0,4

17,7

13,3

t1

4,03

0,8

0,63

4,33

1,31

t2

0,76

1,9

0,85

4,05

4,65

Р1

Дост.

< 0,05

Недост.

>0,05

Недост.

>0,05

Дост.

< 0,05

Недост.

>0,05

Р2

Недост.

>0,05

Недост.

>0,05

Недост.

>0,05

Дост.

< 0,05

Дост.

< 0,05

 

н - среднее арифметическое в начале эксперимента;

п - среднее арифметическое в промежуточном тестировании;

к - среднее арифметическое в конце эксперимента;

бн - среднее квадратное или стандартное отклонение на начало эксперимента;

бп - среднее квадратное или стандартное отклонение на промеж. этапе эксперимента;

бк - среднее квадратное или стандартное отклонение на конец эксперимента;

Мн - коэффициент ошибки среднего арифметического на момент начала эксперимента;

Мп - коэффициент ошибки среднего арифметического в промеж. этапе эксперимента;

Мк - коэффициент ошибки среднего арифметического на конец эксперимента;

Д1(разность) - разность от начала к промежуточному этапу эксперимента;

Д2(разность) - разность от промежуточного этапа к концу эксперимента;

t1 - граничное значение от начала к промежуточному этапу эксперимента;

t2 - граничное значение от промежуточного этапа к концу эксперимента;

Р1 - достоверность различий от начала к промеж. этапу эксперимента;

Р2 - достоверность различий от промеж. этапа к концу эксперимента.

 

          - экспериментальная группа

            - контрольная группа

 

Рис. 3.  Динамика показателей в тесте «бросок через бедро» у спортсменов контрольной и экспериментальной групп в процессе проведения педагогического эксперимента

 

          - экспериментальная группа

        

            - контрольная группа

 

Рис. 4.  Динамика показателей в тесте «бросок захватом двух ног» у спортсменов контрольной и экспериментальной групп в процессе проведения педагогического эксперимента

 

 

          - экспериментальная группа

        

            - контрольная группа

 

Рис. 5.  Динамика показателей в тесте «кувырок вперед» у спортсменов контрольной и экспериментальной групп в процессе проведения педагогического эксперимента

 

          - экспериментальная группа

        

            - контрольная группа

 

Рис. 6.  Динамика показателей в тесте «ударная техника рук» у спортсменов контрольной и экспериментальной групп в процессе проведения педагогического эксперимента

 

          - экспериментальная группа


        

            - контрольная группа

 

Рис. 7.  Динамика показателей в тесте «ударная техника ног» у спортсменов контрольной и экспериментальной групп в процессе проведения педагогического эксперимента

Выводы

На основе анализа литературных источников, отражающих мнения авторов по применению и разработке методики технической подготовки спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое выявлено:

- выделяют два направления в методике подготовки и соответственно два тактических типа спортсменов рукопашников: «борцы» - (акцент на приемах борьбы и защиты от ударов) и «ударники» (акцент идет на ударную технику  и защиты от борцовских приемов);

- из техники спортивной борьбы большинством авторов рекомендуется использовать броски захватом за корпус, ноги из вольной борьбы, подсечки, подножки, болевые приемы, защемления, зацепы, подбивы, подсады, броски из арсенала самбо и дзюдо, с учетом дистанции применения;

- действия бойца на той или иной дистанции вызваны рядом факторов, уровнем его физической подготовленности, умением координировать свои действия, разносторонняя техническая подготовка развивает тренируемость и позволяет создавать двигательные динамические движения.

В результате экспериментального исследования определено, что:

- общий уровень подготовленности у занимающихся контрольной и экспериментальной групп повышается по каждому виду испытаний за период эксперимента, что находит свое объяснение в эффективности применяемых методов, немаловажную роль внесло увеличение часовой нагрузки для групп вместо 6 часов в неделю - 9 часов, однако из двух предложенных методик в эксперименте более эффективной оказалась методика, где за основу брали борцовскую технику.

- при обучении технике армейского рукопашного боя, согласно возрастным особенностям юношей 10-12 лет целесообразно и использовать борцовскую технику в учебно-тренировочном процессе;

- при обучении борцовской технике спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое по программе первого года обучения должно предусматриваться освоение: перемещений, блокировок, уходов, ударную технику нужно использовать в целях разработки комбинаций, т.е. как подводящие упражнения к атаке.

 

Список использованной литературы

  1. Акопян, А.О. Рукопашный бой / Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // А.О.Акопян, Д.И. Долганов, Г.А.Королев.- М.: Советский спорт, 2013. - С. 35 - 41.
  2.             Бердышев, С.Н. Боевые искусства: философия и техника боя / С.Н. Бердышев. - М.: Б.и., 2002. - С. 12 - 25.
  3.             Брянкин, С.В. Структура и функции современного спорта / С.В. Брянкин, М.: Б.и., 2003. - С. 24 - 27.
  4.             Вельмякин, В.Н. Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск / В.Н. Вельмякин.- Рязань, 1993. - С. 23 - 29.
  5.             Гиль, К. Таэквондо / К. Гиль. - М.: Б.и., 1998. - С. 20 - 27.
  6.             Горстков, Е.Н. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности боксеров тяжелых весовых категорий:  Бокс / Е.Н. Горстков // Ежегодник. - М., 1983. - С. 43
  7.             Государев, Н.А. Так становятся чемпионами: (комментарии психолога) / Н.А. Государев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 190 с.
  8.             Подойницын, В.В.  Кикбоксинг. Бокс / В.В. Подойницын. - Новосибирск: Б.и., 2007. - С. 24 - 26.
  9.             Заяшников, С.В. Тайский бокс / С.В. Заяшников. - М.: Терра-спорт, Олимпия пресс, 2012. - 125 с.
  10. Иванов-Катанский, С.А. Комбинационная техника каратэ / С.А. Иванов-Катанский. - М.: ФАИР, 2008. - С. 443.
  11. Иванов, С.А. Основы рукопашного боя С.А.Иванов Т.Р.Касьянов.- М.: Терра, 2008. - С. 24 - 27.
  12. Кленьшев, Б.П. Панкратион / Б.П. Кленьшев. - Анапа, 2011. - С. 34 - 37.
  13. Козак, В.В. Рукопашный бой / В.В.Козак.- Спб.: Вариант; 2012. - С. 56 - 58.
  14. Козлов, Е.Г. Постановка проблемы готовности к соревнованию в спорте / Е.Г. Козлов // Теория и практика физической культуры,1985. - № 10. - С.7
  15. Косяченко, В.И. Рукопашный бой: (Обучение технике, приемам и тактике поединка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Косяченко.- Волгоград: Учитель, 2001. - 24 с.
  16. Кулик, Н.Г. Особенности соревновательной деятельности самбистов: Метод. разработка для студентов специализации и слушателей ВШТРГА - ФК / Н.Г. Кулик, В.В. Шиян. - М.: Б.и., 2003. - С.30.
  17. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 34 - 38.
  18. Махов, С.Ю. Вольный бой: пособие и рекомендации по ведению рукопашного боя / С.Ю. Махов - М.: Б.и., 2000. - С. 45 - 52.
  19. Меньшикова, А.Я. Публичность соревнований как фактор психологического  воздействия на личность спортсмена / А.Я. Меньшикова // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10 - С.5
  20. Некрасов, В.П. Спорт и характер. / В.П. Некрасов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 82.
  21. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 479 с.
  22. Оленик, В.Г. Особенности соревновательной деятельности борцов различной манеры ведения поединка / Теория и практика физической культуры // В.Г.Оленик, П.А.Рожков, - М., 1986. №10. С.32-34
  23. Рубанов, Н.М. Технико-тактическая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов / Н.М. Рубанов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1981. С.22
  24.         Рукопашный бой (самоучитель) - Минск: Харвест; 2002.- 125 с.
  25. Рукопашный бой: правила соревнований.- М.: Советский спорт, 2013. - С. 34 - 37.
  26. Сажин, А.Н. О параметрах соревновательной схватки борцов: Спортивная борьба / А.Н. Сажин // Ежегодник. - М., 1980. С.66 - 69.
  27. Свищев, И.Д. Сравнительный анализ показателей технико-тактических действий сильнейших дзюдоистов: Дзюдо / И.Д. Свищев, С.В. Ерегина. - М.: Б.и., 2003. - № 5 - 6 - С.70 - 71.
  28. Тарас, А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие / А.Е. Тарас.- Минск: Харвест, 1999. - С. 45 - 47.
  29. Филимонов, В.И. Бокс, Кикбоксинг, Рукоп. бой (под­готовка в контактных видах единоборств) / В.И. Филимонов, Р.А. Нигмедзянов. - М.: Инсан, 1999. - 416 с.
  30. Харлампиев, А.А. Борьба самбо / А.А. Харлампиев. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - С. 356.
  31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С. 352-369.
  32. Филимонов, В.И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в конактных видах единоборств) / В.И. Филимонов, Р.А. Нигмедзянов. - М.: Инсан, 1999. - С. 34 - 45.
  33. Федоров, В.В. Формирование тактического мастерства участия в соревнованиях дзюдоистов, на основе моделирования предстоящей деятельности / В.В. Федоров: Автореф. - Малаховка, 1992. С.25

34.  Чернов, К.Л. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки / Ю.Ф. Юдин, С.В. Брянкин. - Смоленск - Москва: Б.и., 1980. - С. 25 - 29.

35.  Чогарай, З.М. Влияние изменения технико-тактической подготовленности в условиях соревновательной деятельности: Сборник научных трудов / З.М. Чогарай, В.Ф. Бойко. - Омск: ОГИФК, 1989. - С. 29.

36.  Чой, С.М. Тхеквондо - основы олимпийского спар­ринга / С.М. Чой, Е.И. Глебов. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2002. - С. 45 - 47.

37.  Чумаков, Е.М. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовленности самбистов: Спортивная борьба / Ежегодник // Е.М. Чумаков. - М., 1983. С.64 - 68.

  1. Шехов, В.Г. Тайский бокс в свое удовольствие / В.Г. Шехов. - М.: Б.и., 2000. - С. 45 - 47.
  2. Щитов, В. Современный кикбоксинг / В. Щитов. - М.: Гранд: Фаир -Пресс, 2004. - С. 54 - 65.
Просмотров работы: 5695