Воспитание подрастающего поколения всегда основывается на накопленном социальном опыте. Каждая человеческая общность стремится передать накопленный социальный опыт последующим, новым поколениям. В разные исторические периоды процесс передачи социального опыта осуществлялся по-разному, зачастую, многие взгляды на жизнь и формы становления личности, использовавшиеся еще каких-то 100-200 лет назад, сегодня уже рассматриваются как архаичные, и не отвечающие конкурентным требованиям современного общества. Педагогическая практика, основанная на имитации, повторении и копировании поведения взрослых, используемая в далеком прошлом, объявляется современной педагогической мыслью неприемлемым пережитком и подвергается публичному шельмованию.
Квинтэссенцией философии Олимпизма всегда было образование человека и его совершенствование. Именно образовательные идеи древнегреческих философов нашли отражение в работах гуманистов эпохи возрождения в конце девятнадцатого века, эти же идеи оказали огромное влияние на формирование взглядов Пьера де Кубертена. Пьер де Кубертен изначально ставил идею Олимпизма на службу школьному воспитанию, которая заключала в себе принцип калокагатии - всестороннего развития личности, гармонии духовных и физических способностей человека. В 1889 году Кубертен даже выпустил «Маленькую книгу школьных игр и спорта», которая имела большое значение для его образовательных реформ. Основы олимпийского образования были заложены еще Пьером де Кубертеном в его работе «Спортивная педагогика».
В связи с этим мы попытаемся разобраться, какой человек нужен новому мироустройству, на какие принципы воспитания полагается современная педагогика и как олимпийские идеи Пьера де Кубертена могут помочь в решении современных проблем воспитания.
Первое, что бросается в глаза, глядя на господствующую в современном мире парадигму воспитания молодежи, это господство различного рода гуманистических идей и личностно-ориентированных концепций. Заявленная задача, предложенных направлений и технологий воспитаний, состоит в обеспечении учащихся «достаточно» широкой свободой выбора содержания и структуры образовательного материала, направленного на удовлетворение их познавательных и духовных потребностей.
Теоретически данный подход, применяемый в условиях средней или высшей школы, должен позволить работать педагогу с учащимися, максимально учитывая половозрастные, индивидуальные, психические и статусные особенности. Все это должно повысить как скорость, так и продуктивность формирования необходимых, социально значимых знаний и умений.
Однако, на практике, применяемая педагогическая фасилитация, не только не оптимизирует процесс обучения, а значительно его разрушает. Каждый человек, как биологический вид, достаточно ленивое существо. Никто и ничто не заставит его сделать что-либо просто так. Для любого нового начинания необходим вызов, некая проблемная ситуация, которая должна ставить человека в позицию выбора «жизни или смерти». Кризис - главный двигатель взросления, как цивилизации, так и его отдельных индивидов. Эта истина настолько очевидна и истерта, что как то неудобно о ней упоминать лишний раз.
Современная педагогическая теория, напуганная реальными и мнимыми преступлениями тоталитарной педагогики прошлого, сегодня постепенно впадает в гуманистическую крайность, которая становится не менее опасным явлением, чем диктат, в его самой острой форме. Зачастую, современный гуманизм в педагогике способствует размыванию рамок образовательного материала и «расхолаживает» учащихся. Создаются условия для максимального потакания прихотям учащихся, оправдывая это возможностью открытия неких «новых» образовательных горизонтов для самовыражения и саморазвития личности.
Любовь, доверие, уважение, доверительный стиль общения это, сами по себе, обязательные элементы деятельности любого здравомыслящего педагога и должны присутствовать в учебном процессе по умолчанию. Но излишнее концентрирование внимания на нуждах учащегося, влечёт за собой потерю авторитета личности учителя. Авторитет не строится на потакание и угождение, его основы - сила и успешность. Проявление внутренней и внешней силы привлекает взрослого человека, а подростка она притягивает вдвойне. Любой успешный педагог-практик подпишется под этим тезисом. Однако, современна педагогика всеми возможными путями пытается не замечать этого факта и избегает любого проявления силы и давления на ученика в процессе обучения. Откуда растут ноги у этих идей, и почему эта мысль так усиленно муссируется сегодня?
По всей видимости, система воспитания, прививаемая современной молодежи, ставит во главе угла ценности правящей современной демократической элиты. Не случайно, повсеместное использования личностно-ориентированных концепций обучения в образовании совпало, по времени, с расцветом популярности в нашем обществе западных демократических и либеральных идей.
В основе современных принципов воспитания лежит изначальная первоочередность и главенствование прав ребенка. За права ребенка сегодня бьются все современные институты власти и средства массовой информации. Общественные информационные каналы не устают тиражировать и распространять призывы по борьбе с проявлениями ущемления прав ребенка. Права ребенка сегодня превратились в тот священный тотем, который не подлежит какой-либо критике. Однако мы попытаемся разобраться, за какие ценности нас призывают сплотиться и бороться, и кто наш «мифический» враг?
Права каждого человека закреплены в главном документе страны - конституции. Не будем останавливаться на этом пункте подробно, однако отметим, что за каждым человеком в нашей стране закреплено право на свободу. При этом между правами взрослого человека и ребенка стоит «жирный» знак равенства. Свобода является отправным, краеугольным камнем всех остальных прав личности. Однако необходимо разобраться, что понимается сегодня под свободой в обывательском смысле этого слова.
На наш взгляд, в современном мире свобода - это, прежде всего, отсутствие долга и обязательств. Несмотря на то, что именно наличие долга во все времена подчеркивало и выделяло человека. Понятие абстрактного, идейного долга любыми путями изгоняется из сознания современной молодежи и переводится в плоскости казенной «ипотечной» задолженности. Нам внушается, что мы никому и ничего не должны. Долг перед системой, правящим капитал-демократическим классом искусно смешивается с долгом перед родителями, друзьями, Родиной - и, в равной степени, становится презираемым.
В современной России права ребенка и взрослого человека с юридической точки зрения равны (не имеется в виду статьи уголовного кодекса), чего на наш взгляд быть не должно. Права должна иметь только личность, сформировавшаяся в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном плане. Право называться личностью и человеком необходимо заработать. На наш взгляд, преступлением является развитие в ребенке, на раннем этапе, гипертрофированного чувства собственного достоинства и значимости. Позднее это неизбежно приводит к формированию чувства неповторимости, затем к себялюбию и, наконец, - к крайнему эгоизму и нигилистическому индивидуализму. В последствии такие дети испытывают серьезные проблемы с социализацией в обществе. Они рискуют обзавестись огромным количеством комплексов, безответственностью, тягой к красивой жизни и слабоволием. С самых первых лет жизни ребенок, чтобы вырасти полноценным человеком, должен усвоить, что жизнь - это перманентная борьба, что каждое право нужно зарабатывать трудом, очень часто тяжким и упорным, и его нельзя получить просто так, выпросить, купить или украсть.
На подобных идеях, как принято считать, было основано воспитание наших далеких предков. На этих же идеях воспитывает своих детей современный восток. От 0 до 5 лет традиционный азиатский ребенок воспитывается без каких-либо ограничений под заботой и опекой взрослых. В этом возрасте ребенок считается Богом, поэтому ущемлять его и в чем-то ограничивать является страшнейшим грехом. «Обидишь, малое дитя - обидишь предка» - так же говорили и в Древней Руси. После 5 лет ребенок выходит из роли «чада» и на этом заканчивается вся его свобода и все права. До 15 лет ребенок переживает период становления как личности, и находится в состоянии условного рабства. Никаких свобод и никаких прав, кроме права следования воли наставника. Учитель или родитель (или то и другое в одном лице) на этом этапе является гарантом его безопасности, его направляющим вектором развития, источником формирования необходимых жизненных навыков и духовно-нравственных качеств. Только после 15 лет, после сдачи определенных контрольных испытаний, подтверждающих наличие сформированного идеологического, морального и физического фундамента, ученик приобретает свободу и становится полноправным членом общества, на равных правах со своим учителем.
Подобная система воспитания долгие века верой и правдой служила нашим предкам, позволила выжить и закрепиться в «недружелюбной» окружающей среде, освоить новые земли и успешно противостоять различного рода угрозам. Это система воспитания сильных людей, способных бороться и побеждать сегодня оказывается невостребованной. За какую-то сотню лет мы оборвали и перечеркнули опыт, накапливаемый тысячелетиями. Ему на смену пришли незрелые идеи западного либерального мира, которые, если отбросить всю словесную шелуху, играют на отрицательных качествах людей, поощряют и культивируют их.
Любой человек носит в себе как хорошие (положительные для социума), так и отрицательные качества, особенно это свойственно подростковому возрасту. В нем уживаются ряд взаимоисключающих качеств, которые, при более близком рассмотрении, являются крайними проявлениями одного и того же явления.
Так, к примеру, в одном подростке может уживаться публичный цинизм и скрытая тяга к высоким идеалам и поступкам; открытая показная агрессивность и робость перед появлениями обычной, бытовой жизни; замкнутость, нежелание делиться своими мечтами и тяга к авантюрам и приключениям. Проявление любого положительного качества ребенка часто является продолжением его отрицательных сторон. Не всегда можно четко определить, где начинается одно и заканчивается другое. Поэтому важно определить направление, на которое необходимо оказывать педагогическое воздействие. Можно с одинаковой долей успешности развивать как одно, так и другое.
Гуманистическая педагогика, основанная на современных либеральных идеях, обвиняет тоталитарные методы воспитания в том, что они формируют бездушных людей-роботов, подавляя изначальные свободы личности человека. Однако при этом стимулирует в людях отрицательные качества. Системе нужен электорат разобщённый, эгоистичный, физически неполноценный, духовно и нравственно не развитый, и педагогические институты с готовностью исполняют этот заказ, играя на человеческих слабостях и невежестве, культивируя необходимые ей качества.
Современному мультикультурному миру не нужны «победители», напротив он разбрасывает на каждом шагу для подростков многоуровневые ловушки, в виде легкодоступных и красивых идеалов «сладкой жизни», для достижения которых не нужно прикладывать особых усилий. В силу недостаточной сформированности личностных качеств, детям трудно противостоять соблазну и они поневоле ведутся на приготовленный «бесплатный сыр». Сложившаяся система с ранних лет развращает детей, раздавая свои блага по первому же их требованию. Она потакает их прихотям, благодаря чему вырастают откормленные, спесивые и эгоистические личности, убежденные в том, что их обязаны обеспечит всем, что они пожелают. Система приучает человека к пассивности и толерантности, внушая ему, что теплый кров, сытная кормушка и веселое времяпрепровождение - это и есть смысл жизни.
Нам внушается, что пассивность - это характерная черта любого среднестатистического человека, но, на наш взгляд, это приобретаемое качество. Любой, кто хоть раз в жизни видел играющего маленького ребенка, подтвердит, что это не врожденный дефект. На каком-то этапе жизни мы утрачиваем эту тягу к познанию и жажду жизни. Вероятно, это естественный процесс, но сложившаяся в современном мире система воспитания не только не борется с его проявлениями, но и значительно его стимулирует.
Вся наша жизнь борьба. Это еще один банальный тезис, который современные педагоги упорно игнорируют. Цель жизни - духовное, моральное и физическое совершенствование. Борьба с различного рода препятствиями, врагами, обстоятельствами, собственной ленью или болезнью - вот, что на наш взгляд, должно является для каждого человека одновременно и средством и целью жизни. Благодаря испытаниям и трудностям жизнь подрастающего ребенка становится наполненной и яркой, обретает незабываемый вкус победы.
Еще одна болезненная тема современного образования связана с системой поощрения и наказания в процессе обучения. Здесь мы вновь обнаруживаем разночтения в теоретических установках и практической деятельностью педагогов средней и высшей школы. С одной стороны, пропагандируется отказ от наказаний практически во всех формах, добиваться послушания и исполнительности от учащихся следует больше через пряник и, только в крайних случаях, применять ремень. С другой стороны, практическая деятельность утверждает необходимость применения наказания адекватного, по уровню жесткости, совершенным ошибкам.
Наказание - необходимая часть воспитательного процесса. Однако современное педагогическая мысль взяла устойчивое направление на демонизацию этого действия. Этот «нечестивый пережиток прошлого» пытаются искоренить или, хотя бы, свести к минимуму. Но, руководствуясь личным опытом автора и историческим опытом педагогов, работающих на достижение конкретного результата (будь то работа тренера в спортивной школе или преподавателя готовящего ученика к экзамену), мы отмечаем необходимость применения наказаний в учебном процессе. Причем, наказания должны занимать большую долю, чем поощрение. Многие вещи, которые ученик должен делать по умолчанию, не заслуживают даже устного поощрения. И чем быстрее ученик осознает этот факт, тем быстрее и продуктивнее будет протекать процесс приобретения новых знаний и умений.
Сегодня идея Олимпизма выросла в фантастическое по масштабам движение, однако, первоначальное ее назначение несколько забыто и не функционирует в том объеме, в котором бы хотелось, в настоящее время, в вопросах организации олимпийского образования в школе, на наш взгляд, наблюдается чрезмерное увлечение «просветительским подходом», возлагаются неоправданные надежды на то, что только на основе системы олимпийских знаний удастся решить проблему приобщения школьников к упомянутым выше идеалам и ценностям Олимпизма. Олимпийское образование должно предусматривать не только повышение уровня знаний, но и приобретение умений использовать их в практической деятельности. К тому же известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса оцениваются не только по уровню знаний, а по способности учащихся творчески использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности.
Основной целью олимпийского образования является приобщение детей и молодежи к гуманистическим идеям олимпизма, его духовным, нравственным идеалам и ценностям. Основные задачи олимпийского образования объединяются в три основных блока: формирование у детей и молодежи системы знаний об Олимпийских играх, их истории: целях, задачах, идеалах и ценностях олимпизма; о гуманистическом потенциале спорта; формирование у молодежи мотивации на спорт, потребности занятий физическими упражнениями; интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению, стремления реализовать через спорт гуманистические ценности; формирование у детей и молодежи соответствующих умений, навыков, способностей по ведению всегда честной спортивной борьбы, проявляя волю и мужество к победе; умения вести пропаганду идей олимпизма.
Таким образом, подводя черту под всем вышесказанным, мы отмечаем, что задачам воспитания «настоящего» человека во многом отвечает «педагогика прошлого», так презираемая современным миром, включающая в себя и олимпийские образовательные идеи Пьера де Кубертена, формирующиеся под влиянием древнегреческих философов. Тысячелетиями общество взращивало на этих идеях жизнеспособных и полноценных людей, эти идеи настолько истерты и избиты, что при других обстоятельствах о них не следовало бы даже упоминать, но в реалиях современного мира, с перевернутыми с ног на голову идеалами и искривлёнными ценностями о них следует напоминать снова.