К сожалению, статистика последних лет неуклонно фиксирует увеличение детей имеющих отклонения в здоровье, также отмечается рост инвалидизации среди детей, особенно дошкольного возраста. Так, в настоящее время в России зафиксировано 576 000 детей-инвалидов. Из общего числа детей инвалидов: болезни нервной системы и органов чувств 52,45%; психические расстройства 31,2% из них 21,88% - умственная отсталость; врожденные аномалии развития - 28,2%. Из общего числа детей 29 тысяч находятся в детских домах, остальные дети получают семейное воспитание. В нашей стране имеется развитая система адаптивного образования, в дошкольном возрастном периоде это детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Разумеется, в данном виде учреждений реализуются программы адаптивного физического воспитания детей. Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию регламентировано, как правило, государственными программами или авторскими (инновационными) программами, прошедшими соответствующую экспертизу. Занятия являются для занимающихся обязательными, так как данная дисциплина, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. В дошкольном возрасте Программа должна предусматривать проведение физкультурных занятий не менее двух раз в неделю, физкультурных досугов - 1 раз в месяц, физкультурных праздников - 1 раз в сезон. Продолжительность физкультурных занятий в разных возрастных группах различная - от 20 минут в младшей группе, до 35 минут - в подготовительной.
Известно, что на данном этапе взросления основным средством и методом воспитания, развития и обучения детей является игровой. И возможность решения специфических задач, таких как компенсаторные, коррекционные и профилактические может осуществляться через применение подвижных игр.
На примере детей имеющих отклонения в сенсорной системе, а именно слабовидящих и слепых детей, посмотрим возможность психофизического развития посредством подвижных игр. Следует отметить, что игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого или слабовидящего ребенка. При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы. Предлагаем несколько подвижных игр:
«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания,
быстроты, двигательной реакции и ловкости рук. Игра проводится с группой детей
(около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг
от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде
ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
«Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами:
апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком
(очищенным), кусочком лимона и т.п. Инструкция. Нужно предложить детям
обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше
правильных ответов, тот и победил. Методические указания. Игру можно
повторять 2-3 раза.
«Попади в мишень»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости. Игра проводится с группой из четырех и более детей. Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами. Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности. Количество игроков - 5-10. Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы. Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
«Секретное донесение»
Цель: развитие ловкости,
быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве. Количество
игроков - 12. Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.
Инструкция. Играют две команды по 6 человек. Три игрока встают в шеренгу
на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав
таким образом «тоннель». Остальные три участника команды становятся перед
«тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным
донесением».
По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через «тоннель», бежит к
стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он
передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец
колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив
пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда,
раньше выполнившая задание.
Игры должны быть направлены на полноценное психофизическое развитие всех функций и систем слабовидящих и слепых детей. Так, необходимо решать такие задачи как:
охрана и развитие остаточного зрения;
развитие навыков пространственной ориентировки;
развитие и использование сохранных анализаторов;
развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
укрепление мышечной системы глаза;
коррекция недостатков физического развития;
коррекция скованности и ограниченности движений;
коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;
активизация функций сердечно-сосудистой системы;
улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
развитие межпредметных знаний;
развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.
Подвижные игры необходимо использовать во всех формах двигательной активности в режиме дня, не только на занятиях адаптивным физическим воспитанием. Это могут быть и утренняя гигиеническая гимнастика, и прогулка и динамические паузы. Данные игры можно рекомендовать родителям для использования их в выходные дни, или для тех, кто воспитывает ребенка в семье вне дошкольного учреждения.
Уверены, что подвижные игры несут в себе большой потенциал как в обучении, так и в воспитании и развитии слабовидящих и слепых детей, за счет своей эмоциональной привлекательности, доступности и вариативности применения.