Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития важнейших систем организма и их функций, закладывания базы для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезмерно трудно.
Дети дошкольного возраста должны двигаться не менее 50-60 % всего периода бодрствования. Им свойственна частая смена движений и поз - до 500-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную активность детей, создавая условия для разных движений. Решению этой задачи, отчасти, служат физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника: утренняя гимнастика, гимнастики после дневного сна, подвижные игры и развлечения на прогулке.
Потребность в движении как проявлении биологической сущности человека есть такая же естественная потребность, как и все основные - в пище, тепле, доброте, безопасности и т.д.
Таким образом, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность.
Однако практика показывает, что даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
На практике, организация такого двигательного режима происходит не всегда. Организации самых малых по времени и одних из самых значительных для организма дошкольников физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ не уделяется должного внимания. Это обусловлено рядом причин, в том числе следующими:
- у воспитателей нет понимания важности и нужности проведения данных форм физического воспитания;
- трудности в подборе упражнений, комплексов упражнений и подвижных игр для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- т.к. данные мероприятия проводятся ежедневно, у воспитателей возникает трудность в выборе разнообразных средств физического воспитания, для предотвращения однообразия и скуки.
- Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня как компонент здорового образа жизни дошкольников средней группы ДОУ»
Цель работы - выявление особенностей организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать содержание физкультурных занятий в режиме дня дошкольника подготовительной группы с оздоровительной направленностью.
2. Провести исследование физкультурных мероприятий в режиме дня дошкольника.
Гипотеза работы: мы предполагаем, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника будут в большей мере способствовать формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы, если:
систематически проводить комплексы утренней гимнастики на свежем воздухе, регулярно организовывать игровую деятельность на прогулках;
подбирать содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, адаптируя новые оздоровительные методики, системы и программы;
не ограничиваться формальным проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий, а сообщать детям определенные знания оздоровительной деятельности
Исходя из цели и задач, использованы следующие методы:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы;
Изучение и обобщение опыта воспитателей;
Наблюдение, анализ, описание,
Математическая обработка экспериментальных данных.
Исследовательская работа проводилась с сентября 2012 года по май 2013 года на базе МДОУ детский сад № 43 г. привлечением 15 детей средней группы.
С сентября 2012 по май 2013 нами были проанализированы 18 источников литературы и изучены задачи, средства и методика организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми среднего дошкольного возраста.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели исследование с сентября 2012 по май 2013 года. На первом этапе нами был проведен констатирующий эксперимент. Его задача - определение знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни детей средней группы дошкольного образовательного учреждения.
С этой целью было проведено анкетирование родителей детей среднего дошкольного возраста.
Анкетирование, проведенное с родителями, позволило узнать о том, какими умениями и навыками владеют дети среднего дошкольного возраста по ведению здорового образа жизни. Анкетирование проводилось с родителями детей письменно. Анализ полученных результатов позволил выяснить, что у большинства детей не сформированы умения и навыки ведения здорового образа жизни.
Второй этап - формирующий эксперимент - включал в себя разработку содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей средней группы МДОУ детский сад № 43.
В качестве средств для утренней гимнастики выбирались комплексы общеразвивающих упражнений, которые можно проводить на свежем воздухе, и в помещении (при ненастной погоде) с использованием доступного в данном возрасте спортивного инвентаря.
В содержание гимнастики после дневного сна выбирались комплексы дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений, самомассаж, гимнастика для глаз, что особенно актуально в условиях ухудшения здоровья современного подрастающего поколения.
Физкультминутки и физкультпаузы подбирались с учетом преимущественного вида деятельности на занятиях: упражнения для снятия общего мышечного утомления - при длительной работе в однообразной позе; для снятия локального мышечного утомления - при, например, длительном рисовании; приведены упражнения для психологической разгрузки; упражнения для активизации органов дыхания.
Для организации подвижных игр на прогулке собрано описание игр различной интенсивности. Игры подобраны с учетом особенностей прогулок в ДОУ: игры можно проводить без специальной спортивной формы, не боясь запачкать одежду, не требуется специальное спортивное оборудование и инвентарь, только то, что всегда находиться на участке для прогулок.
Весь подобранный и составленный материал предлагался для использования в МДОУ детский сад № 43 в средней группе.
Помимо проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий детям сообщались определенные знания о ведении здорового образа жизни.
Анкетирование родителей показало следующие результаты
№ |
Как вы отдыхаете семьей? |
Рассказываете ли вы своему ребёнку о здоровом образе жизни? |
Приучаете ли вы ребенка соблюдать утренние гигиенические процедуры? |
Во сколько ложится спать ваш ребенок? |
1 |
лежа на диване |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно |
Когда захочет, тогда и ложится
|
2 |
мы вообще не отдыхаем |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
3 |
лежа на диване |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
когда захочет, тогда и ложится
|
4 |
мы вообще не отдыхаем |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
Когда захочет, тогда и ложится
|
5 |
лежа на диване |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
когда захочет, тогда и ложится
|
6 |
мы вообще не отдыхаем |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
7 |
лежа на диване |
да, но редко |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
8 |
ходим по выходным на прогулку
|
да, но редко |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
9 |
выезжаем на природу |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
когда захочет, тогда и ложится
|
10 |
ходим по выходным на прогулку
|
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
в 21.00 (может и раньше, но не позже) |
11 |
лежа на диване |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно |
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
12 |
выезжаем на природу |
да, но редко |
постоянно
|
когда захочет, тогда и ложится
|
13 |
лежа на диване |
да, но редко |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
14 |
сидя у телевизора |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно
|
в 21.00 ( может и раньше, но не позже) |
15 |
лежа на диване |
иногда, когда есть свободное время |
постоянно |
когда захочет, тогда и ложится
|
Проанализировав результаты опроса мы сделали следующие выводы:
При ответе на первый вопрос родители дали ответы 7 человек из 15 проводят выходные дни лежа на диване, одна семья у телевизора, два человека ответили, что они вообще не отдыхают, лишь три человека ходят на прогулку и выезжают на природу.
При ответе на второй вопрос были ответы родителей, о здоровом образе жизни рассказывают своему ребенку иногда, когда есть время и в двух семьях вообще никогда не затрагивается данная тема. При ответе на третий вопрос все родители дали утверждающий ответ о том, что ребенок соблюдает утренние процедуры.
Формирующий эксперимент показал, что у дошкольников слабо развиты физические навыки, лишь один ребенок смог справиться со всеми заданиями, 6 дошкольников справлялись с заданиями не всегда, еще 6 дошкольников не смогли сделать половины задания и один ребенок не справился с заданием совсем.
Задача эксперимента - определение эффективности подобранного содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий и методики их проведения.
Для решения этой задачи было проведено повторные анкетирование родителей детей среднего дошкольного возраста. Данные повторного анкетирования родителей показывают, что дети больше внимания стали уделять соблюдению правил личной и общественной гигиены, закаливанию, предпочитают активный отдых пассивному.
На вопрос, выявляющий умение детей отдыхать родители отмечают предпочтение детей активным видам отдыха; играм и упражнениям (езда на велосипеде) на свежем воздухе. 78 % детей следят за соблюдением правильной осанки, занимаются физическими упражнениями: подвижными играми, катанием на санках и коньках, ездой на велосипеде, при этом стараются одеваться по погоде.
Таким образом, сравнительный анализ результатов первого и повторного анкетирования родителей среднего дошкольного возраста показывает, что у большинства детей сформированы основы здорового образа жизни: навыки личной и общественной гигиены, умение правильно отдыхать, привычка к ведению активного образа жизни (игры и спортивные упражнения на свежем воздухе, прогулки на свежем воздухе в любую погоду, закаливание организма путем подбора правильной одежды).
Одним из компонентов организации здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении является соблюдение двигательного режима через организацию различных форм физического воспитания.
Формы организации физического воспитания - это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня ребенка прибывающего в детском образовательном учреждении относятся утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутки и физкультпаузы во время занятий, подвижные игры во время прогулок.
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания.
В ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются задачи активизации двигательного режима, поддержание высокого уровня работоспособности, укрепление здоровья и совершенствование культуры движений, содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности детей, овладения навыками организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья, что доказано нами в ходе проведенного исследования.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. -151 с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] /В.Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243с.
3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст]/ Н.М. Амосов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 176с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт [Текст] / И.С. Барчуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-528с.
5. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей [Текст] / Н.И. Бочарова. -2-е изд., испр.и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
6. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. -М.: 5-ое издание, 2005. - 112 с.
7. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет [Текст] / М.А. Давыдова - М,: ВАКО, 2007. - 304 с.
8. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым [Текст]/ Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143с.
9. Железняк, Ю.Д. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]/ ЮД Железняк.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 264с.
10. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни [Текст]/ Т.Н. Захарова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 174с.
11. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль [Текст] / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
12. Зноворева, А.С. Семья, этика и здоровье [Текст]/ А.С. Зноворева.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 236с.
13. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях [Текст] / М.Ф. Клименов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 376с.
14. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова: под ред. С.А. Козловой. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005, - 216 с.
15. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка [Текст]: учебное пособие / Э.А. Колидзей. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 464 с.
16. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст]/ Н.К. Коробейников.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-406с.
17. Рзянкина, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль [Текст] / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
18. Савельева, Н.Ю, Организация оздоровительной работы в ДОУ [Текст]/ Н.Ю. Савельева. -Ростов н./Д: «Феникс», 2005. - 464 с.
19. Савин, Н.В. Педагогика [Текст] /Н.В. Савин.- М.: Просвещение, 2005.-298 с.