МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ТАЙБОКСЕРОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ТАЙБОКСЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таиландский бокс - древнее боевое искусство, зародившееся ни территории современного Таиланда. Сегодня таиландский бокс развивается как в самом Таиланде, где это самый почитаемый и любимый вид спорта, так и во всем мире, с одной стороны, как традиционное боевое искусство, с другой, как современный вид спорта [9].

Положительное влияние занятий таиландским боксом на развитие двигательных и психических функций, воспитание и совершенствован!" моральных и волевых качеств позволяет рассматривать таиландский бокс не только как вид спорта, но и как мощное средство физического воспитания, систему развития и совершенствования личности [7].

Это сложный в координационном отношении вид единоборств, включающий различные виды технической подготовки. Тайский бокс является эффективным средством всестороннего физического развития и морально волевой подготовки. Несмотря на наличие большого количества литературы по тайскому боксу, пока еще отсутствует научно-обоснованная программа оптимизации подготовки тайбоксеров с использованием индивидуального подхода, нет единого мнения о последовательности изучения групп и видов приемов. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования учебного процесса на основе научного обоснования методики занятий и разработки практических рекомендаций для простого закрепления двигательных навыков, что будет способствовать сокращению сроков обучения в сочетании с повышением спортивного мастерства [33].

Тайский бокс, как и другие единоборства, относится к сложно-координационным видам спорта скоростно-силового характера. Эти виды связаны с угрозой получения ударов, что обусловливает значительное психоэмоциональное напряжения в ходе поединка. Поэтому неудивительно внимание к развитию уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в этих видах единоборств.

В настоящее время ведётся спор между инструкторами и тренерами по многим видам единоборств о том, какая направленность подготовки спортсменов наиболее эффективна. Одни считают, что наиболее подходящей является направленность, отводящая больше времени технической подготовке. Техника, считают они, - это основа, без техники нет результатов. Другие отдают предпочтение скоростно-силовой и спарринговой подготовке. Данное направление предъявляет высокие атлетические и функциональные требования.

Мы считаем, что в подготовке начинающих тай-боксеров необходимо снизить объём базовой технической подготовки, которая применяется всеми инструкторами и тренерами на начальном этапе до 1,5 - 2 лет обучения, и увеличить объём общей физической (силовой) подготовки, так как в результате постоянной тренировки базовой техники и при отсутствии других средств подготовки, со временем большая часть занимающихся (по некоторым данным около 70%) теряет интерес к занятиям и покидает секции.

Цель исследования: оптимизировать методику воспитания силовых способностей у тайбоксеров 14-16 лет, провести сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса тайбоксеров силовой и технической направленности.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику возрастных особенностей развития детей среднего школьного возраста;
  2. Провести анализ существующих методик подготовки спортсменов, занимающихся тайским боксом.

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет высокие требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учёте возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков [6].

 Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. В 12-14 лет окостенение позвоночника и таза ещё не закончено. Нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиоза, замедления роста. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание её с рёбрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [34].

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений, что очень важно в каратэ. Этот возраст также связан с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и её неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости (адаптации) к физическим нагрузкам и процессам восстановления.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции. Максимальная, произвольная частота движений увеличивается 7 до 13 лет, причём у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет  частота движений у девочек превышает этот показатель у мальчиков. Максимальная частота движений в заданном ритме также увеличивается в 7-9 лет [1].

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причём способность воспроизводить амплитуду движений до 40º- 50º максимально увеличивается в 7-10 лет и после 12 лет практически не изменяется, а точность воспроизведения малых угловых смещений (до 10º - 15º) увеличивается до 13-14 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16 летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет [20].

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела, наблюдаются, как правило, до 13-14 летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12 лет, а у мальчиков с 13-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно чёткое различие появляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых [10].

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечников. Наблюдения показали, что после тренировки с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта [24].

С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

В 15-16летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом полового созревания подростков.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК - с 1385 мл/мин у 8 летних, до 3150 мл/мин у 17летних.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышаются как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и составляет 70-78 уд/мин. ЧСС также зависит от пола: у девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация - сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости [3].

У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных лыжниц 10-16 лет, происходит гетерохронно. Скачок увеличения силы мышц отмечается с 11-13 лет, ежегодный прирост достигает 49%. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно.

В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов всё большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств [13].

Как боевое воинское искусство тайский бокс стал неотъемлемой частью тайской культуры, впитав в себя национальный и фольклорный колорит тайского народа, его религию и духовный мир. Муай Тай считается одним из самых зрелищных видов единоборств и поэтому оправдывает свое название «бокс восьмируких». Ритуальный  танец  бойцов  (РАМ  МУАЙ),  неизменно предваряют и поединок, напоминает шаманскую пляску северных народов, или вызывая духов, при котором боец входит в своеобразный транс, измененное состоят сознания. Неотъемлемой частью боев является музыкальное сопровождение ритуального танца и самого боя. На Западе используется записанная музыка. В Таиланде же соревнования проходят под аккомпанемент живой музыки, где темп и тон музыки меняются в зависимости от событий, происходящих в ринге тем самым вовлекая зрителей и участников боя в общее действие [15].

Чтобы представить себе бой по Муай Тай, необходимо представить, что боксеру кроме ударов руками разрешено бить ногами, коленями, локтями, производить захваты, броски. Нанесение ударов коленями при захвате головы соперника руками в клинче вообще является «визитной карточкой тайского бокса». Профессионалы дерутся 5 раундов по 3 минуты с 2-х минутным перерывом между раундами, где из снаряжения используются лишь 8-унцовые боксерские перчатки, капа и паховый бандаж. У любителей очень большие ограничения: формула боя 5 раундов по 2 минуты (1 мин - перерыв), спортсмены обязательно одевают защитное снаряжение, на голову - шлем, на тело - жилет, на локти и голени - специальные мягкие протекторы и на руки 10-унцовые перчатки.

Среди всех ударных единоборств Муай Тай считается наиболее жесткой и сокрушительной системой ближнего боя. «Локоть побеждает кулак, а колено побеждает ногу» - это один из принципов Муай Тай. Именно в клинче тайбоксер может реализовать весь ударно-разрушительный арсенал Муай Тай. Удар локтем один из сильнейших и опаснейших ударов, вследствие большой скорости и короткого пути. Он сопоставим с ударом меча, а победа техническим нокаутом в Муай Тай также почетна, как и победа просто нокаутом и говорит о большой ловкости бойца [15].

Удары коленом являются наиболее сильной и разрушительной частью арсенала тайского бокса и используются в основном в ближнем бою. А коли такие удары  выполняются  в прыжке, то эти  приемы становятся мощным оружием,  поражающим  противника с дальней  дистанции.  Показателем высочайшего уровня Муай Тай считается нанесение и прыжке двух ударом коленом и локтем.

Удары ногой занимают огромную долю в техническом арсенале тайбоксера. Один из принципов Муай Тай гласит: «Ноги - это «тяжелая артиллерия», которая открывает дорогу «пехоте» - рукам. Тайбоксеры поражают всех своим умением наносить удары или блокировать их голенью. Бойцы Муай Тай славятся способностью наносить противнику серию из 10 ударов ногами в голову, по корпусу и ногам в любой последовательности и с нарастающей скоростью и силой [15].

Такая способность достигается закаливанием ударных частей посредством нанесения ударов по стволу бананового дерева до тех пор, пока ствол  дерева  не  становился  мягким   и   не  ломался.   Теперь  же  для  этого используют твердые боксерские мешки и специальные тренировочные лапы. Правительство  Таиланда,  видя  популярность тайбокса в  мире, делает все возможное для того, чтобы этот вид спорта вошел сначала  в программу Азиатских игр, а затем и Олимпийских игр. Но это очень сложный и трудный путь. В мире существуют две любительские федерации Муай Тай, которые проводят свои Чемпионаты Мира и Европы,  а также много федераций  и ассоциаций, развивавших ранее кикбоксинг, но видя растущую популярность Муай Тай и возможность заработать на этой популярности, включают его в свои программы и проводят как профбои так и любительские соревнования, называя Муай Тай - Тай-боксинг [18].

Отличие Муай Тай от Тай-боксинга, получившего в последнее время популярность   и   распространение   в   Европе,   заключается   в   том,   что   в европейском Тай-боксинге не является обязательной церемония Ram Muay и музыка Wai Khru, сопровождающая бой, а также запрещены удары локтем, в некоторых версиях и коленом в голову, не поощряется длительная работа в клинче, что заставляет судей изменять критерии оценки ведения боя. А это уже говорит о практически другом виде cпopтa со своими правилами. К сожалении такие   подходы   способствуют   разделению,   а   не   слиянию   Муай Тай, препятствуют вхождению тайского бокса в программу Олимпийских игр.

Необходимость при обучении таиландскому боксу не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения определенной последовательности при его проведении.

Овладение техникой таиландского бокса, развитие специальных двигательных качеств, формирование  тактических   способностей,   волевая подготовка должны осуществляться в процессе обучения в тесной взаимосвязи. В то же время удельный вес и соотношение отдельных средств подготовки физической, технической, тактической, психологической - на различных этапах обучения неодинаковы. В зависимости от конкретных задач каждого этапа одни виды подготовки могут выступать в качестве    ведущих, другие вспомогательных или сопутствующих. На начальном этапе обучения основным содержанием занятий является изучение и   совершенствования техники выполнения основных приемов таиландского бокса. Но уже на этом этапе вместе с овладением техникой должны прививаться и начальные тактические навыки. По мере совершенствования техники изучаемых приемов тактические навыки в большей степени   начинают выступать как средства решения разнообразных тактических задач в единоборстве с различными партнерами, в учебно-тренировочный  процесс  все больше включается боевая  практика целях  формирования тактических   и  волевых качеств, необходимых для успешного ведения поединков.

Обучение таиландскому боксу начинают с овладения основными положениями тайбоксера. В этот раздел подготовки входит изучение боевого положения кулака, боевой стойки, передвижений, изучение положений при захватах в клинче, общее понятие о боевых дистанциях [18].

В начале каждый из этих технических элементов разучивают в отдельности. По мере освоения отдельных движений и приобретения правильных навыков их выполнения переходят к их совершенствованию в различных сочетаниях. Основное внимание уделяют систематической тренировке в передвижениях в боевой стойке. Такая тренировка широко сочетается с другими упражнениями, направленными на развитие основных двигательных качеств. По мере овладения техникой основных положении тайбоксера переходят к изучению прямых ударов рукой, ногой и защит от них. Сначала удары отрабатываются как имитационные упражнения на месте и в передвижении. На этом этапе обращают основное внимание на выработку правильной координации движений рук, ног и туловища. Добившись в основе правильного выполнения ударов на месте и в передвижении, переходят v освоению ударов в парах с партнером или тренером. В начале удары выполняются на месте при неподвижном положении партнера, затем - в сочетании с передвижениями и выбором момента для нанесения удара в зависимости от дистанции и действий партнера. Параллель разучиванием ударов обучают и основным защитам от них.

Не следует стремиться к тому, чтобы занимающие обязательно достигал совершенства в технике выполнения изучаемого приема. Излишняя тщательность в отработке приемов на начальном этапе обучения приведет к неоправданной задержке в формировании физических способностей и боевых качеств, являющихся обязательными предпосылками для роста мастерства тайбоксера.

Как только координация в выполнении прямых ударов будет условно правильной, следует переходить к овладению техникой боковых ударов руками и ногами, ударов руками снизу и ногами в стороны. На следующем этапе изучают прямые удары локтями и коленями. И только после этого можно переходить к освоению техники ударов с поворотом туловища. Постепенно занятия все больше включаются упражнения с тактическими задачами, которые перерастают в учебные, бои по заданию.

Последовательное обучение не предполагает изолированного перехода от одного рода действий к другому. В каждом занятии имеет место закрепление и совершенствование известных приемов и действий, сочетание уже известного материала с новым или изучение новых вариантов уже известных приемов.

Процесс обучения отдельному приему в таиландском боксе можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:

1. Понять прием.

2. Разучить прием.

3. Закрепить прием.

4. Научиться применять прием в условиях реального поединка [15]. Соответственно   этим   этапам   обучения   происходит   и   образование двигательных навыков тайбоксера. Динамика формирования навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.

Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения.

Вторая стадия характеризуется автоматизацией навыка. На этой стадии приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях.

Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приема в нестандартных условиях,    изменении обстановки в учебно-тренировочных занятиях или в поединке. На этой стадии приобретается важнейшее качество, обуславливающее мастерство тайбоксера - гибкость навыка [18].

Овладение основной структурой движения достигается на первых двух этапах обучения приему, в которых происходит создание правильного представления о приеме и его разучивание. Эта стадия образования навыка в начале обучения характеризуется большой напряженностью, скованностью движений, наличием лишних и ненужных движений, деятельное состояние вовлекается значительно большее количество мышц, что это нужно для выполнения разучиваемого приема.

В следующей стадии образования навыка - стадии его автоматизации -происходит закрепление навыка путем его многократных повторений. В процессе его повторения движения делаются постепенно все более координированными, лишние - устраняются. Появляется свобода движений и способность к четкому реагированию на определенный раздражитель -обусловленное действие партнера или тренера.

В коре больших полушарий головного мозга этой стадии соответствует процесс установления прочных условно-рефлекторных связей, образуется стойкий динамический стереотип двигательного навыка. Говоря о стереотипе навыка в таиландском боксе, следует учесть, что здесь имеется необходимость стереотипизации не только действия, а основных элементов техники, составляющих это действие тайбоксера. Умение соединять отдельные приемы в различные боевые действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка.

Так как каждый противник имеет свои специфические особенное и в таиландском боксе не существует одинаковых условий для каждого боя. Поэтому особенно важно обладать способностью вариативного выполнения каждого изученного приема. Тщательно отработанные основные навыки должны соединяться в самых разнообразных сочетаниях. И для того,     чтобы    центральная   нервная  система  могла осуществлять эту     интеграцию, нужны систематические специальные упражнения и   тренировка.   Специальная  тренировка   выполнения   приемов таиландского бокса должна проходить в постоянно изменяющихся условиях, с разной  скоростью,  с  переменой  ритма  в  отдельных  звеньях  или  во  всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой, обусловлено подвижностью основных   первичных   процессов  -   возбуждения   и   торможения.   Поэтому необходимо развивать способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга.

Самые большие трудности в изучении приемов таиландского бокса возникают на начальном этапе занятий. После того, как тайбоксер овладеет самыми основными приемами таиландского бокса и у него появится элементарный запас двигательных навыков, образование новых навыков будет происходить значительно быстрее. Освоение новых приемов будет происходить на частичном использовании ранее образовавшие ч временных связей, так как для нервной системы характерно свойство пластичности, что позволяет тайбоксеру на основе старых навыков формировать новые, более совершенные по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большее количество опробований и многократных повторений в стандартных условиях, то на следующем этапе обучения способность к образованию новых двигательных навыков повышается на основе имеющихся уже сходных навыков [15].

Этапы и способы обучения отдельному приему таиландского бокса

1. Создание  представления  о  приеме.  На  этом  этапе  необходимо создать   первое   общее   представление   о   приеме,   о   структуре   движений, характере действий. Причем очень важно, чтобы прием воспринимался как целостный двигательный акт.

2.  Разучивание приема. Сначала прием выполняется для опробования и проверки правильности созданного мысленного представления о нем. Для уточнения деталей приема и создания более точных ощущений вначале прием выполняется медленно. Если    возникают сложности,  прием  можно выполнять   с   разделением   на   элементы.   Время   выполнения   приема с разделением на элементы зависит от сложности приема, оно   не   должно   быть длительным, чтобы не вызывать различий представлений о приеме как о целостном двигательном акте. Затем прием выполняется в целом сначала медленно, и потом, постепенно убыстряя в темпе, приближенном к боевому. Для проверки правильности движений используется самоконтроль, выполнение перед зеркалом, наблюдение и помощь партнера [18].

В процессе разучивания приема создаются мышечно-осязательные представления о правильном выполнении, осознаются основные компоненты и первоначальные проприоцептивные ощущения, происходит образование координационных связей, необходимых для данного движения.

В первой стадии формирования двигательного навыка происходит становление основной структуры выполнения приема, которая, в дальнейшем, закрепляется и совершенствуется, и именно поэтому очень важно создание представления о его структуре с самого начала обучения. Однако способность правильно воспроизводить разучиваемый прием еще не означает овладение навыком. Это осуществляется в следующей стадии закрепления навыка.

3. Закрепление навыка - происходит в систематических повторных выполнениях, в которых постепенно приобретается свобода, экономичность и легкость движений. Постепенно темп выполнения приближается к максимальному - боевому. Лучшей формой проведения упражнений для закрепления навыков являются упражнения в парах. Сначала прием выполняется в легких условиях (замедленный темп, фиксированная дистанция), по мере усвоения условия усложняются. Усложнение условий выполнения достигается добавлением передвижений, изменением дистанции, усилением активности партнера и другими факторами. Дальше прием может выполняться с продолжением действий, с развитием их в мини-бой с использованием ранее изученных приемов. Закрепление навыков в условиях боя производится сначала в медленном темпе, который постепенно нарастает.      

При    изучении    приемов    таиландского    бокса    следует    учитывать следующий фактор. С одной стороны, навык в выполнении приема должен быть предельно  автоматизирован,  а для  этого  необходимы  многократные повторения приема в одинаковых условиях. С другой стороны, тайбоксеру постоянно приходится сталкиваться с изменением условий, как тренировочных, так и в реальных боях. Соответственно автоматизированное стандартное     выполнение    приема    может    отрицательно    сказаться на возможностях   вариативного   выполнения   приемов   и   боевых   действий в условиях боя, где боевые ситуации постоянно изменяются. Поэтому в процессе совершенствования   приема   необходимо   постоянно   изменять   условия применения и не заниматься длительным механическим повторением в одних и тех  же  условиях.   После  достижения   автоматизма   в  выполнении  приема переходят к сочетаниям его с другими приемами, переключению с одного вида действий на другие, от нападения к защите, от защиты к контратакам. Также необходимо отметить, что развитие и совершенствование навыка в отдельном приеме таиландского бокса происходят не изолированно в соответствии с разделением на четыре этапа. Уже первая стадия имеет элементы закрепления и совершенствования, поскольку в ней есть повторения, изменения ритма и другие варианты выполнения. В закреплении навыка имеются элементы совершенствования,  вместе  с  тем  здесь происходит и разучивание новых вариантов, уточняются детали [15].

В  изучении техники  таиландского бокса  большую роль  играют три момента:

1. Осмысливание приемов.

2. Самоконтроль за их выполнением.

3. Исправление ошибок.

Осмысливание   приемов   является   непременным   условием   успешного формирования двигательных навыков. В процессе осмысливания происходит психическая настройка на выполнение определенной работы [18].

Самоконтроль за выполнением приемов способствует более быстрого формированию   правильных  навыков  и   предупреждает  появление   грубые ошибок.   Самоконтроль  возможен   при  условии  хорошо  развитого чувства движения   и   полном   понимании   смысла   и   структуры   приема.   Мастер таиландского бокса даже в самых напряженных боях могут определять сам' мельчайшие особенности движения и делать быстрые выводы для исправлен ошибок в последующих боевых действиях в процессе этого же боя.

Весьма перспективным для усовершенствования методики развития специальной силовой подготовленности является реализация принципа системного применения средств, в соответствии с задачей получения необходимого кумулятивного тренирующего эффекта.

В основе методов развития силовых способностей лежит использование стимуляторов мышечного напряжения. Основными из них являются:

волевое усилие, проявляемое, в основном, в изометрических напряжениях;

величина внешнего сопротивления;

кинетическая энергия собственного тела или движущегося снаряда (ударное стимулирование);

электрический ток (электростимуляция) [5].

К основным методам развития силовых способностей относятся следующие:

повторных усилий;

максимальных кратковременных (динамических) усилий;

прогрессирующих отягощений;

ударный;

сопряженных воздействий;

вариативный;

изометрических напряжений;

электростимуляции [36].

Метод повторных усилий. Суть метода состоит в том, что боксер повторно выполняет упражнения с преодолением отягощения. Наибольший эффект дает величина отягощения 70-80% максимальной, при выполнении упражнений "до отказа". Продолжительность серии упражнений от 20 до 40 с., что позволяет осуществлять движения за счет необходимого, в данном случае анаэробного механизма энергообеспечения.

Метод предполагает серийное выполнение силового упражнения. Каждая серия - "до отказа", всего 3-4 серии, в серии 6-8 повторений, интервалы отдыха между сериями - 3-4 мин.

Разновидностью метода повторных усилий является метод динамических усилий, довольно распространенный в боксе и кикбоксинге. Он характеризуется выполнением упражнений с предельной скоростью при отягощении 20-31% максимального. При этом значительные мышечные напряжения достигаются не за счет отягощения, а за счет высокой скорости движения.

Метод максимальных кратковременных усилий считается наиболее эффективным для повышения абсолютной силы мышц. Он предполагает работу с предельными и около предельными мышцами по величине отягощения [38].

Результативность данного метода определяется частотой и силой эффекторной импульсации, вызывающей предельное мышечное напряжение, включение большого количества двигательных единиц и их синхронизацию, что и обеспечивает значительный прирост силовых способностей. Метод максимальных усилий энергетически более выгоден, чем метод повторных усилий.

В учебно-тренировочных занятиях метод максимальных усилий применяется в упражнениях на специализированных тренажерах в работе со штангой (различные толчковые упражнения, жим штанги, рывок и др.) с предельными отягощениями в 1 подход. Всего в тренировке выполняется 3-4 подхода. Интервалы отдыха между подходами 3-5 мин.

Необходимо добавить, что метод максимальных усилий совместно с методом повторных усилий достаточно эффективны для развития абсолютной силы [22].

Метод прогрессирующих отягощений предполагает постепенное увеличение сопротивления как в течение одного тренировочного занятия, так и последующих.

В тренировочном занятии при первом подходе рекомендуется начинать с отягощения, равного 50% того, которое спортсмен может поднять 10 раз. Во втором подходе упражнения выполняются с отягощением 75%, с 6-8 повторениями, в третьем - 85-90%,с 3-6 повторениями.

Всего в тренировочном занятии делается 3 подхода. Интервалы отдыха 2-4 мин. В каждом подходе упражнения выполнятся с предельной скоростью до явного утомления.

Метод эффективен при совершенствовании силовых качеств и обеспечивает постепенную врабатываемость и максимальное напряжение мышц, причем в первом подходе - за счет скорости движения, а в последнем подходе - за счет величины отягощения [2].

Ударный метод. В настоящее время для развития взрывной силы мышц достаточно широко используется ударный метод Верхошанского. Идея ударного режима работы заключается в использовании кинетической энергии тела (снаряда), запасенной при его падении с определенной, строго дозированной высоты, для стимуляции нервно-мышечного напряжения. Торможение падения тела на относительно коротком пути вызывает резкое (ударное) растяжение мышц, стимулирующее интенсивность центральной импульсации мотонейронов и создающее в мышцах упругий потенциал напряжения, что в целом способствует более быстрому их последующему рабо­чему сокращению при быстром переключении от уступающей работы к преодолевающей.

Ударный режим работы применяется для развития взрывной силы различных мышечных групп, в т.ч. и рук, в различных сочетаниях. Известное упражнение - отжимание, в упоре лежа, можно выполнять с хлопками перед грудью в фазе полета.

Ударный метод можно также применять и непосредственно для совершенствования взрывной силы мышц рук, для чего необходимо выполнять упражнения по отталкиванию груза, движущегося навстречу тайбоксеру, подобно маятнику.

Метод сопряженных воздействий используется для развития специальных силовых качеств тайбоксеров.

Его эффективность обусловлена тем, что развитие силовых способностей происходит непосредственно при выполнении тайбоксерами специализированных ударных действий, которые по своим кинематическим характеристикам и динамической структуре соответствуют соревновательным упражнениям [8].

В практике учебно-тренировочной работы при обработке ударов с помощью специализированных упражнений типа "бой с тенью" и других используются различного рода отягощения. Широко применяются специально-подготовительные упражнения с толканием набивных мячей, ядер, камней, выполняемые тайбоксерами из положения боевой стойки и др.

Вариативный метод предусматривает выполнение специальных упражнений с различными по величине отягощениями (перчаткой разной массы, дополнительными отягощениями на руках и ногах и т. д.). Вариативный метод предусматривает поочередное серийное выполнение упражнений с отягощениями и без них. В условиях контрастности сопротивлений (утяжеленные облегченные снаряды) улучшается способность развития, с одной стороны, силы, а с другой - быстроты, что в конечном итоге приводит к улучшению результата в соревновательном движении.

Изометрический метод используется при изометрическом режиме работы мышц. Прирост силы отмечается только применяемыми упражнениями. Сила, приобретенная в результате тренировки в этом режиме, не распространяется на работу динамического характера [29].

При тренировке в изометрическом режиме прирост силовых качеств сопровождается уменьшением скоростных возможностей. Для устранения указанного недостатка при работе с боксерами необходимо сочетать данную силовую работу с упражнениями скоростного характера.

При тренировке в статическом режиме следует стремиться к максимальным или близким к ним напряжениям.

Метод электростимуляции в тайском боксе пока не имеет широкого распространения. Данный метод основан на раздражении тренируемой мышцы электрическим током, вызывающим непроизвольное максимальное ее напряжение. Успешно может использоваться в лечебных целях (Остьянов В.И.,2001)

В современной практике спорта высших достижений используются два самостоятельных пути повышения уровня максимальной силы:

за счет совершенствования нейрорегуляторных механизмов (совершенствование импульсации внутримышечной и межмышечной координации);

 за счет увеличения поперечника мышц.

Первый путь предполагает увеличение силы за счет улучшения нейрорегуляторных механизмов (улучшение импульсации, внутримышечной и межмышечной координации) и повышение емкости, мощности и подвижности алактатного механизма энергообеспечения мышечного сокращения. В результате реализации данного подхода повышение максимальной силы происходит без увеличения мышечной массы.

Второй путь развития максимальной силы подразумевает такую организацию тренировочного процесса, при которой будет происходить интенсивное расщепление белков работающих мышц. Продукты расщепления белков стимулируют белковый синтез в восстановительный период белков и соответствующим приростом их массы [35].

Эти пути развития максимальной силы используются в спортивной практике исходя из специфики вида спорта, индивидуальных особенностей и др. Кроме того, может быть использован комплексный подход к развитию максимальной силы.

Проявление быстрой силы в спортивных движениях чрезвычайно разнообразно. Природа ее очень специфична. Она обнаруживает относительно плохой "перенос" с одних движений на другие и сравнительно медленный темп развития. Сила, проявляемая в быстрых движениях, имеет много качественных оттенков и между ними порой довольно трудно про­вести грань.

Научно-методические разработки по данной проблеме показывают, что развитие быстрой силы тем эффективней, чем больше в тренировке скоростных нагрузок и меньше длительной работы с небольшой скоростью движений.

Причем основным средством развития быстрой силы являются упражнения с небольшими отягощениями, примерно 20% максимального. В этом случае увеличивается скорость движения, как с грузом, так и без него, и общий прирост ее может достигнуть 146% исходного уровня.

При развитии быстрой силы в движениях ациклического характера ударного типа величина отягощения должна подбираться с учетом ее влияния на характер выполнения упражнения [37].

В практике развития быстрой силы следует искать возможности устранения противоречий между отягощениями и скоростью движения.

Большое значение в развитие быстрой силы имеет оптимальная масса отягощения, темп движений и длительность работы.

Пути усовершенствования методики развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств, учитывающем положительные последствия воздействия предыдущей работы на последующую, и в использовании упражнений, в которых сила мышц действует против инерции отягощения, а не против его массы.

Взрывная сила в условиях спортивной деятельности проявляется как в динамическом, так и в изометрическом режимах. Взрывная сила проявляется в способности мышц развивать значительное напряжение в минимальное время и характеризуется отношением максимума усилий ко времени его достижения.

Кривая взрывного усилия трехкомпонентна и количественно определяется такими свойствами нервно-мышечного аппарата, как максимальная сила мышц, способность к быстрому проявлению внешнего усилия в начале рабочего напряжения мышц (стартовая сила), способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы (ускоряющая сила). Развитие способности к проявлению взрывного усилия связано с совершенствованием всех указанных свойств нервно-мышечного аппарата, но их роль находится в зависимости от внешних условий работы и величины преодолеваемого сопротивления.

Межмышечная координация также является существенным фактором проявления взрывной силы в конкретном много уставном движении. При этом особенно важна последовательность включения определенных мышечных групп и взаимосвязь мышц-антагонистов [25].

Кроме того, особой формой проявления способности мышц к реализации взрывного усилия является реактивная способность нервно-мышечного аппарата. Она проявляется в тех движениях, где имеет место быстрое переключение от уступающего режима работы мышц к преодолевающему, т. е. после значительного механического растягивания мышц происходит мгновенное их сокращение, сопровождающееся максимальными динамическими усилиями.

Многолетние поиски эффективного пути развития взрывной силы и реактивной способности мышц привели к разработке т.н. "ударного метода", при выполнении упражнений которого необходимо учитывать следующее:

Величина ударной нагрузки определяется массой груза и высотой его свободного падения. В тех случаях, когда совершенствуется взрывная сила и реактивная способность мышц-разгибателей ног и туловища, можно обойтись без дополнительного отягощения и использовать для ударной стимуляции мышц массы собственного тела.

Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах.

Дозировка ударного напряжения не должна превышать 5-8 движений в одной серии [11].

Также в работе над развитием взрывной силы должны найти место средства направленного воздействия, совершенствующие способность к быстрому развитию значительных усилий от нуля, а также к переключению от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимального динамического усилия.

 

Заключение

На основе анализа литературных  данных и изучения возрастно-половых особенностей  спортсменов-тайбоксеров 14-16 лет более эффективной является методика увеличения объёма тренировочной работы, направленной на совершенствование силовых качеств, так как лимитирующим фактором при формировании спортивно-технического мастерства является недостаточный уровень физической подготовленности.

В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов всё большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств.

В работе над развитием взрывной силы должны найти место средства направленного воздействия, совершенствующие способность к быстрому развитию значительных усилий от нуля, а также к переключению от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимального динамического усилия.

 

Список использованной литературы

  1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
  2. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528 с.
  3. Безруких,  М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Соныгин, Д. А. Фарьер. - М.: Академия, 2002. - 235 с.
  4. Белов, А. К. Искусство атаки / А. К. Белов. - Киев: Рост, 1994. - 233 с.
  5. Бутенко, Б. И. Специализированная подготовка боксера  / Б. И. Бутенко. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - С.44-62.
  6. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волов. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
  7. Воробьёв, А. Н. Боевые искусства мира / А. Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 255 с.
  8. Гаськов, А. В., Основы построения общей и специальной физической подготовки юных кикбоксеров на специально-подготовительном этапе//Бокс; ежегодник / А. В. Гаськов. - М.: Физкультура и спорт,1985. - С. 16-18.
  9. Гилби, Д. Ф. Секреты боевых искусств - М.: Физкультура и спорт,  1991. - 134 с.
  10. Гончаров, В. А. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / В. А. Гончаров, Н. Ю. Глухов, О. Ф. Жуков // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 41 - 42.
  11. Дегтярев, И. П. Планирование структуры средств тренировки на пред -соревновательном этапе подготовки юных боксеров / И. П. Дегтярев // Бокс: ежегодник. - М., 1985. - С. 22-26.
  12. Джероян,   Г,   Ф. Предсоревнователъная  подготовка боксера /   Г. Ф. Джероян, Н. А. Худадов. - М: Физкультура и спорт, 1971. - С.154-167.
  13. Ермолаева, Ю. А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаева. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 368 с.
  14. Железняк, Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Учебное пособие для ВУЗов. Изд-е 2-е, испр. / Ю. Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
  15. Заяшннков, С. И. Тайский бокс. Учебно-методическое пособие / С. И. Заяшников. - 3-е изд., и доп. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. -272 с.
  16. Иванов, А. Л. Кикбоксинг. - Киев: Олимпийская литература,1994. - 267 с.
  17. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 320 с.
  18. История  возникновения  таиландского  бокса   [Текст]   // Интернет: http://www.tai-land.ru
  19. Кузнецов, В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов М.: Физкультура и спорт ,1970. - 211 с.
  20. Леонтьева, М. М. Анатомия и физиология детского организма / М. М. Леонтьева. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 420 с.
  21. Лялько, В. В. Тренажёры в боевых искусствах /  В. В. Лялько. - Минск: «Хаарвест», 1998. - 167 с.
  22. Матвеев, Л. П., Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 289 с.
  23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 541 с.
  24. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебное пособие. Изд-е 2-е / Ю. В. Менхин. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с.
  25. Никифоров,   Ю.   Б. Построение   и   планирование тренировки в боксе /   Ю. Б. Никифоров,    И. Б. Викторов. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
  26. Никифоров, Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю. Б. Никифоров. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С.45.
  27. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать М., 2002.
  28. Остьянов, В. Н., Бокс: учеб. пос. -Киев, 2001.
  29. Платонов, В. Н., Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.,1984.
  30. Подойницын, В. В.   Школа   бокса   и   кикбоксинга   клуба   "Боец". Кн. 1.Начальное        обучение.        Спортивное        совершенствование.
  31. Пшеницин, А. В. Рукопашный бой - М.: «Молодая гвардия», 1991
  32. Разумов, А. Н. Техника и тактика самообороны - СПб.: «Стар»,  1991
  33. Синг, Х. Ким Преподавание боевых искусств. Путь мастера / Серия «Мастера боевых искусств» - Ростов-на-Дону: «Феникс»,  2003
  34. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
  35. Теория и методика физического воспитания. Том 1 / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
  36. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - 2004. - 374 с.
  37. Филимонов, В. И., Пути увеличения силы удара//Бокс: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1983 .-С.41 -43.
  38. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
  39. Худадов, Н. А. Психологическая подготовка боксеров /   Н. А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - С.58.
  40. Шундеев, А. А. Многофакторная система оценки в смежных видах единоборств (бокс, кикбоксинг) у спортсменов в возрасте от 10 до 18 лет / А. А. Шундеев // // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №2. - С. 149-159.
Просмотров работы: 4029