СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЯХ ДЕТСКОГО ОТДЫХА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЯХ ДЕТСКОГО ОТДЫХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено, что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т. д. [10].

Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека - явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни. Народные гулянья и массовые спортивные зрелища - это выражение эмоций, чувств, и настроения, особенно в момент единения тех или иных сообществ, осознание своей значимости, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства (например, празднества Древней Греции и Риме).

С укреплением в российском обществе рыночных отношений и глобальным влиянием массовой культуры на сознание людей любое массовое зрелищное мероприятие в той или иной степени должно объективно рассматривается с позиций шоу-бизнеса. Шоу-бизнес - это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы [5]. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков.

Популярность спортивных шоу в России, как и во всем мире, необычайно велика, поскольку ни одно другое шоу не в состоянии вызывать столь сильные эмоции, как у зрителей, так и у спортсменов. По этой причине из года в год возрастает внимание к качеству подготовки спортивных шоу, а также методам воздействия на целевую аудиторию потребителей данного вида услуг. В тоже время, в современной литературе данная проблема отражена недостаточно, что и обусловило выбор настоящего направления исследования.

Цель исследования - выявить черты эффективных организационных форм и содержания спортивных праздников в летнем детском оздоровительном лагере.

Гипотеза исследования - предполагается, что анализ данных научно-методической литературы и изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детском лагере отдыха позволят выделить ряд методических рекомендаций для инструкторов физической культуры по организации физкультурно-спортивных праздников в условиях детского лагеря отдыха.

Задачи исследования:

  1. Выявить место спортивного праздника в системе зрелищных мероприятий;
  2. Рассмотреть структуру спортивного праздника, систему внешних и внутренних связей при подготовке праздника, особенности постановки массовых сцен;
  3. Охарактеризовать основные функции спортивного режиссера, специфику работы спортивного режиссера.
  4. Проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников, а также выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников в детском лагере отдыха.
  5. Разработать практические рекомендации по подготовке и организации спортивных праздников в детском лагере отдыха.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, опрос, педагогические наблюдения за проведением спортивных праздников, методы статистической обработки.

Анализ литературных источников проводился с целью выявления места спортивного праздника в системе зрелищных мероприятий, рассмотрения структуры спортивного праздника, системы внешних и внутренних связей при подготовке праздника, особенностей постановки массовых сцен, основных функций спортивного режиссера, специфики его работы. Всего проанализировано 48 источников.

В целях предварительного изучения мнения отдыхающих в детском оздоровительном центре «Ёлочка» МБОУ ДОД «ДЮШ №1» города Прокопьевска в июне 2014 г. были проведены социологические опросы по специальным анкетам. В результате при опросе 60 учащихся среднего школьного возраста была получена таблица 4.

Полученные результаты предварительного социологического опроса помогли в дальнейшей организации исследования. Проводились и анкетные опросы родителей детей, отдыхающих в оздоровительном центре.

Педагогические наблюдения за проведением спортивных праздников позволили проанализировать опыт работы по подготовке и проведению праздников, а также выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников в детском лагере отдыха и разработать практические рекомендации по подготовке и организации спортивных праздников в детском лагере отдыха.

Методы статистической обработки применялись для подведения итогов анкетного опроса путем определения процентных соотношений вариантов ответов респондентов.

Исследование проводилось в 3 этапа: в период с сентября 2011 г. по январь 2015 г. 

На первом этапе исследования (май 2011 г. - май  2012 г.) решение первой задачи осуществлялось посредством сбора текущей информации по проблеме исследования, посредством реферирования, конспектирования, обобщения и анализа публикаций научной и научно-методической литературы. В  результате проведения этого этапа исследования был получен методический материал по обозначенной проблеме исследования.

Второй этап исследования (сентябрь  2012 г. - сентябрь 2014 г.) включал  в себя исследование по обозначенной проблеме, были проведены педагогические наблюдения за проведением спортивных праздников, анкетные опросы.

Организация исследования предусматривала планирование, проведение и анализ итогов спортивного праздника в детском лагере отдыха по следующим этапам:

Планирование - составление календарного плана спортивно-массовых мероприятий.

Разработка положения о спортивном празднике.

Организация и проведение спортивного праздника.

Анализ итогов проведения спортивного праздника.

Разработанный календарный план спортивно-массовых мероприятий предусматривал проведение ряда спортивных праздников («Папа, мама, я - спортивная семья», «День Нептуна» и др., комплексные (спартакиады); соревнования по видам спорта).

Для проведения исследования был выбран спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». Было разработано положение о соревнованиях:

Цели и задачи:

Организация досуга и укрепление здоровья детей.

Приобщение детей к систематическим занятиям физической культуры.

Улучшение воспитательной и спортивно - массовой работы в лагере.

Выявление семьи с наилучшей физической подготовкой.

Руководство соревнованиями.

Общее руководство проведением соревнования осуществляет совет коллектива физической культуры лагеря. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую комиссию во главе с инструктором по физической культуре,

Сроки и место проведения

 Соревнования проводятся (число, месяц, день, время) на спортивной площадке лагеря.

Участники и состав команд.

К участию в соревнованиях допускаются все желающие допущенные врачом к занятиям физической культурой. Состав команды: папа, мама, один ребенок 9-10 лет, независимо от пола.

Программа, порядок проведения соревнований и зачет.

Соревнования проводятся по следующим видам состязаний.

I этап - линейная эстафета с бегом.

Участники выстраиваются в колонны по одному (с чередованием детей и взрослых) перед лицевой волейбольной площадки перед специально размеченной стартовой линией. На равном расстоянии от стартовой линии перед каждой командой ставят флажки на подставке или стойки. Начинаю эстафету капитаны команд. По сигналу судьи они с высокого старта бегут к флажкам, обегаю их, возвращаются к своей команде, передают эстафету, касаясь рукой ладони следующего участника, и становятся в конец своих колонн. Когда последний участник совершит перебежку и коснется ладони капитана команды, оказавшегося вновь во главе колонны, тот быстро поднимает вверх обе руки, сигнализируя судьям, что эстафета закончена. Выигрывает команда, первой (без нарушения правил) закончившая эстафету.

Дополнительные правила:

Очередной участник может стартовать лишь после того, как участник, закончивший перебежку, коснется рукой его ладони.

Участник, закончивший бег, должен подбегать к следующему с левой стороны и касаться его правой ладони правой рукой.

После старта очередных участников следующие участники команды занимают их места перед линией старта.

Касаться флажков запрещается.

За ошибки можно начислять штрафные баллы (это правило касается и всех остальных этапов конкурсов).

II этап - линейная эстафета с бегом (парами).

Условия соревнований те же, только участники выполняют перебежки в  парах, взявшись за руки. Подбегать к следующей паре своей команды надо тоже с левой стороны. Любой участник в паре касается ладони одного из участников следующей пары.

III этап - эстафета метателей.

На высоте 2,5 м размечают три разноцветные мишени (диаметром 1м): зеленую - №1, желтую - №2, синюю - №3. Команды строятся в колонны по одному (каждая напротив своей мишени) на расстоянии 9 м от мишеней. Капитаны получают по три теннисных мяча; одна команда - белые мячи с цифрой 1, вторая - желтые с цифрой 2, третья - пятнистые с цифрой 3. Цифры на мячах крупно написаны шариковой ручкой или фломастером.

Капитаны команд с мячами становятся перед линией метания. Их родители располагаются сбоку от них (справа или слева), но так, что - бы не мешать метающим. По сигналу капитаны метают в мишень поочередно все три мяча. За каждое точное попадание команде начисляют 1 очко. Родители подбирают отскочившие мячи и передают их вторым участникам команд, которые без предварительного сигнала выполняют то же задание. Когда метание закончат все школьники, в той же последовательности мячи метают их родители (без предварительного сигнала), а ребята подбирают мячи. Побеждает команда, раньше других закончившая метание и набравшая большее количество очков.

Дополнительные правила:

Участники, закончившие метание и собравшие все мячи, становятся в конец своей колонны.

Подбирать и передавать следующему участнику можно только мячи с цифрой своей команды.

Мяч, отскочивший от стены, можно останавливать любой частью тела (рукой, ногой, туловищем, головой).

Участникам, стоящим в колоннах и ждущим своей очереди, запрещается касаться мячей после отскока их от стены и помогать таким образам партнерам, подбирающим мячи.

IV этап - прыгуны.

На дорожке шириной 1 м размечены поперечные полосы. Ширина полос, с которых прыгун отталкивается и на которые приземляется, остается одной и той же - 60 см, а вот ширина полос, через которые надо перепрыгнуть, все время увеличивается - от 60 до 140 см. Игроки поочередно становятся у первой полосы и выполняют прыжки толчком обеих ног (всего 7 прыжков), стараясь не наступать на линии полос. После каждого прыжка на очередной полосе для отталкивания можно остановиться и отдохнуть. За удачные прыжки участники получают очки - от 1 до 7, в зависимости от ширины перепрыгиваемой полосы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очко.

V этап - пробегание под вращающейся скакалкой.

Команды выстраиваются в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12 м от команд ассистенты (по два человека на команду) начинают вращать длинные скакалки. Все участники команд по очереди (вначале дети, затем родители) должны добежать до ассистентов и пробежать под вращающей скакалкой. Те, кому это удается сделать без ошибок, получают 1 очко. Участник, задевший скакалку или остановившийся перед ней, очков своей команде не приносит.

После индивидуального выполнения этого этапа участники выполняют его в парах, взявшись за руки (родители с детьми), по тем же правилам. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

VI этап - эстафета прыгунов.

Участники становятся парами (родители с детьми) в три колонны перед линией старта. Стоящие впереди капитаны держат в руках по сложенной веревке длинной 3 м. В 12 м от линии старта (напротив каждой команды) ставятся по одному флажку или стойке. Точно посередине этого расстояния размечают полосу шириной 1,5 м.

По сигналу капитаны команд начинают бег с веревкой в руках: перепрыгивают через размеченную полосу, обегают флажок. На обратном пути вновь перепрыгивают через полосу и возвращаются к своим командам. После этого капитаны передают один конец веревки свом родителям и натягивают ее на высоте 50-60 см над линией старта. Остальные участники команд, нарушив построение, отходят на несколько шагов назад и поочередно с разбега (один слева, другой справа) прыгают через веревку способом «перешагивание».

Когда все участники закончат прыжки, команда вновь строится в колонны парами, и упражнение выполняют вторые, третьи номера и т.д., пока веревку вновь не получит капитан команды. Он тут же поднимает ее вверх, сигнализируя, таким образом, об окончании эстафеты. Побеждает команда, быстрее других и без ошибок закончившая эстафету.

VII этап - передача мячей.

 Устанавливаются три гимнастические скамейки. Участники каждой команды садятся на свою скамейку (спиной к жюри и зрителям). Капитаны получают по одному баскетбольному или волейбольному мячу. По сигналу участники передают мяч за спиной обеими руками, рядом сидящему партнеру. Когда мяч приходит к последнему участнику (по счету четырнадцатому), тот быстро встает с мячом в руках, обегает скамейку, садится перед капитаном, и передача мяча возобновляется. Если участник роняет мяч, он должен быстро встать, поднять мяч и сесть на свое место. После этого передача мяча продолжается - до сих пор, пока капитан и все остальные участники не окажутся на своих первоначальных местах. Капитан, выполнивший перебежку, садиться на скамейку и поднимает мяч вверх. Побеждает команда, быстрее закончившая передачу мяча.

VIII этап - меткие снайперы.

Команды строятся в колонны по одному. В каждой команде один участник (мужчина) выходит из колонны, сажает на плечи ребенка из своей команды и становится лицом к колонне (на расстоянии 5 м от нее). Участнику, находящемуся на «втором этаже», дают корзину (можно пластмассовую), а команде - один баскетбольный мяч. По сигналу игроки поочередно начинают выполнять броски мяча в корзину (за каждое попадание дается 1 очко). Команда, раньше других закончившая этот этап и забросившая большее количество мячей, становится победительницей.

Дополнительные правила:

Участнику, находившемуся на «втором этаже», разрешается передвигать корзину влево, вправо, вперед, назад, способствуя попаданию в нее мячей.

Взрослому участнику, держащему его на плечах, запрещается подходить к своей команде ближе чем на 5 м, однако он может передвигаться в разные стороны.

При выполнении бросков нельзя заступать за 5-метровую линию. В случае заступа бросок не засчитывается и очки команде не начисляются.

IX этап - полоса препятствий.

Команды строятся в колонну по одному. В зале оборудую небольшую полосу препятствий: 1) гладкий бег 6 м; 2) кувырок вперед на гимнастическом мате; 3) бег 2 м; 4) преодоление гимнастической скамейки в длину, лежа на животе, перехватывая края скамейки одновременно обеими руками и подтягивая туловище; 5) бег 2 м; 6) пролезание  сквозь длинный мешок; 7) гладкий бег к месту старта. Начинают эстафету капитаны команд. После финиша капитана полосу препятствий преодолевают все остальные участники команд. Побеждает команда, быстрее и без ошибок закончившая преодоление полосы препятствий.

Дополнительные правила:

Нельзя стартовать, пока финиша не пересечет предыдущий участник.

у мешка каждой команды находится ассистент, следящий за правильностью преодоления препятствия и помогающий участникам быстрее влезть в мешок, разворачивая его

X этап - «паровозик».

Команды выстраиваются парами в колонны у линии старта. По длине зала (через каждые 6 м) напротив каждой команды устанавливают три стойки (флажки на подставке). По сигналу от каждой команды стартует одна «семейная» пара (взрослый и ребенок), взявшись за руки. Необходимо пробежать «змейкой» между всеми стойками, обогнув последнюю стойку и по прямой возвратится к линии старта. Здесь бегущие в первой паре берут за руки участников второй пары, и теперь уже все четверо преодолевают дистанцию. И так до тех пор, пока «паровозик» не составят все семь пар команды. За касание стоек, разрыв «паровозика», досрочный старт участников начисляют штрафные очки. Побеждает команда, первой вернувшаяся в полном составе на линию старта.

 После каждого этапа жюри подсчитывает очки и сообщает информацию о ходе конкурса зрителям и участникам. По завершении последнего этапа жюри объявляет окончательные результаты и команду - победительницу.  

Определение победителей

Командный результат определяется по наименьшему количеству очков во всех видах спортивных состязаний. За первое место в каждом виде дается одно очко, за второе  - два, за третье - три.

Награждение.

Команды, занявшие первые - третьи места, награждаются грамотами и подарками. Остальные - специальными вымпелами, лентами «участник соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья».

Заявки на участие в соревнованиях. Заседание судейской комиссии состоится в совете коллектива физической культуры.

Подготовительная работа и непосредственная организация спортивного праздника включала в себя три этапа.

Определение сроков проведения соревнований, составление положений, утверждение организационного комитета, судейской коллегии, сметы.

Организация работы главной судейской комиссии.

Проверка готовности, торжественное открытие и закрытие.

По окончании спортивного праздника проводилось социологическое исследование с помощью разработанного нами анкетного вопросника.

Цель: выявить мотивы выбора спортивных праздников как составной части физкультурных мероприятий в режиме учебного дня.

Задачи: 1. Выявить основные причины, повлиявшие на выбор спортивных праздников. 2. Изучить эти причины отдельно у девушек и юношей.

Третий этап исследования (октябрь  2014 г. - январь 2015 г.). Данный этап включал в себя подведение итогов педагогических исследований,  обобщение  анализа  и систематизацию данных,  полученных в ходе  экспериментальной работы и статистическую обработку результатов анкетного опроса.  Данный этап включал в себя и устранение ошибок, редактирование обзора литературы по проблеме исследования и  оформление выпускной квалификационной работы.

Подготовка и проведение праздника - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Из таблицы 4, в которой представлены результаты предварительного опроса видно, что большинство учащихся предпочитает участвовать в спортивных праздниках, проводимых на природе, с наличием в качестве оформления спортивных фотовыставок и присутствием игровых, силовых, групповых аттракционов, а также завершением праздника танцевальным вечером. В торговом обслуживании их привлекают соки, воды, в меньшем количестве пиво. Ведущими праздника они хотят видеть молодых женщин. В качестве наград за состязания - денежные премии или ценные подарки.

При подготовке к проведению спортивного праздника была предпринята попытка изучения и анализа материалов видеотеки лагеря. Изучая накопленный опыт работы по организации праздников, были выделены следующие этапы подготовки спортивного праздника в детском оздоровительном лагере:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале смены проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на сезон. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Педагоги и воспитатели отбирают речевой материал для детей, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель вместе с учителем выбирают песню, которую дети смогут исполнить.

 

Таблица 4

Итоги социологического опроса детей среднего школьного возраста по вопросам организации спортивного праздника в летнем лагере отдыха

 

 

Место проведения

 

 

Природа

Спортивная площадка

Концертная площадка

50%

30%

20%

Оформление

Фотовыставки

Плакаты

Спортгазета

 

70%

 

18%

 

12%

Аттракционы

Игровые

Силовые

Групповые

35%

 

32%

31%

Завершение праздника

Дискотека

Худ. самод.

Пригл. артисты

90%

5%

5%

Особенности торговли

Соки и воды

Коктейли

Морож., конфеты

53%

 

40%

7%

Ведущие вечера

Молодые женщины

Независимо от пола и возраста

Молодые мужчины

70%

20%

10%

Наградные призы

Деньги

Ценные подарки

Грамоты

65%

 

27%

8%

Количество участников

До 300 чел.

До 100 чел.

До 200 чел.

61%

 

 

30,5%

 

8,5%

 

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается  только роль ведущего.

Таким образом, праздник используется для закрепления изученного материала, подведения итогов работы в течение смены.

III. Когда сценарий готов, педагоги и воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже проводился ранее, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и, при необходимости, восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети и т. д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки места, они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, опробованию конкурсов спортивного праздника, оформлению места, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный стадион полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия... праздник начинается... проходит... и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы, спортивные состязания и действия отдельных участников. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей,  максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Анализируя проведенный спортивный праздник («Папа, мама, я - спортивная семья») было выяснено, что, используя разнообразные виды деятельности, увеличивается интерес участников праздника. Учащиеся, вовлеченные в организацию праздника, повышают свои организаторские способности, а так же  интерес к спортивным праздникам.

Для определения мотивов участия в спортивных праздниках нами были опрошены занимающиеся (всего 27 человек: 12 мальчиков и 15 девочек).

Делая вывод по социологическому исследованию можно выделить, что основными причинами, повлиявшими на выбор спортивных праздников у юношей и девушек является примерно одни:  1. Возможность укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и двигательную подготовленность. 2. Хорошее средство активного отдыха. 3. Эмоциональная форма организации. 4. Признание со стороны педагогов. Вместе с тем есть и определенные различия 1. У девушек присутствует выраженность семейной традиции. 2. Любовь к прекрасному. У юношей эти качества в данной экспериментальной группе гораздо меньше.

Таким образом, результаты социологического опроса позволяют утверждать, что при подготовке спортивных праздников необходимо сочетание их содержание с интересами отдыхающих.

Для обеспечения активного участия школьников в спортивных праздниках необходимо добиваться увеличения количества занимающихся в спортивных секциях.

Для повышения интереса к спортивным праздникам и обеспечения необходимого эффекта разнообразия и новизны необходимо постоянно расширять и видоизменять программы внеклассных форм организации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности учащихся, предусмотреть привлечение родителей к их проведению, обеспечит наличие инвентаря и оборудования.

ВЫВОДЫ
1. Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Все виды деятельности ребенка отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.

2. Коллективные формы работы и, в том числе, проведение спортивных праздников, туристических эстафет, спартакиад, марафонов, различных спортивных дней, дней Здоровья наиболее эффективны в деле формирования альтруистических установок и гуманных норм общежития в условиях детского оздоровительного лагеря. Педагогический состав лагеря - должен быть грамотным коллективом высококвалифицированных специалистов, умеющих увлечь детей в индивидуальную и коллективную деятельностью. На время летнего сезона с детьми должен выезжать квалифицированный тренерско-преподавательский состав специалистов по различным видам спорта. Деятельность педагогического коллектива летнего оздоровительного лагеря должна быть направлена на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

3. Эффективно организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию. Изучение опыта существующей практики по организации физкультурно-спортивных праздников в детских лагерях отдыха позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, обусловленные особенностями работы детьми. Обобщение опыта работы и анализ праздников, позволяет нам выделить два различных подхода к проведению праздников: в одном из них основное внимание уделяется развитию детей, их речевой деятельности; в другом - зрелищности происходящего, эмоциональному общению детей, родителей и педагогов. Это определяет основные различия рассмотренных нами праздников.

4. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей. Обобщая изученный опыт работы по организации физкультурно-спортивных праздников в детских лагерях отдыха, мы выделили практические рекомендации по подготовке и проведению праздников для детей.

 

Список использованной литературы

  1. Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе [Текст] / Н. П. Аникеева. - Новосибирск: Новосибирское издательство, 1989. - 256 с.
  2. Аникеева, Н. П. Педагогика и психология игры [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1986. - 230 с.
  3. Апфельбаум, С. Связи с общественностью в сфере исполнительного искусства / С. Апфельбаум, С., Е. Игнатьева. - М.: Классика-XXI, 2003. - 140 с.
  4. Башкова, Л. И.  Формирование культуры здоровья школьников [Текст] / Л. И. Башкова. - Минск: Бестпринт, 2005. - 210 с.
  5. Беликова, Н. А.  Система работы учреждения образования по развитию физической культуры и спорта, созданию условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность и формирование навыков здорового образа жизни. [Текст] / Н. А. Беликова. - Ярославль: Академия, 2003. - 98 с.
  6. Болотов, Г. П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 1 / Г. П. Болотов. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 159 с.
  7. Генова, Н. М. Выпускная квалификационная работа: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 053300 - "Режиссура театрализованных представлений и праздников" / Н. М. Генова, Т. Н. Паренчук. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 104 с.
  8. Глан, Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972 гг. Сборник / Б. Н. Глан. - М., Искусство, 1976. - С. 61.
  9. Готовцев, Л. И. Правда о шоу-бизнесе / Л. И. Готовцев. - М.: Рипол Классик, 2004. - 368 с.
  10. Должиков, В. В. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере [Текст] / В. В. Должиков. - М.: Айрис, 2005. - 90 с.
  11. Иванова, Н. К. Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ школьников [Текст] / Н. К. Иванова. - Самара, 2000. - 24 с.
  12. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под ред. Петрусинского В. В. - М., 1994. - 95 с.
  13. Игры на все случаи жизни [Текст] / А. В. Петров: Метод. рекомендации. - Новгород, 1995. - 32 с.
  14. Коновалов, А. В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А. В. Коновалов. - СПб.: Питер, 2005. - 192 с.
  15. Короп, Ю. А. Физическое воспитание в спортивно-оздоровительных лагерях [Текст] / Ю. А. Короп. - Киев: Здоровя, 1988. - 280 с.
  16.  Коротков, И. М. Подвижные игры во дворе [Текст] / И. М. Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 156 с.
  17. Кувватов, С. А, Игры для робинзонов: Методическое пособие  [Текст] / С А. Кувватов, Л. И. Дорогова. - М.: Кипарис, 2005. -  96 с.
  18. Кудашов, В. Ф. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований - одна из основных функций в работе спортивного сооружения / В. Ф. Кудашов // Современный спорт: сооружения, индустрия, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции; Федеральное агентство по физической культуре и спорту; СПб ГУФК им. П. Ф Лесгафта. - СПб., 2005. - С. 45 - 50.
  19. Курчанова, Н. А. Детский летний лагерь как социально-культурный институт [Текст] / Н. А. Курчанова // Научный поиск: Сб. студенческих научных работ / Под ред. И. Г. Абрамовой. - СПб.: ИСГУ, 1998. - С. 36-38.
  20. Курчанова, Н. А. Туризм в условиях детского оздоровительного лагеря [Текст] / Н. А. Курчанова. Современное состояние и перспективы развития туризма в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19 апреля 2006 г.: тез. докл. - СПб., 2006. - С. 22-26.
  21. Левин, М. В. И пришел на стадион праздник / М. В. Левин. - М.: Просвещение, 1998. - 205 с.
  22. Липовецкий, Б. М. Занимайтесь спортом [Текст] / Б. М. Липовецкий. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 262 с.
  23. Мальцев А.И. Сценарии спортивных праздников в школе/ А. И. Мальцев. - М. Феникс, 2005. - 219 с.
  24. Найминова, Э. И. Физкультура. Методика преподавания: Спортивные игры [Текст] / Э. И. Найминова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 249 с.
  25. Наклонов, Ю. И. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников. Глава 16 / Ю. И. Наклонов, И. В. Быстрова, В. Ф. Кудашов // Художественная гимнастика: учебник под общей редакцией профессора Л. А. Карпенко /Всерос. федерация худож. гимнастики; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - М., 2003. - С. 267 - 280.
  26. Организация жизни детей в летнем лагере [Текст] // Воспитание школьников. - 1996. - №2, 3.
  27. Организация летнего отдыха детей и подростков [Текст] // Народное образование. - 1999. - № 5. - С. 4-235.
  28. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. [Текст] / - Новосибирск: НГПИ, 1985. - 238 с.
  29.  Петров, Б. Н. Массовые спортивно - художественные представления / Б. Н. Петров. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 256 с.
  30.  Петров, Б. Н. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Б. Н. Петров. - Л.: Нева, 1987. - 278 с.
  31. Пидкасистый, П. И. технология игры [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: Астрель, 1996. - 280 с.
  32.  Попов, А. Д. Художественная целостность спектакля / А. Д. Попов. - М.: ВТО, 1959. - С. 178.
  33. Решетнева, Г. А. Формирование здоровья детей - важное условие сохранения здоровья нации [Текст] / Г. А. Решетнева. // Здоровье и физические упражнения: материалы международной научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. - С. 164-170.
  34. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова: Том 1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1996. - С. 345
  35. Самохин, Ю. С. Туризм в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие [Текст] / Ю. С. Самохин, Т. А. Самохина. М., 2006. - 80 с.
  36. Свечкина, Е. И. Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря в образовательном учреждении [Текст] / Е. И. Свечкина. - М., 2007. - 180 с.
  37.  Сегал, М. Д. Физкультурные праздники и зрелища / М. Д. Сегал. - М.: Советский спорт, 1977. - 187 с.
  38. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М., 1998. - 240 с.
  39.  Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. - М.: Просвещение, 1996. - 189 с.
  40. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1976. - 264 с.
  41. Фридман, Н. Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха [Текст] / Н. Г. Фридман.- М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
  42.  Хазан, А. А. Физическое воспитания в пионерском лагере [Текст] / А. А. Хазан. - Смоленск, 1973. - 224 с.
  43.  Чаленко, И. А. Сценарии спортивно-театрализованных праздников / И. А. Чаленко, Н. И. Соловьёва. - М.: Школьная пресса, 2008. - 95 с.
  44.  Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю. М. Черняк. - М.: Тетрасистемс, 2004. - 356 с.
  45. Что делать с детьми в загородном лагере [Текст] / Руководитель проекта и автор текста Афанасьев С.; при участии С. Коморина, А. Тимонина, Л. Тимониной; худож. А. Афанасьев, ред. вып. Л. Катилова. - Кострома: ИМЦ «Вариант», 1993.-204 с.
  46.  Штейнбах, В. Век олимпийский. Книга II / В. Штейнбах. - М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2002. - 190 с.
  47. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Минск: Свет, 1998. - 349 с.
Просмотров работы: 3037