Хоккей очень популярен среди детей и служит прекрасным средством воспитания и приобщения их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Большое достоинство хоккея с точки зрения педагогики заключается в его командном характере, что развивает дух коллективизма и творческие способности.
Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков. Хоккеист должен уметь быстро стартовать и преодолевать различные расстояния, изменять направление и темп движения, выполнять технико-тактические приемы игры, мгновенно реагировать на действия противников и партнеров, оценив игровую ситуацию, принять рациональное решение и выполнить соответствующее действие. Сергей Макаров, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира, перечислив по порядку все те качества, которыми должен обладать хоккеист, на первое место поставил скорость.
Анализ научно-методической литературе показывает, что наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет.
Скоростная подготовка, как один из важных факторов повышения спортивного мастерства, в современном юношеском хоккее приобретает особое значение. Проблема рационализации средств и методов скоростной подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков спорта (Ю. В.Верхошанский, 1988, Ю. В.Корягина, 2003). Однако большинство современных программ и рекомендаций (Воробьев М. И., 1985; Квашук П. В., 1999; Львов B. C., 1993; Митин Ю. С., 1990) разработаны с расчетом на хоккеистов высокой квалификации. В большинстве из них не учтены особенности морфофункционального развития, характерные для хоккеистов учебно-тренировочных групп ДЮСШ, поэтому их использование в тренировочном процессе юных хоккеистов возможно только после существенной предварительной переработки. Все это не способствует повышению качества учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Целью исследования является совершенствование методики воспитания скоростных качеств юных хоккеистов 13-14 лет.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что использование различных вариантов тренировки с применением специально подобранных средств (комплексов упражнений) обеспечит более высокий результат при воспитании скоростных качеств юных хоккеистов 13-14 лет.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях возрастной акселерации и снижения возраста сборных хоккейных команд особое значение имеет целенаправленное физическое воспитание хоккеистов 13-14 лет, возрасте, когда закладывается фундамент высоких и стабильных результатов. Этот этап подготовки юных хоккеистов (13-14 лет) совпадает с периодом наиболее активного формирования двигательного анализатора. Вот почему целенаправленное развитие комплекса качеств и навыков в этом возрасте в дальнейшем обеспечивает высокое спортивное мастерство.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы осуществлялись с целью изучения особенностей проявления скоростных способностей и методик их воспитания в хоккее.
2. Педагогические наблюдения заключались в визуальном наблюдении за ходом тренировочного процесса хоккеистов 13-14 лет в СК «Снежинка» г. Прокопьевска.
3. Метод тестирования использовался для определения уровня развития скоростных способностей юных хоккеистов и определения эффективности использования разработанной методики. Тестирование заключалось в применении комплекса тестов Федерации хоккея России «Контроль над подготовленностью хоккеистов разных возрастных групп».
4. Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанной методики по скоростной подготовки хоккеистов 13-14 лет.
5. Методы математической статистики применялись для определения изменений и прироста показателей скоростных способностей, произошедших в ходе эксперимента.
Исследования проводились в несколько этапов.
Этап - анализ научно-методической литературы и изучение проблемы воспитания скоростных качеств юных хоккеистов.
разработка.
Этап - разработка экспериментальной методики и комплексов упражнений; проведение в начале учебного года, контрольных нормативов по определению уровня развития скоростных способностей у хоккеистов 13-14 лет.
Этап - апробирование экспериментальной программы на тренировках в группах хоккеистов 13-14 лет.
IV. Этап - повторное тестирование, для определения эффективности данной программы, анализ итогов работы по воспитанию скоростных качеств с хоккеистами 13-14 лет, оформление работы.
Для определения уровня скоростных качеств и технической подготовленности в начале эксперимента и в конце использовались следующие тесты:
- бег на коньках лицом вперед (36 м.);
- бег на коньках спиной вперед (м / сек.);
- челночный бег на коньках (18×12 м / сек.);
- 8 мин. бег на коньках (км);.
- слалом без шайбы;
- слалом с шайбой; три попытки.
Сравнение показателей тестирования обеих групп на исходном и конечном этапах эксперимента позволяет оценить динамику развития скоростных качеств и является подтверждением эффективности предложенной методики по воспитанию скоростных качеств у хоккеистов 13-14 лет.
Исследования проводились на СК «Снежинка» г. Прокопьевска на протяжении 6 месяцев. В нем участвовало 20 спортсменов, которые были распределены на две группы - контрольную и экспериментальную. Для определения эффективности разработанной методики перед началом эксперимента были зафиксированы исходные скоростные данные каждого хоккеиста. На протяжении всего периода наблюдений тренировки проводились шесть раз в неделю по два часа в день. Упражнениям на развитие скоростных качеств в начале каждой тренировки уделялось по 15 мин. Воспитание скоростных качеств в первой группе (контрольной) проводилось на основе действующей программы по хоккею для детско-юношеской спортивной школы. Занятия второй группы были направлены преимущественно на развитие быстроты с помощью специально подобранных комплексов упражнений, играющих важную роль в процессе специализации в хоккее. С целью определения эффективности разработанной экспериментальной методики, через шесть месяцев было проведено повторное тестирование и сделан сравнительный анализ показателей.
Анализ имеющейся в нашем распоряжении научно-методической литературы показал, что проблема развития скоростных качеств у юных хоккеистов, занимающихся хоккеем с шайбой, на данный момент остается малоизученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления специальных скоростных способностей спортсменов. В большинстве работ предлагаемые средства и методы развития даются без учета индивидуальных особенностей человека, обусловленных спецификой вида спорта.
Наиболее результативным методом повышения интенсивности двигательной подготовки, по-нашему мнению, является вариант круговой тренировки, который пока еще не нашел широкого применения в работе с юными хоккеистами 13-14 лет, но успешно использовался в эксперименте с группой респондентов, входящих в состав хоккейного клуба «Метеор». Для развития физических качеств и технической подготовленности нами были составлены комплексы физических упражнений, модели которых разработаны и опробованы. Кроме того, предлагается разработанная нами модель круговой тренировки с преимущественной направленностью на развитие скоростных качеств. Круговую тренировку следует проводить и строить с учетом воздействия на основные мышечные группы, принимающие участие в выполнении основных движений юного хоккеиста.
Дозировка нагрузки в круге осуществляется следующим образом: предварительно определяется максимально возможное для данного испытуемого количество повторений упражнения, что дает возможность индивидуально дозировать нагрузку. На каждой тренировке дается определенный процент от максимального повторения на станциях. В одних комплексах круговой тренировки упражнения повторялись с нарастающим количеством повторений за одинаковое время, в других - сокращалось время при постоянном количестве повторений. Выполнение и смена производилась одновременно всеми спортсменами по сигналу. В нашей модели круговой тренировки использовалось 8 станций. На каждой станции находились по два человека, что давало соревновательный эффект и облегчало регистрацию результатов в карточке респондента. Каждый комплекс имел свой временный режим работы и отдыха на станциях. Нагрузка возрастала за счет увеличения количества повторений и сокращения времени постоянном количестве повторений.
Скоростная подготовка в зале или на спортплощадке проводилась с применением технических средств и методов, однако с большим акцентом на выполнение упражнений, отвечающих специфике хоккея.
Скоростная подготовка на льду проходила с использованием специальных средств комплексного воздействия; использовались комплексные упражнения, одновременно воздействующие на быстроту двигательной реакции, на развитие стартовой и дистанционной скорости, а также быстроты маневрирования. Затем уделялось особое внимание быстроте выполнения технико-тактических действий, преимущественно использовались игры и игровые упражнения в соответствующем режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств.
Для повышения скоростных способностей очень важен высокий эмоциональный фон. С этой целью использовались упражнения соревновательного характера.
Заметим, что в эстафетах подбирались команды, равные по скоростным качествам, причем, следует учесть, что в парах, один спортсмен должен быть сильнее другого, чтобы сильный был в роли лидера, а слабый тянулся за ним.
Скоростные упражнение, которые выполнялись спортсменами в первой половине занятий, в объеме составляли от 20 до 40 мин. В соревновательном периоде планомерная тренировочная работа по воспитанию скоростных качеств была затруднена. В связи с этим скоростная подготовка в объеме 12-15 % проводилась главным образом в виде комплексных упражнений, предусматривающих одновременное решение задач скоростной и технико-тактической подготовки.
В качестве наиболее приемлемых средств использовались традиционные игровые упражнения 3×0, 3×1,3×2, 5×0, 5×4, «челнок», различные эстафеты, выполняемые на предельной скорости и в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств. При этом использовался повторный и сопряженный методы.
На промежуточных этапах объем скоростной подготовки примерно такой же, как в подготовительном периоде, а впервые две недели промежуточного этапа (восстановительно-подготовительные упражнения) соответствовало аналогичному объему на общеподготовительном этапе. В последующие недели (3, 4, 5, 6-я) скоростная подготовка проводилась так же, как на специально-подготовительном этапе подготовительного периода.
На общеподготовительном этапе скоростная подготовка занимает 5-7 % от общего времени, отводимого на физическую подготовку. Ее основные задачи на данном этапе - создание предпосылок для успешного повышения специальных скоростных качеств и повышение мощности и емкости алактатного механизма энергообеспечения.
Так как скоростная подготовка относится к работе максимальной мощности, и скоростные упражнения требуют предельных мышечных напряжений, нецелесообразно ее проводить во втягивающем мезоцикле, без соответствующей предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата хоккеистов.
На данном этапе в качестве основных средств используются: бег в гору, эстафеты, игровые упражнения, баскетбол, футбол, гандбол, регби, теннис.
При сравнении результатов, участвующих в эксперименте детей, имело место повышение уровня развития быстроты в обеих группах. Однако более значительные сдвиги наблюдались в экспериментальной группе.
Итак, были получены следующие результаты:
А) Контрольная группа.
Уровень развития быстроты в этой группе за шесть месяцев эксперимента по результату в беге на коньках лицом вперед на дистанцию 36 м повысился на 4.4 %, в беге на коньках спиной вперед на 36 м - на 4.4 %, челночный бег на коньках 18×12 м на 2.0%,бег на коньках 8 минут (м) прирост 7.2%; слалом без шайбы на 3.6%, слалом с шайбой на 2.5%.
Б) Экспериментальная группа.
Уровень развития быстроты в этой группе за шесть месяцев эксперимента по результату в беге на коньках лицом вперед дистанция 36 метров (сек.) прирост 7.7%; бег на коньках спиной вперед дистанция 36 метров (сек.) прирост 6.2%; челночный бег на коньках 18×12 м прирост 2.5%; бег на коньках 8 минут (м) прирост 9.5%; слалом без шайбы прирост 4.4 %; слалом с шайбой прирост 6.8%.
Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что использование различных вариантов тренировки с применением специально подобранных средств (комплексов упражнений) обеспечит более высокий результат при воспитании скоростных качеств юных хоккеистов.
Тренировочный эффект подготовки юных хоккеистов зависит не только от организации тренировочной нагрузки, но и их правильного распределения во времени, порядка сочетания и разделяющих интервалов, экспериментальная методика подготовки юного хоккеиста разрабатывалась на основе следующих положений:
рациональное распределение и постепенное введение средств и методов с более тренирующим потенциалом, обеспечивающим достижение и сохранение развивающего эффекта;
строгая регламентированность продолжительности применения средств и методов однонаправленного тренирующего воздействия;
подбор состава средств подготовки на основе целесообразно направленной двигательной активности;
аргументированное и целесообразное применение методов различного воздействия на организм.
Выводы
На основе изучения опыта работы, анализа литературных источников, педагогических наблюдений и педагогического тестирования составлены методические рекомендации для развития скоростных качеств юных хоккеистов 13-14 лет на этапе «углубленная специализация». Увеличение доли специальных упражнений на этапе «углубленная специализация» позволило не только успешно развивать скоростно-силовые качества, но и осуществить более тесную связь с формированием двигательных навыков. Так в среде респондентов более тесной и направленной была зависимость в развитии физических качеств и формировании навыков технико-технической подготовки, которая переросла к концу этапа в ярко выраженную достоверную взаимосвязь.
Метод круговой тренировки дает более значительный прирост быстроты. В исследуемой группе спортсменов темп развития быстроты оказался в 2 раза выше, чем во второй группе. Значительно развивается ловкость, что является следствием развития быстроты движений и умением сочетать ее со специальными навыками в поворотах и изменениях направлений, ловле и передачах. Построение учебно-тренировочного процесса необходимо вести по шести направлениям: оптимальной реализации принципа индивидуализации юных хоккеистов, подбору и дозировке средств, методов и тренировочных режимов подготовки на основе принципа динамического соответствия, а также в строгом соответствии с индивидуальными особенностями юных хоккеистов, преимущественному применению методов (игровой, повторный, интервальный, интервально-круговой, комплексный и метод динамических усилий), концентрированному способу организации тренировочного процесса, планирования учебно-тренировочного процесса с учетом уровня функциональной и физической готовности и объективному педагогическому контролю по комплексу наиболее информативных тестов и показателей.
Список использованной литературы