МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ 13-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ 13-14 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе эволюции системы спортивной подготовки в спортивных единоборствах (бокс, кикбоксинг, карате, тхэквондо и др.) отмечаются резко возросшие объёмы и интенсивность тренировочных нагрузок, что зачастую приводит к перегрузке опорно-двигательного аппарата, морфофункциональным изменениям в тканях и органах, возникновению травм и заболеваний. В этой связи проблема восстановления спортсменов-единоборцев так же важна, как и тренировочный процесс.

Необходимой предпосылкой повышения эффективности занятий спортивными единоборствами является единство процессов воздействия физической нагрузки на организм и процессов восстановления. Под воздействием физической нагрузки в организме параллельно протекают процессы восстановления и адаптации [6].

Во время тренировочных занятий должен осуществляться контроль за процессом адаптации спортсменов к физическим нагрузкам и их переноси­мостью. На основании полученных данных планируются восстановительные мероприятия. Устойчивость к нагрузкам зависит от процессов восстановления. При бы­стром их протекании можно увеличить как нагрузку, так и частоту трениро­вочных занятий. Если восстановление неполное, то при повторяющейся на­грузке происходит переутомление, нарушаются процессы адаптации [24].

Одной из важнейших задач современного спорта является своевременное определение функционального состояния и изменения опорно-двигательного аппарата спортсмена, внесение коррекции в тренировочный процесс и прове­дение восстановительных мероприятий [13].

Цель работы - обоснование методики применения средств восстановления спортивной работоспособности юных спортсменов 13-14 лет, занимающихся спортивными единоборствами.

Гипотеза исследования: мы предположили, что применение естественных, гигиенических, а так­же медико-биологических (витаминизация, массаж, баня-сауна) средств вос­становления может оказать положительное влияние на физическую работо­способность, рост спортивных результатов юных спортсменов-единоборцев 13-14 лет.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить закономерности и механизмы восстановления спортивной работоспособности.
  2. Разработать методику применения средств восстановления спортсменов-единоборцев 13-14 лет.
  3. Исследовать эффективность применения медико-биологических средств на повышение физического развития, физической подготов­ленности и спортивного результата.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ литературных источников

2. Педагогическое наблюдение

3. Тестирование

4. Педагогический эксперимент

5. Антропометрия

6. Спирометрия

7. Динамометрия

8. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы применялся с целью соз­дания объективной картины, отражающей современное состояние во­проса о восстановительных мероприятиях, а также для теоретического обобщения.

2. Педагогическое наблюдение было направлено на эффективность применения медико-биологических средств и на выполнение плана тренировочного процесса.

3. Тестирование проводилось для определения физической подготовлен­ности.

Прыжки в длину с места - определялся уровень скоростно-силовых ка­честв. Измерение проводилось сантиметром, регистрировался лучший результат из трёх попыток, выполненных подряд.

Подтягивание проводилось для определения уровня развития скорост­но-силовых способностей и силовой выносливости. Регистрировался результат одной попытки.

Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями за 1 минуту также позволяет определить уровень развития силовой вынос­ливости и скоростно-силовых качеств. Регистрировался результат одной попытки.

Бег 20 м проводился для определения скоростных способностей спорт­сменов, занимающихся тяжёлой атлетикой.

4. Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования эффективности применения медико-биологических средств для подго­товки спортсменов-единоборцев.

5. В ходе эксперимента для изучения динамики показателей физического развития испытуемых применялись методы антропометрии (регистрировались соматометрические показатели: длина тела, масса тела), спирометрии (регистрировались значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью сухого спирометра), динамометрии (регистрировались значения силы кисти с помощью кистевого динамометра пружинного типа).

6.   Методы математической стати­стики  применялись для обработки полученных данных, в частности рассчитывались следующие статистические параметры: средняя арифметическая величина, среднее квадратическое отклонение, значения границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерий Стьюлента. Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel 2007.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведён экспери­мент. Он проводился в Детско-юношеской спортивной школе «Дельфин» г. Прокопьевска среди спортсменов, занимающихся различными спортивными единоборствами (бокс, кикбоксинг, карате, тхэквондо) и длился с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. Эксперимент проводился в три этапа.

В сентябре 2013 г., с юношами 13-14 лет была проведена беседа. После ознакомления учащихся с условиями эксперимента, 30 спортсменов решили принять в нём участие.

На первом этапе были проведены тесты - прыжки в длину с места, подтя­гивание, подъём туловища из положения лёжа с согнутыми ногами (за 1 минуту), бег 20 метров. Результаты тестов заносились в протоколы.

По результатам проведённых тестов были сформированы две группы по 15 человек - контрольная (А) и экспериментальная (В). Участникам экспери­мента были предложены карточки, в которых они, ежеднев­но, должны  были регистрировать свои наблюдения за частотой сердечных сокра­щений утром, до тренировки, через 10 минут после тренировки и перед сном.

После этого спортсмены экспериментальной группы стали применять комплексы восстановительных средств, предложенные нами. А именно: баня (суховоздушная сауна), массаж (репаративный, точечный, самомассаж, душ Шарко), витаминизация.

В повторных тестах участники эксперимента приняли участие в декабре и апреле - месяцах. Кроме того в процессе проведения педагогического эксперимента регистрировались показатели физического развития испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

 

При проведении эксперимента спортсменам 13-14 лет были предложены следующие восстановительные мероприятия: массаж, витаминизация, баня (суховоздушная сауна).

В ходе эксперимента группа (В) применяла различные виды массажа (таблица 1).

Если после физической нагрузки спортсмен был сильно утомлён, то про­водился кратковременный щадящий массаж - в основном массировали спи­ну, голову, шею. На следующий день проводился общий массаж.

Так как к восстановительному массажу через 10 процедур наступает при­выкание, спортсмены-единоборцы сочетали его с гидромассажем (душ Шарко).

Репаративный и гидромассаж сочетался с точечным, так как он обладает определёнными преимуществами: более простая техника, меньшие физиче­ские и временные затраты (массируют узко ограниченные «точечные тка­ни»).

Самомассаж спортсмены применяли в бане-сауне перед последним за­ходом в парилку, массируя утомлённые мышцы, отдельные участки тела. Массаж проводился неинтенсивный (число приёмов ограничено).

Баней спортсмены пользовались для восстановления один раз в неделю после тренировки. Банная процедура проходила при температуре 85, влаж­ности в пределах 5-15%. Пребывание - по 15 минут - 4 захода с интервалом между ними 15 минут. Сауна сочеталась с контрастным температурным воз­действием (прохладным душем) в интервале между заходами.

Потребление спортсменами витаминов, исходя из признаваемых боль­шинством специалистов Австрийского института спортивной медицины, вполне может быть покрыта при использовании, например, компливита, ко­торый мы и предложили применять спортсменам. Компливит содержит 10 витаминов - А, Е, B1, B2, В6, Р, С, РР, пантотеновую и глутаминовую кислоты, коферменты-рибофлавинмононуклеотид, липоевую кислоту и минеральные вещества - железо, медь, кальций, фосфор, магний, цинк, кобальт, марганец в виде солей.

В декабре и апреле - месяцах были проведены повторные тесты.

На основе полученных данных тестирования спортсменов-единоборцев 13-14 лет перед экспериментом в контрольной и эксперимен­тальной группах отличий в физической подготовленности не было. После повторных тестов в декабре и апреле месяцах произошёл прирост ре­зультатов.

Динамика результатов проведённых тестов в ходе эксперимента представлена также в табл. 2, рис. 1-4. Анализируя данные результатов проведённых тестов очевидно, что про­изошёл их рост, как в одной, так и в другой группах, но прирост результатов в группе, использующей медико-биологические средства восстановления на­много выше.

Таблица 1

Виды массажа, применяемые экспериментальной группой

 

№ п/п

Вид массажа

Продолжи­тельность

(мин.)

Кол-во процедур

Оказывающее действие

Когда применялся

1.

Репаративный

15-30

10

Нормализация крово- и лимфотока, нормализа­ция функции мышц утомлённых и синергистов, инактивация про­дуктов метаболиизма, активация функциональ­ного состояния спиналь-ных мотонейронов

через 0,5 часа после тренировки

2.

Точечный

10-15

-

Снимает локальное утомление, повышает мышечный тонус, повы­шает и восстанавливает работоспособность

При необ­ходимости в сочетании с восстано­вительным, душем Шарко

3.

Душ Шарко (струевой душ)

10-12

10

Понижает возбудимость нервной системы, снима­ет мышечное напряже­ние, улучшает обменные процессы.

После

тренировки

4.

Самомассаж

10-15

1 раз в

неделю

Нормализация мышечно­го тонуса, возбудимости

мышц.

В бане-сауне

 

Так, в тесте «прыжок в длину с места» в контрольной группе за период проведения педагогического эксперимента не произошло достоверного прироста (ро>0,05), хотя тенденция к прогрессивным изменениям показателя очевидна. В то же время в экспериментальной группе достоверный прирост зафиксирован уже на декабрьском тестировании (ро<0,05), та же тенденция сохранилась и до периода третьего тестирования в апреле (ро<0,05), сравнение же результатов сентябрьского и апрельского тестирований в экспериментальной группе позволяют сделать еще более очевидный вывод у статистически значимом приросте данного показателя (ро<0,001) (табл. 2, рис. 1).

Аналогичные изменения в процессе проведения педагогического эксперимента зафиксированы нами и в тесте «подтягивания на перекладине», с той лишь разницей, что испытуемым контрольной группы удалось добиться статистически значимого прироста результатов к апрелю месяцу (ро<0,05), в то время как в экспериментальной группе это произошло уже в декабре (ро<0,05), а к апрельскому тестированию различия стали еще более очевидны (ро<0,01) (табл. 2, рис. 2).

По тесту «поднимание туловища из положения лежа» в ходе эксперимента произошли изменения, которые так же свидетельствуют о большей результативности в экспериментальной группе, в которой достоверные приросты происходят на всех этапах тестирования (ро<0,05). В контрольной же группе надежные различия средний арифметических выявлены только при сравнении исходных и конечных тестирований (ро<0,05) (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2

Динамика результатов тестов

 

 

№ п/п

Название испытания

X±m (сентябрь)

X±m (декабрь)

X±m (апрель)

Гр. А

Гр. В

Гр. А

Гр. В

Гр. А

Гр. В

1.

Прыжки в длину с места (см)

174±3,6

173±3,3

177±3,5

181±2,7

180±3,4

186±2,3

2.

Подтягивание на перекла­дине (кол-во раз)

9±1,7

9±1,3

11±1,7

13±1,2

13±1,8

18±1,9

3.

Подъём туло­вища из положения лёжа

(кол-во раз)

25±2

25±1,7

27±1,8

29±1,6

29±1,8

33±1,7

4.

Бег 20 м

(сек.)

3,3±0,07

3,3±0,07

3,2±0,07

3,2±0,06

3,1±0,07

3,0±0,04

Примечание: Х - значение средних арифметических показателей,

m - доверительный интервал средней арифметической.

 

Рис. 1. Динамика результатов в прыжках в длину с места в процессе проведения педагогического эксперимента

 

 

Рис. 2. Динамика результатов в подтягиваниях на перекладине в процессе проведения педагогического эксперимента

 

 

Рис. 3. Динамика результатов в поднимании туловища из положения лежа в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 4. Динамика результатов в беге на 20 м в процессе проведения педагогического эксперимента

Практически идентичны изменения показателя «бег на 20 м». В группе «А» несмотря на прогрессивные изменения, нам так и не удалось зафиксировать достоверных приростов данного показателя (ро>0,05). В группе «В» происходят статистически значимые приросты показателя на протяжении всего периода проведения педагогического эксперимента (ро<0,05) (табл. 2, рис. 4).

По нашему мнению оценка эффективности использования комплекса средств восстановления (бани-сауны, массажа, витаминиза­ции) в системе подготовки спортсменов-единоборцев может быть определена с помо­щью тестов.

Кроме этого было замечено, что при прохождении диспансерного обсле­дования по показателям физического развития имеются сдвиги, но не столь значи­тельные по сравнению с показателями уровня развития двигательных способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако по­казатель мышечной силы возрос у контрольной группы на 17 %, а у экспе­риментальной на 30 %. Показатель ЖЕЛ у группы (А) на 8 %, у группы (В) на 20 %. Показатели контрольной и экспериментальной групп представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели контрольной и экспериментальной групп

 

 

 

№ п/п

Показатели

Контрольная группа

X±m

Экспериментальная группа

X±m

До экспери­мента

После экспе­римента

До экспери­мента

После экспе­римента

1.

Длина тела (см)

152±1,5

153±1,3

153±1,4

156±1,3

2.

Масса тела (кг)

56±1,8

57±1,6

55±1,4

57±13

3.

ЖЕЛ (л)

2,5±0,04

2,7±0,07

2,5±0,07

3±0,05

4.

Сила кисти (кг)

23±0,75

26±0,71

23±0,7

30±0,9

Примечание: Х - значение средних арифметических показателей,

m - доверительный интервал средней арифметической.

 

Анализируя динамику показателей физического развития в процессе проведения педагогического эксперимента более детально, можно отметить, что в экспериментальной группе значительно изменилась длина тела (ро<0,05) (табл. 3, рис. 5), сила кисти (ро<0,01) (табл. 2, рис. 8). В контрольной группе также произошел достоверный прирост показателей силы кисти, но более скромный (ро<0,05), по сравнению с экспериментальной.


 

Рис. 5. Динамика показателей длины тела в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 6. Динамика показателей массы тела в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 7. Динамика показателей ЖЕЛ в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 8. Динамика показателей силы кисти в процессе проведения педагогического эксперимента

 

По окончании эксперимента были собраны карточки самоконтроля за частотой сердечных сокращений и проведён их анализ. В сентябре-месяце среднее значение ЧСС в покое в контрольной и экспе­риментальных группах составляло 60 уд./мин. После физических тренировок пульс приходил в исходное состояние в среднем через 10 минут.

В апреле - месяце среднее значение ЧСС в покое в группе (А) уменьши­лось до 58 уд./мин., а в группе (В) до 55 уд./мин. А после физических нагру­зок пульс восстанавливался в группе (А) через 8 минут, в группе (В) через 5 минут.

ВЫВОДЫ

1. Проведённый анализ научно - методической литературы показал, что одной из важнейших задач современного спорта является своевременное оп­ределение функционального состояния и изменения опорно-двигательного аппарата спортсмена и проведение наиболее эффективных мероприятий по обеспечению ускорения восстановительных процессов в организме с целью повышения его работоспособности, предупреждения перенапряжений, травм и других нарушений в состоянии здоровья.

2. В результате проведённого экспериментального исследования с кон­трольной и экспериментальными группами спортсменов-единоборцев 13-14 лет, имеющих 1 и 2 спортивные разряды, доказана эффективность применения комплекса средств восстановления, а именно той методики, ко­торая была предложена спортсменам группы (В).

3. Сравнивая результаты испытания «прыжок в длину с места» можно ска­зать, что за шесть месяцев у контрольной группы составил 3,5 %, а у экспе­риментальной 6,9 %, в тесте «Подтягивание на перекладине» - у группы (А) на 44%, у группы (В) на 66%.Улучшение результатов произошло и в испыта­нии «Подъём туловища из положения лёжа с согнутыми ногами за 1 мину­ту», в контрольной группе на 8%, в экспериментальной на 24 %. Результаты бега в апреле-месяце, по сравнению с сентябрём также улуч­шились, в группе (А) на 6 %, в группе (В) на 12 %.

4. Применение комплекса средств восстановления (баня - сау­на, массаж, витаминизация) оказали положительное влияние на физическую подготовленность и показатели физического развития юных спортсменов-единоборцев 13-14 лет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена.

 

Список использованной литературы

  1. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528 с.
  2. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт, 2007. - 72 с.
  3. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волов. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
  4. Волков, В. М. Восстановительные процессы в спорте [Текст] / В. М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.
  5. Гаракян, А. И. Бокс. Техника и тренировка акцентированных и точных ударов: Учебник [Текст] / А. И. Гаракян, О. В. Меньшиков. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 192 с.
  6. Геселевич, В. А. Актуальные вопросы спортивной медицины [Текст] В. А. Геселевич. - М.: Советский спорт, 2004. - 205 с.
  7. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина [Текст] / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. - М.: Советский спорт, 2004. - 249 с.
  8. Дубровский, В. И. Реабилитация в спорте [Текст] / В. И. Дубровский. - М: Физкультура и спорт, 1991. - 200 с.
  9. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, 1999. - 374 с.
  10. Дубровский, В. И. Спортивная физиология [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 155 с.
  11. Дубровский, В. И. Спортивный массаж [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: 1994. - 226 с.
  12. Зациорский, В. М. Спортивная метрология [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 250 с.
  13. Карпман, В. Л. Спортивная медицина [Текст] В. Л. Карпман. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 236 с.
  14. Качурин, А. И. Бокс в системе физической культуры студента: Учебное пособие [Текст] /А. И. Качурин. -  М.: Физкультура и спорт, 2007. - 344 с.
  15. Коган, О. С. Недопинговые средства восстановления в спорте высших достижений [Текст] / О. С. Коган // Теория и практика физической культуры №1, 2005. - С. 55-57.
  16. Макарова, Г. А. Спортивная медицина [Текст] / Г. А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 273 с.
  17. Медведев, А. С. Система многолетней тренировки [Текст] / А. С. Медведев. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 255 с.
  18. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебное пособие. Изд-е 2-е / Ю. В. Менхин. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с.
  19. Начинская, С. В. Спортивная метрология [Текст] / С. В. Начинская. - М.: ACADEMA, 2005. - 227 с.
  20. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.
  21. Павлов, С. Е. Принципы проведения восстановительных мероприятий в училище олимпийского резерва [Текст] / С. Е. Павлов, Б. А. Поляков, Т. Н. Кузнецова // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортсменов резерва», М.: 1999. - С. 194- 197.
  22. Павлов, С. Е. Основы теории адаптации спортивной тренировки [Текст] / С. Е. Павлов // Теория и практика физической культуры №1, -М.:1999. - С. 12-17.
  23. Погосян, В. Г. Лечебный массаж [Текст] / В. Г. Погосян. - М.: Советский спорт, 2002. - 343 с.
  24. Поляков, Б. А. О необходимости восстановительных средств на ранних этапах спортивной специализации [Текст] / Б. А. Поляков, С. А. Парастаев, С. Е. Павлов // Сборник Всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортсменов резерва», М.: 1999. - С. 14-17.
  25. Сейфулла, Р. Д. Фармакология спорта [Текст] / Р. Д. Сейфула. - М.: Физкультура и спорт, 1999. -115 с.
  26. Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология [Текст] / Ю. И. Смирнов, М. И. Полевщиков. - М.: Центр «Академия», 2000. - 164 с.
  27. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] // Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
  28. Тополев, Г. Я. Средства восстановления в спорте высших достижений [Текст] / Г. Я. Тополев // Теория и практика физической культуры, №1. -М.: 2005. - С. 52-55.
  29. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
  30. Щитов, В. Бокс. Техника боя [Текст] // В. Щитов. - М.: Гранд-Фаир, 2008. - 460 с.
  31. Якименко, С. М. Дифференцированный подход к использованию средств восстановления [Текст] / С. М. Якименко // Теория и практика физической культуры №10, 2005. -  С. 46-49.
Просмотров работы: 2332