На современном этапе эволюции системы спортивной подготовки в спортивных единоборствах (бокс, кикбоксинг, карате, тхэквондо и др.) отмечаются резко возросшие объёмы и интенсивность тренировочных нагрузок, что зачастую приводит к перегрузке опорно-двигательного аппарата, морфофункциональным изменениям в тканях и органах, возникновению травм и заболеваний. В этой связи проблема восстановления спортсменов-единоборцев так же важна, как и тренировочный процесс.
Необходимой предпосылкой повышения эффективности занятий спортивными единоборствами является единство процессов воздействия физической нагрузки на организм и процессов восстановления. Под воздействием физической нагрузки в организме параллельно протекают процессы восстановления и адаптации [6].
Во время тренировочных занятий должен осуществляться контроль за процессом адаптации спортсменов к физическим нагрузкам и их переносимостью. На основании полученных данных планируются восстановительные мероприятия. Устойчивость к нагрузкам зависит от процессов восстановления. При быстром их протекании можно увеличить как нагрузку, так и частоту тренировочных занятий. Если восстановление неполное, то при повторяющейся нагрузке происходит переутомление, нарушаются процессы адаптации [24].
Одной из важнейших задач современного спорта является своевременное определение функционального состояния и изменения опорно-двигательного аппарата спортсмена, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий [13].
Цель работы - обоснование методики применения средств восстановления спортивной работоспособности юных спортсменов 13-14 лет, занимающихся спортивными единоборствами.
Гипотеза исследования: мы предположили, что применение естественных, гигиенических, а также медико-биологических (витаминизация, массаж, баня-сауна) средств восстановления может оказать положительное влияние на физическую работоспособность, рост спортивных результатов юных спортсменов-единоборцев 13-14 лет.
Задачи исследования:
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературных источников
2. Педагогическое наблюдение
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Антропометрия
6. Спирометрия
7. Динамометрия
8. Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы применялся с целью создания объективной картины, отражающей современное состояние вопроса о восстановительных мероприятиях, а также для теоретического обобщения.
2. Педагогическое наблюдение было направлено на эффективность применения медико-биологических средств и на выполнение плана тренировочного процесса.
3. Тестирование проводилось для определения физической подготовленности.
Прыжки в длину с места - определялся уровень скоростно-силовых качеств. Измерение проводилось сантиметром, регистрировался лучший результат из трёх попыток, выполненных подряд.
Подтягивание проводилось для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости. Регистрировался результат одной попытки.
Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями за 1 минуту также позволяет определить уровень развития силовой выносливости и скоростно-силовых качеств. Регистрировался результат одной попытки.
Бег 20 м проводился для определения скоростных способностей спортсменов, занимающихся тяжёлой атлетикой.
4. Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования эффективности применения медико-биологических средств для подготовки спортсменов-единоборцев.
5. В ходе эксперимента для изучения динамики показателей физического развития испытуемых применялись методы антропометрии (регистрировались соматометрические показатели: длина тела, масса тела), спирометрии (регистрировались значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью сухого спирометра), динамометрии (регистрировались значения силы кисти с помощью кистевого динамометра пружинного типа).
6. Методы математической статистики применялись для обработки полученных данных, в частности рассчитывались следующие статистические параметры: средняя арифметическая величина, среднее квадратическое отклонение, значения границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерий Стьюлента. Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel 2007.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведён эксперимент. Он проводился в Детско-юношеской спортивной школе «Дельфин» г. Прокопьевска среди спортсменов, занимающихся различными спортивными единоборствами (бокс, кикбоксинг, карате, тхэквондо) и длился с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. Эксперимент проводился в три этапа.
В сентябре 2013 г., с юношами 13-14 лет была проведена беседа. После ознакомления учащихся с условиями эксперимента, 30 спортсменов решили принять в нём участие.
На первом этапе были проведены тесты - прыжки в длину с места, подтягивание, подъём туловища из положения лёжа с согнутыми ногами (за 1 минуту), бег 20 метров. Результаты тестов заносились в протоколы.
По результатам проведённых тестов были сформированы две группы по 15 человек - контрольная (А) и экспериментальная (В). Участникам эксперимента были предложены карточки, в которых они, ежедневно, должны были регистрировать свои наблюдения за частотой сердечных сокращений утром, до тренировки, через 10 минут после тренировки и перед сном.
После этого спортсмены экспериментальной группы стали применять комплексы восстановительных средств, предложенные нами. А именно: баня (суховоздушная сауна), массаж (репаративный, точечный, самомассаж, душ Шарко), витаминизация.
В повторных тестах участники эксперимента приняли участие в декабре и апреле - месяцах. Кроме того в процессе проведения педагогического эксперимента регистрировались показатели физического развития испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
При проведении эксперимента спортсменам 13-14 лет были предложены следующие восстановительные мероприятия: массаж, витаминизация, баня (суховоздушная сауна).
В ходе эксперимента группа (В) применяла различные виды массажа (таблица 1).
Если после физической нагрузки спортсмен был сильно утомлён, то проводился кратковременный щадящий массаж - в основном массировали спину, голову, шею. На следующий день проводился общий массаж.
Так как к восстановительному массажу через 10 процедур наступает привыкание, спортсмены-единоборцы сочетали его с гидромассажем (душ Шарко).
Репаративный и гидромассаж сочетался с точечным, так как он обладает определёнными преимуществами: более простая техника, меньшие физические и временные затраты (массируют узко ограниченные «точечные ткани»).
Самомассаж спортсмены применяли в бане-сауне перед последним заходом в парилку, массируя утомлённые мышцы, отдельные участки тела. Массаж проводился неинтенсивный (число приёмов ограничено).
Баней спортсмены пользовались для восстановления один раз в неделю после тренировки. Банная процедура проходила при температуре 85, влажности в пределах 5-15%. Пребывание - по 15 минут - 4 захода с интервалом между ними 15 минут. Сауна сочеталась с контрастным температурным воздействием (прохладным душем) в интервале между заходами.
Потребление спортсменами витаминов, исходя из признаваемых большинством специалистов Австрийского института спортивной медицины, вполне может быть покрыта при использовании, например, компливита, который мы и предложили применять спортсменам. Компливит содержит 10 витаминов - А, Е, B1, B2, В6, Р, С, РР, пантотеновую и глутаминовую кислоты, коферменты-рибофлавинмононуклеотид, липоевую кислоту и минеральные вещества - железо, медь, кальций, фосфор, магний, цинк, кобальт, марганец в виде солей.
В декабре и апреле - месяцах были проведены повторные тесты.
На основе полученных данных тестирования спортсменов-единоборцев 13-14 лет перед экспериментом в контрольной и экспериментальной группах отличий в физической подготовленности не было. После повторных тестов в декабре и апреле месяцах произошёл прирост результатов.
Динамика результатов проведённых тестов в ходе эксперимента представлена также в табл. 2, рис. 1-4. Анализируя данные результатов проведённых тестов очевидно, что произошёл их рост, как в одной, так и в другой группах, но прирост результатов в группе, использующей медико-биологические средства восстановления намного выше.
Таблица 1
Виды массажа, применяемые экспериментальной группой
№ п/п |
Вид массажа |
Продолжительность (мин.) |
Кол-во процедур |
Оказывающее действие |
Когда применялся |
1. |
Репаративный |
15-30 |
10 |
Нормализация крово- и лимфотока, нормализация функции мышц утомлённых и синергистов, инактивация продуктов метаболиизма, активация функционального состояния спиналь-ных мотонейронов |
через 0,5 часа после тренировки |
2. |
Точечный |
10-15 |
- |
Снимает локальное утомление, повышает мышечный тонус, повышает и восстанавливает работоспособность |
При необходимости в сочетании с восстановительным, душем Шарко |
3. |
Душ Шарко (струевой душ) |
10-12 |
10 |
Понижает возбудимость нервной системы, снимает мышечное напряжение, улучшает обменные процессы. |
После тренировки |
4. |
Самомассаж |
10-15 |
1 раз в неделю |
Нормализация мышечного тонуса, возбудимости мышц. |
В бане-сауне |
Так, в тесте «прыжок в длину с места» в контрольной группе за период проведения педагогического эксперимента не произошло достоверного прироста (ро>0,05), хотя тенденция к прогрессивным изменениям показателя очевидна. В то же время в экспериментальной группе достоверный прирост зафиксирован уже на декабрьском тестировании (ро<0,05), та же тенденция сохранилась и до периода третьего тестирования в апреле (ро<0,05), сравнение же результатов сентябрьского и апрельского тестирований в экспериментальной группе позволяют сделать еще более очевидный вывод у статистически значимом приросте данного показателя (ро<0,001) (табл. 2, рис. 1).
Аналогичные изменения в процессе проведения педагогического эксперимента зафиксированы нами и в тесте «подтягивания на перекладине», с той лишь разницей, что испытуемым контрольной группы удалось добиться статистически значимого прироста результатов к апрелю месяцу (ро<0,05), в то время как в экспериментальной группе это произошло уже в декабре (ро<0,05), а к апрельскому тестированию различия стали еще более очевидны (ро<0,01) (табл. 2, рис. 2).
По тесту «поднимание туловища из положения лежа» в ходе эксперимента произошли изменения, которые так же свидетельствуют о большей результативности в экспериментальной группе, в которой достоверные приросты происходят на всех этапах тестирования (ро<0,05). В контрольной же группе надежные различия средний арифметических выявлены только при сравнении исходных и конечных тестирований (ро<0,05) (табл. 2, рис. 3).
Таблица 2
Динамика результатов тестов
№ п/п |
Название испытания |
X±m (сентябрь) |
X±m (декабрь) |
X±m (апрель) |
|||
Гр. А |
Гр. В |
Гр. А |
Гр. В |
Гр. А |
Гр. В |
||
1. |
Прыжки в длину с места (см) |
174±3,6 |
173±3,3 |
177±3,5 |
181±2,7 |
180±3,4 |
186±2,3 |
2. |
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
9±1,7 |
9±1,3 |
11±1,7 |
13±1,2 |
13±1,8 |
18±1,9 |
3. |
Подъём туловища из положения лёжа (кол-во раз) |
25±2 |
25±1,7 |
27±1,8 |
29±1,6 |
29±1,8 |
33±1,7 |
4. |
Бег 20 м (сек.) |
3,3±0,07 |
3,3±0,07 |
3,2±0,07 |
3,2±0,06 |
3,1±0,07 |
3,0±0,04 |
Примечание: Х - значение средних арифметических показателей, m - доверительный интервал средней арифметической. |
Рис. 1. Динамика результатов в прыжках в длину с места в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 2. Динамика результатов в подтягиваниях на перекладине в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 3. Динамика результатов в поднимании туловища из положения лежа в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 4. Динамика результатов в беге на 20 м в процессе проведения педагогического эксперимента
Практически идентичны изменения показателя «бег на 20 м». В группе «А» несмотря на прогрессивные изменения, нам так и не удалось зафиксировать достоверных приростов данного показателя (ро>0,05). В группе «В» происходят статистически значимые приросты показателя на протяжении всего периода проведения педагогического эксперимента (ро<0,05) (табл. 2, рис. 4).
По нашему мнению оценка эффективности использования комплекса средств восстановления (бани-сауны, массажа, витаминизации) в системе подготовки спортсменов-единоборцев может быть определена с помощью тестов.
Кроме этого было замечено, что при прохождении диспансерного обследования по показателям физического развития имеются сдвиги, но не столь значительные по сравнению с показателями уровня развития двигательных способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако показатель мышечной силы возрос у контрольной группы на 17 %, а у экспериментальной на 30 %. Показатель ЖЕЛ у группы (А) на 8 %, у группы (В) на 20 %. Показатели контрольной и экспериментальной групп представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели контрольной и экспериментальной групп
№ п/п |
Показатели |
Контрольная группа X±m |
Экспериментальная группа X±m |
||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
1. |
Длина тела (см) |
152±1,5 |
153±1,3 |
153±1,4 |
156±1,3 |
2. |
Масса тела (кг) |
56±1,8 |
57±1,6 |
55±1,4 |
57±13 |
3. |
ЖЕЛ (л) |
2,5±0,04 |
2,7±0,07 |
2,5±0,07 |
3±0,05 |
4. |
Сила кисти (кг) |
23±0,75 |
26±0,71 |
23±0,7 |
30±0,9 |
Примечание: Х - значение средних арифметических показателей,
m - доверительный интервал средней арифметической.
Анализируя динамику показателей физического развития в процессе проведения педагогического эксперимента более детально, можно отметить, что в экспериментальной группе значительно изменилась длина тела (ро<0,05) (табл. 3, рис. 5), сила кисти (ро<0,01) (табл. 2, рис. 8). В контрольной группе также произошел достоверный прирост показателей силы кисти, но более скромный (ро<0,05), по сравнению с экспериментальной.
Рис. 5. Динамика показателей длины тела в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 6. Динамика показателей массы тела в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 7. Динамика показателей ЖЕЛ в процессе проведения педагогического эксперимента
Рис. 8. Динамика показателей силы кисти в процессе проведения педагогического эксперимента
По окончании эксперимента были собраны карточки самоконтроля за частотой сердечных сокращений и проведён их анализ. В сентябре-месяце среднее значение ЧСС в покое в контрольной и экспериментальных группах составляло 60 уд./мин. После физических тренировок пульс приходил в исходное состояние в среднем через 10 минут.
В апреле - месяце среднее значение ЧСС в покое в группе (А) уменьшилось до 58 уд./мин., а в группе (В) до 55 уд./мин. А после физических нагрузок пульс восстанавливался в группе (А) через 8 минут, в группе (В) через 5 минут.
ВЫВОДЫ
1. Проведённый анализ научно - методической литературы показал, что одной из важнейших задач современного спорта является своевременное определение функционального состояния и изменения опорно-двигательного аппарата спортсмена и проведение наиболее эффективных мероприятий по обеспечению ускорения восстановительных процессов в организме с целью повышения его работоспособности, предупреждения перенапряжений, травм и других нарушений в состоянии здоровья.
2. В результате проведённого экспериментального исследования с контрольной и экспериментальными группами спортсменов-единоборцев 13-14 лет, имеющих 1 и 2 спортивные разряды, доказана эффективность применения комплекса средств восстановления, а именно той методики, которая была предложена спортсменам группы (В).
3. Сравнивая результаты испытания «прыжок в длину с места» можно сказать, что за шесть месяцев у контрольной группы составил 3,5 %, а у экспериментальной 6,9 %, в тесте «Подтягивание на перекладине» - у группы (А) на 44%, у группы (В) на 66%.Улучшение результатов произошло и в испытании «Подъём туловища из положения лёжа с согнутыми ногами за 1 минуту», в контрольной группе на 8%, в экспериментальной на 24 %. Результаты бега в апреле-месяце, по сравнению с сентябрём также улучшились, в группе (А) на 6 %, в группе (В) на 12 %.
4. Применение комплекса средств восстановления (баня - сауна, массаж, витаминизация) оказали положительное влияние на физическую подготовленность и показатели физического развития юных спортсменов-единоборцев 13-14 лет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена.
Список использованной литературы