ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Тасуева М.А. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в XVI веке писал: “Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности” [1].

В настоящее время коррекционная помощь детям с нарушением слуха предоставляется в специальных детских садах, школах и специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях.

Обучение во всех специальных учреждениях направленно на широкую социализацию, обеспечение коррекции дефекта слуха, а также всестороннее развитие личности таких детей.

Однако, существует и негативная сторона обучения и воспитания детей в таких учреждениях.

Массовые детские сады и школы обычно находятся поблизости от дома, где ребенок не оторван от семьи, посещая их. Стойкие нарушения слуха у детей встречаются относительно редко, поэтому каждая область, как правило, имеет не больше двух таких учреждений, следовательно, большинство детей живут далеко от дома и своей семьи. Поэтому специальные учреждения существуют на интернатной основе. Родители, обычно, забирают детей на выходные, а в большинстве случаев они приезжают только на зимние или летние каникулы.Таким образом, обучение в специальных учреждениях надолго отрывает ребёнка от семьи, родственников, слышащих сверстников. Кроме того, ребёнок в течение всей недели или значительно более продолжительного срока вынужден постоянно находиться среди ребят, плохо слышащих и поэтому плохо говорящих.

Для детей с нарушением слуха осуществляется комплексный подход в реабилитации и социальной адаптации, за счет совместного отдыха слабослышащих с нормально слышащими детьми в летний период времени. Это приводит к положительным результатам. Дети приобретают новых друзей, не только среди «себе подобных», но и с детьми с нормальным слухом. Находясь среди слышащих, они общаются со сверстниками и взрослыми, учатся понимать друг друга, а неформальная обстановка помогает сблизиться, развить коммуникативные способности не слышащих и пополнить их социальный и эмоциональный опыт.Работу по интеграции детей с нарушенным слухом целесообразно проводить в дошкольном периоде. Необходимо создавать различные модели интеграции, которые будут эффективны для не слышащих детей, имеющих разный уровень психофизического и слухоречевого развития.Полная или комбинированная интеграция, при которой ребёнок с нарушенным слухом постоянно воспитывается и обучается в коллективе нормально слышащих детей, может быть эффективна лишь для части позднооглохших, слабослышащих и глухих детей. Эти дошкольники и школьники должны владеть развёрнутой фразовой речью, внятно говорить и хорошо понимать обращённую к ним речь. Они должны быть психологически готовы к такой форме обучения. Все интегрированные дети нуждаются в систематической помощи и в психологической поддержке.Для того, чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективна, необходима специальная подготовка, как подготовка педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, так и учителей – дефектологов.

Вопрос успешной социализации детей с нарушением слуха тесно связан с проблемой интеграции и требует новых подходов в их обучении и воспитании, а также постоянного совершенствования систем массового и специального образования.

Литература

  1. Вахрушева А. Социально-психологическая интеграция детей с нарушениями слуха в окружающем мире // Преодоление ограничений. Вып. 2. – Томск, 2004. – С. 20-26.

Просмотров работы: 1320