ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ГИРЕВИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ГИРЕВИКОВ

Гаврилов Е.А., Сидоров Е.С., Туренков А.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования. Решение проблемы вовлечения населения в занятия гиревым спортом и проблемы повышения спортивного мастерства гиревиков напрямую связаны с совершенствованием, как техники соревновательных упражнений, так и методики физической подготовки [2].

             Следует подчеркнуть, что в современных научно-методических работах рассматривались различные аспекты подготовки спортсменов-гиревиков. Наряду с этим в научной и учебно-методической литературе недостаточно представлена экспериментально подтвержденная методика проведения занятий по гиревому спорту с детьми школьного возраста. Это выдвигает в качестве актуальной проблему разработки научно-обоснованной и экспериментально подтвержденной методики физической подготовки юных спортсменов-гиревиков.

 

Актуальность работы. В современных экономических условиях для большинства населения России, когда спортивно-оздоровительные услуги приобрели платный характер, большую роль призваны сыграть те средства физического воспитания, которые не требуют больших финансовых затрат и доступны широкому кругу занимающихся .

Одним из таких средств является гиревой спорт. Доступность гиревого спорта широкому кругу людей в сочетании с высокой действенностью в решении задач укрепления здоровья, физического развития и роста показателей двигательной подготовленности, позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств физического воспитания молодежи [1].

В связи с выходом гиревого спорта на международную арену приобрели актуальность и вопросы подготовки гиревиков высокого класса, способных достойно представить нашу страну на крупнейших соревнованиях [3,4].

            Цель  исследования. Совершенствование методики физической  подготовки     юных гиревиков.

           Объект исследования. Тренировочный процесс спортсменов-гиревиков.

           Предмет исследования. Физическая подготовка юных гиревиков.

           Задачи исследования.

- выявить методику физической подготовки в гиревом спорте по анализу литературных источников;

- разработать программу подготовки и воспитания физических качеств юных гиревиков;

- определить  эффективность  разработанной  программы  физической подготовки юных гиревиков.

           Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что увеличение объемов тренировочной работы по воспитанию силовой выносливости юных спортсменов-гиревиков на 20% за счет уменьшения времени на техническую подготовку, будет способствовать более эффективному приросту показателей физической подготовленности.

            Теоретическая и практическая значимость работы. Представленные в этой работе данные возрастного развития силы у подростков и юношей вносят определенный вклад в решение проблемы применения средств и методов в физической подготовке у юных спортсменов-гиревиков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Методы контрольных испытаний.

4. Методы математической статистики.

 

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы использовался на этапе изучения состояния проблемы.

Для подтверждения нашей гипотезы была разработана экспериментальная программа (табл.2).

Педагогический   эксперимент   проводился   на   базе    спортивного клуба "АТЛАНТ" г.Кемерово  в период с сентября по декабрь месяц 2014 г. Из  числа занимающихся   14-16  лет были  сформированы  контрольная и экспериментальная группы по 5 человек. Помощь в организации исследования оказал тренер-преподаватель Позняковский С.М.

            В эксперименте контрольная группа тренировалась по общепринятой, традиционной методике (обучению движениям и воспитанию силовой выносливости уделялось, примерно одинаковое по объему время  50/50 %).

            В экспериментальной группе обучение двигательным действиям и воспитание силовой выносливости проходило в соотношении времени, как 30/70 %.

В качестве тестов для измерения силовой выносливости были предложены следующие контрольные упражнения:

-  сгибание и разгибание рук в упоре лежа лицом вниз в течение 60 сек.

-  сгибание и разгибание туловища ( в сед ) из положения лежа в течение 60 сек.

-   приседания с поднятыми руками перед собой:  в течении 60 сек.

- подтягивание в течение 10 сек (учитывается количество раз).

           

            Табл.1. Примерное содержание тренировки контрольной группы:

1. Техническая подготовка:

a.   Разминка-15 мин.; обучение техники толчка и рывка с гирями 16 кг; стояние  с  двумя  гирями  по   16  кг в  исходном  положении  перед выталкиванием - 3 х 1,5 мин.; приседание с гирями по 16 кг на груди- 3 х 8 раз.

b.   Разминка-15 мин.; толчок гирь -1х(24+24 кг)/8 раз; 1х(16+16 кг) /50 раз; толчок гирь по длинному циклу-1х( 16+16 кг/25 раз; выпрыгивание из полного седа (руки за головой) - 4x20 раз.

c.   Разминка -15мин.;толчок гирь -Зх(24+24 кг)/17 раз;2х(16+16 кг) /55 раз; махи с гирями 32 кг ( с использованием кистевой лямки) - 6x20 раз (каждой рукой); хождение по лестнице с гирями по 16 кг в опущенных руках - 3x4 мин; упражнение на растяжку и расслабление - 10 мин.

 

d.   Разминка-15 мин.; толчок - 6х(24+24 кг)/10 раз; махи с гирей 16 кг - 3x3 мин. Разминка-15 мин.; рывок- Зх(24 кг)/20 раз; махи с гирей 32 кг.

 

2. Силовая подготовка:

a.   Разминка-10  мин.;  жим  штанги  40  кг  с  груди,   сидя-   3x10  раз.; французский жим гири 16 кг из-за головы двумя руками, сидя- 3x12 раз.

 

b.   Разминка-10  мин.;  протяжка гири  32  кг перед  грудью-  3x12  раз; отжимание в стойке на руках, с опорой ногами на стенку (стойка осуществляется на нижней части лицевой поверхности ладони, кисть согнута в кулак- это упражнение помогает привыкнуть к болевым ощущениям,    возникающим(на    первых    порах)    при    правильном удержании дужки гири на ладони во время выполнения толчка)- 5x6 раз.

 

c.   Разминка-10 мин.; упражнение на брюшной пресс на гимнастической скамейки с гантелью 10 кг - 3x15 раз; вис на турнике - 3x2 мин.; упражнения на растяжку и расслабление-10 мин.

 

d.   Разминка-10 мин; в висе на турнике поднос ног к перекладине- 3x15 раз; жим штанге 45 кг с груди, лежа -3x10 раз; французский жим гантели 10 кг из-за головы, стоя- 3x10 раз(каждой рукой); жим двух гирь   по   16   кг   с   груди,   стоя-Зхб   раз;   упражнение   с   кистевым эспандером-10 мин; упражнения на растяжку и расслабление- 10 мин.

 

e.   Разминка-10   мин;   силовая   эстафета   (комплекс   №    1)-   30   мин.; медленный бег- 25 мин.; упражнения на растяжку и расслабление- 10 МИН.

 

 

Табл.2. Примерное содержание тренировки экспериментальной группы:

1.  Техническая подготовка:

a.   Разминка-15 мин.; толчок - 4х(24 + 24 кг)/ 17 раз; махи с гирей 16 кг -3x5 минут.

b.   Разминка-15 мин.; толчок - Зх(24 + 24 кг )/ 24 раз; рывок - 1х(24) / 28 раз; махи с гирей 16 кг - 3x4 мин.

c.   Разминка -15мин.;прикидка в толчке - 1х(24 + 24 кг)/ 70 раз ( за 9 минут).

d.   Разминка-15 мин.; прикидка в рывке - 1х(24 кг)/ 54 раза (каждой рукой, по 4 мин. - на каждую руку).

2. Силовая подготовка:

a.   Разминка-10 мин.; жим гирь сидя по 24 кг - 3x15 раз; приседание со штангой и гирями 28 кг.

b.   Разминка-10 мин.; жим гирь стоя поочередно каждой рукой 24 кг - 3x15 раз; полуприсед.

c.   Разминка-10 мин.; жим гири из-за головы 24 кг- 3x10 раз; выпрыгивание из полного седа (руки за головой)-4х20 раз.

d.   Разминка-10 мин.; махи с гирей 28 кг, держа гирю двумя руками - 1x30 раз, 1x15 раз; изометрическое упражнение: полуприсед с гирей 24 кг на спине- 3x1,5 мин.

            В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование спортсменов гиревиков, в котором участники контрольной и экспериментальной групп имели примерно одинаковые результаты.  В конце эксперимента было проведено повторное тестирование.

            Методы математической статистики применялись для обработки результатов педагогических контрольных испытаний. В частности рассчитывались значения средней арифметической величины, статистической ошибки средней, стандартное отклонение, границы доверительных интервалов на основе сравнения критических значений t-критерия Стьюдента.

Изучение научно-методической литературы позволило определить необходимость целенаправленной работы по совершенствованию силовых       способностей юношей, занимающихся гиревым видом спорта.

Гиревой спорт является видом спорта, характеризующимся циклическим стереотипом движения собственного силового типа. Динамические и статические нагрузки сопровождаются вовлечением в работу больших мышечных групп, в результате чего увеличивается внутримышечное давление, блокируя при этом кровоснабжение напряженных мышц.

Силовое двоеборье отличает: простота материального обеспечения (долговечность и относительно невысокая стоимость гирь), что дает возможность заниматься не только в специализированных спортивных залах, но и дома, на открытых площадках, в приспособленных помещениях; цикличность и техническая простота упражнений гиревого спорта, что создает возможность больше времени уделять совершенствованию физических качеств, варьируя нагрузку посредством многих параметров -

темпов выполнения упражнений, количеством подходов, подъемов, весом гирь и др.; возможность заниматься как в группах, так и индивидуально; широкий возрастной диапазон занимающихся и участвующих в соревнованиях; максимальное исключение случаев травматизма.

Обучение в силовом двоеборье, как и во многих других видах спорта, сложный педагогический процесс, предполагающий приобретение необходимых знаний, воспитание специальных навыков и развитие двигательных и волевых качеств. Методика тренировки гиревиков, особенно на начальном этапе их подготовки, во многом схожа с тренировкой штангистов и спортсменов из других силовых видов спорта.

В нашем экспериментальном исследовании на начальном этапе педагогического эксперимента между показателями развития силовых способностей занимающихся контрольной и экспериментальной   групп  не   обнаруживалось существенных   различай. (табл.3,4).

         На итоговом этапе в данном исследовании спортсмены-гиревики (экспериментальная группа) показала более высокие результаты, в сравнении с контрольной группой (табл. 3,4).

    

Табл.3. Динамика показателей тестирования спортсменов-гиревиков экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента

 

Ф.И.

Отжимание

(60 сек)

кол-во раз

Приседание

(60 сек)

кол-во раз

Подтягивание (10 сек)

кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) кол-во раз

 

 

 

 

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

1.

Б-овС.

32

37

24

28

11

14

26

28

2.

А-ов П.

33

38

25

26

12

14

28

27

3.

К-ун Н.

35

36

26

27

10

13

26

25

4.

З-ов А.

36

37

25

27

11

15

27

27

5.

Б-ин М.

35

36

26

26

10

15

25

26

Средняя арифмет.

34,20

36,80

25,20

26,80

10,80

14,20

26,40

26,60

Станд. отклонение

1,64

0,84

0,84

0,84

0,84

0,84

1,14

1,14

Статистич. ошибка

0,73

0,37

0,37

0,37

0,37

0,37

0,51

0,51

Довер. интерв. (ДИ)

1,44

0,73

0,73

0,73

0,73

0,73

1,00

1,00

Верхняя граница ДИ

35,64

37,53

25,93

27,53

11,53

14,93

27,40

27,60

Нижняя граница ДИ

32,76

36,07

24,47

26,07

10,07

13,47

25,40

25,60

 

           Наибольший прирост спортсмены-гиревики экспериментальной группы показали в упражнениях: отжимания из положения лежа за 60 секунд, приседания за 60 секунд, подтягивания за 10 секунд (ро<0,05). Только в тесте «поднимание туловища из положения  лежа» прирост результатов оказался недостоверным (ро>0,05).

        

 

 

 

 

 

 

 

  Табл.4. Динамика показателей тестирования спортсменов-гиревиков контрольной группы в процессе педагогического эксперимента

 

Ф.И.

Отжимание

(60 сек)

кол-во раз

Приседание

(60 сек)

кол-во раз

Подтягивание (10 сек)

кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) кол-во раз

 

 

 

 

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

1.

М-ов А.

30

31

20

21

9

11

25

24

2.

Е-ев А.

31

33

23

22

10

12

26

27

3.

Р-ов В.

32

33

24

26

9

11

27

28

4.

Б-ов И.

29

30

25

25

8

9

24

23

5.

Г-ов А.

35

36

22

24

11

14

24

26

Средняя арифмет.

31,40

32,60

22,80

23,60

9,40

11,40

25,20

25,60

Станд. отклонение

2,30

2,30

1,92

2,07

1,14

1,82

1,82

2,07

Статистич. ошибка

1,03

1,03

0,86

0,93

0,51

0,81

0,81

0,93

Довер. интерв. (ДИ)

2,02

2,02

1,69

1,82

1,00

1,59

1,59

1,82

Верхняя граница ДИ

33,42

34,62

24,49

25,42

10,40

12,99

12,99

27,42

Нижняя граница ДИ

29,38

30,58

21,11

21,78

8,40

9,81

9,81

23,78

 

Таким образом, экспериментальная методика была вполне успешно реализована и принесла, ощутимые спортивные результаты, спортсмены

улучшили результаты в конце данного исследования.

ВЫВОДЫ.

 

1. На основании анализа литературных источников установлено:

- развитие силовых качеств и выносливости является одним из основных показателей совершенствования и достижения высоких результатов в гиревом спорте;

- спортивный результат в гиревом спорте зависит в первую очередь от подбора средств и методов тренировки, позволяющих осуществить физическую подготовку целенаправленно, с учетом специфики гиревого спорта.

2. Результаты педагогического эксперимента по разработанной программе показывают, что использование в тренировочном процессе юных гиревиков, повышенных нагрузок на силовую выносливость по времени в объеме 30% на техническую подготовку и 70% на силовую выносливость, дало больший прирост в показателях физических качеств.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.     Горбов, А. М. Гиревой спорт / А. М. Горбов. - М.: ACT, 2007 -305 с.

2.     Пономарев, И. Е. Планирование тренировочного процесса для начинающих гиревиков  / И. Е. Пономарев. - Ростов-на-Д.: РГЭУ «РИНХ», 2006. - 187 с.

3.     Суховей, А. В. Авторская учебная программа  спортивной подготовки

          по гиревому спорту, (с 10 лет и старше)  / А. В. Суховей, И. В.

          Морозов. - Ростов-на-Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. - 97 с.

4.     Суховей, А. В. Развитие силовых качеств с помощью внедрения в

           учебный процесс гиревого спорта  / А. В. Суховей.- Ростов-на-

           Д.: РГЭУ «РИНХ», 2006. - 267 с.

Просмотров работы: 2188