Проблема исследования. Решение проблемы вовлечения населения в занятия гиревым спортом и проблемы повышения спортивного мастерства гиревиков напрямую связаны с совершенствованием, как техники соревновательных упражнений, так и методики физической подготовки [2].
Следует подчеркнуть, что в современных научно-методических работах рассматривались различные аспекты подготовки спортсменов-гиревиков. Наряду с этим в научной и учебно-методической литературе недостаточно представлена экспериментально подтвержденная методика проведения занятий по гиревому спорту с детьми школьного возраста. Это выдвигает в качестве актуальной проблему разработки научно-обоснованной и экспериментально подтвержденной методики физической подготовки юных спортсменов-гиревиков.
Актуальность работы. В современных экономических условиях для большинства населения России, когда спортивно-оздоровительные услуги приобрели платный характер, большую роль призваны сыграть те средства физического воспитания, которые не требуют больших финансовых затрат и доступны широкому кругу занимающихся .
Одним из таких средств является гиревой спорт. Доступность гиревого спорта широкому кругу людей в сочетании с высокой действенностью в решении задач укрепления здоровья, физического развития и роста показателей двигательной подготовленности, позволяет рассматривать его как одно из эффективных средств физического воспитания молодежи [1].
В связи с выходом гиревого спорта на международную арену приобрели актуальность и вопросы подготовки гиревиков высокого класса, способных достойно представить нашу страну на крупнейших соревнованиях [3,4].
Цель исследования. Совершенствование методики физической подготовки юных гиревиков.
Объект исследования. Тренировочный процесс спортсменов-гиревиков.
Предмет исследования. Физическая подготовка юных гиревиков.
Задачи исследования.
- выявить методику физической подготовки в гиревом спорте по анализу литературных источников;
- разработать программу подготовки и воспитания физических качеств юных гиревиков;
- определить эффективность разработанной программы физической подготовки юных гиревиков.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что увеличение объемов тренировочной работы по воспитанию силовой выносливости юных спортсменов-гиревиков на 20% за счет уменьшения времени на техническую подготовку, будет способствовать более эффективному приросту показателей физической подготовленности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Представленные в этой работе данные возрастного развития силы у подростков и юношей вносят определенный вклад в решение проблемы применения средств и методов в физической подготовке у юных спортсменов-гиревиков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы контрольных испытаний.
4. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы использовался на этапе изучения состояния проблемы.
Для подтверждения нашей гипотезы была разработана экспериментальная программа (табл.2).
Педагогический эксперимент проводился на базе спортивного клуба "АТЛАНТ" г.Кемерово в период с сентября по декабрь месяц 2014 г. Из числа занимающихся 14-16 лет были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 5 человек. Помощь в организации исследования оказал тренер-преподаватель Позняковский С.М.
В эксперименте контрольная группа тренировалась по общепринятой, традиционной методике (обучению движениям и воспитанию силовой выносливости уделялось, примерно одинаковое по объему время 50/50 %).
В экспериментальной группе обучение двигательным действиям и воспитание силовой выносливости проходило в соотношении времени, как 30/70 %.
В качестве тестов для измерения силовой выносливости были предложены следующие контрольные упражнения:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа лицом вниз в течение 60 сек.
- сгибание и разгибание туловища ( в сед ) из положения лежа в течение 60 сек.
- приседания с поднятыми руками перед собой: в течении 60 сек.
- подтягивание в течение 10 сек (учитывается количество раз).
Табл.1. Примерное содержание тренировки контрольной группы:
1. Техническая подготовка:
a. Разминка-15 мин.; обучение техники толчка и рывка с гирями 16 кг; стояние с двумя гирями по 16 кг в исходном положении перед выталкиванием - 3 х 1,5 мин.; приседание с гирями по 16 кг на груди- 3 х 8 раз.
b. Разминка-15 мин.; толчок гирь -1х(24+24 кг)/8 раз; 1х(16+16 кг) /50 раз; толчок гирь по длинному циклу-1х( 16+16 кг/25 раз; выпрыгивание из полного седа (руки за головой) - 4x20 раз.
c. Разминка -15мин.;толчок гирь -Зх(24+24 кг)/17 раз;2х(16+16 кг) /55 раз; махи с гирями 32 кг ( с использованием кистевой лямки) - 6x20 раз (каждой рукой); хождение по лестнице с гирями по 16 кг в опущенных руках - 3x4 мин; упражнение на растяжку и расслабление - 10 мин.
d. Разминка-15 мин.; толчок - 6х(24+24 кг)/10 раз; махи с гирей 16 кг - 3x3 мин. Разминка-15 мин.; рывок- Зх(24 кг)/20 раз; махи с гирей 32 кг.
2. Силовая подготовка:
a. Разминка-10 мин.; жим штанги 40 кг с груди, сидя- 3x10 раз.; французский жим гири 16 кг из-за головы двумя руками, сидя- 3x12 раз.
b. Разминка-10 мин.; протяжка гири 32 кг перед грудью- 3x12 раз; отжимание в стойке на руках, с опорой ногами на стенку (стойка осуществляется на нижней части лицевой поверхности ладони, кисть согнута в кулак- это упражнение помогает привыкнуть к болевым ощущениям, возникающим(на первых порах) при правильном удержании дужки гири на ладони во время выполнения толчка)- 5x6 раз.
c. Разминка-10 мин.; упражнение на брюшной пресс на гимнастической скамейки с гантелью 10 кг - 3x15 раз; вис на турнике - 3x2 мин.; упражнения на растяжку и расслабление-10 мин.
d. Разминка-10 мин; в висе на турнике поднос ног к перекладине- 3x15 раз; жим штанге 45 кг с груди, лежа -3x10 раз; французский жим гантели 10 кг из-за головы, стоя- 3x10 раз(каждой рукой); жим двух гирь по 16 кг с груди, стоя-Зхб раз; упражнение с кистевым эспандером-10 мин; упражнения на растяжку и расслабление- 10 мин.
e. Разминка-10 мин; силовая эстафета (комплекс № 1)- 30 мин.; медленный бег- 25 мин.; упражнения на растяжку и расслабление- 10 МИН.
Табл.2. Примерное содержание тренировки экспериментальной группы:
1. Техническая подготовка:
a. Разминка-15 мин.; толчок - 4х(24 + 24 кг)/ 17 раз; махи с гирей 16 кг -3x5 минут.
b. Разминка-15 мин.; толчок - Зх(24 + 24 кг )/ 24 раз; рывок - 1х(24) / 28 раз; махи с гирей 16 кг - 3x4 мин.
c. Разминка -15мин.;прикидка в толчке - 1х(24 + 24 кг)/ 70 раз ( за 9 минут).
d. Разминка-15 мин.; прикидка в рывке - 1х(24 кг)/ 54 раза (каждой рукой, по 4 мин. - на каждую руку).
2. Силовая подготовка:
a. Разминка-10 мин.; жим гирь сидя по 24 кг - 3x15 раз; приседание со штангой и гирями 28 кг.
b. Разминка-10 мин.; жим гирь стоя поочередно каждой рукой 24 кг - 3x15 раз; полуприсед.
c. Разминка-10 мин.; жим гири из-за головы 24 кг- 3x10 раз; выпрыгивание из полного седа (руки за головой)-4х20 раз.
d. Разминка-10 мин.; махи с гирей 28 кг, держа гирю двумя руками - 1x30 раз, 1x15 раз; изометрическое упражнение: полуприсед с гирей 24 кг на спине- 3x1,5 мин.
В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование спортсменов гиревиков, в котором участники контрольной и экспериментальной групп имели примерно одинаковые результаты. В конце эксперимента было проведено повторное тестирование.
Методы математической статистики применялись для обработки результатов педагогических контрольных испытаний. В частности рассчитывались значения средней арифметической величины, статистической ошибки средней, стандартное отклонение, границы доверительных интервалов на основе сравнения критических значений t-критерия Стьюдента.
Изучение научно-методической литературы позволило определить необходимость целенаправленной работы по совершенствованию силовых способностей юношей, занимающихся гиревым видом спорта.
Гиревой спорт является видом спорта, характеризующимся циклическим стереотипом движения собственного силового типа. Динамические и статические нагрузки сопровождаются вовлечением в работу больших мышечных групп, в результате чего увеличивается внутримышечное давление, блокируя при этом кровоснабжение напряженных мышц.
Силовое двоеборье отличает: простота материального обеспечения (долговечность и относительно невысокая стоимость гирь), что дает возможность заниматься не только в специализированных спортивных залах, но и дома, на открытых площадках, в приспособленных помещениях; цикличность и техническая простота упражнений гиревого спорта, что создает возможность больше времени уделять совершенствованию физических качеств, варьируя нагрузку посредством многих параметров -
темпов выполнения упражнений, количеством подходов, подъемов, весом гирь и др.; возможность заниматься как в группах, так и индивидуально; широкий возрастной диапазон занимающихся и участвующих в соревнованиях; максимальное исключение случаев травматизма.
Обучение в силовом двоеборье, как и во многих других видах спорта, сложный педагогический процесс, предполагающий приобретение необходимых знаний, воспитание специальных навыков и развитие двигательных и волевых качеств. Методика тренировки гиревиков, особенно на начальном этапе их подготовки, во многом схожа с тренировкой штангистов и спортсменов из других силовых видов спорта.
В нашем экспериментальном исследовании на начальном этапе педагогического эксперимента между показателями развития силовых способностей занимающихся контрольной и экспериментальной групп не обнаруживалось существенных различай. (табл.3,4).
На итоговом этапе в данном исследовании спортсмены-гиревики (экспериментальная группа) показала более высокие результаты, в сравнении с контрольной группой (табл. 3,4).
Табл.3. Динамика показателей тестирования спортсменов-гиревиков экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента
№ |
Ф.И. |
Отжимание (60 сек) кол-во раз |
Приседание (60 сек) кол-во раз |
Подтягивание (10 сек) кол-во раз |
Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) кол-во раз |
||||
|
|
начало |
окончание |
начало |
окончание |
начало |
окончание |
начало |
окончание |
1. |
Б-овС. |
32 |
37 |
24 |
28 |
11 |
14 |
26 |
28 |
2. |
А-ов П. |
33 |
38 |
25 |
26 |
12 |
14 |
28 |
27 |
3. |
К-ун Н. |
35 |
36 |
26 |
27 |
10 |
13 |
26 |
25 |
4. |
З-ов А. |
36 |
37 |
25 |
27 |
11 |
15 |
27 |
27 |
5. |
Б-ин М. |
35 |
36 |
26 |
26 |
10 |
15 |
25 |
26 |
Средняя арифмет. |
34,20 |
36,80 |
25,20 |
26,80 |
10,80 |
14,20 |
26,40 |
26,60 |
|
Станд. отклонение |
1,64 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,14 |
1,14 |
|
Статистич. ошибка |
0,73 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,51 |
0,51 |
|
Довер. интерв. (ДИ) |
1,44 |
0,73 |
0,73 |
0,73 |
0,73 |
0,73 |
1,00 |
1,00 |
|
Верхняя граница ДИ |
35,64 |
37,53 |
25,93 |
27,53 |
11,53 |
14,93 |
27,40 |
27,60 |
|
Нижняя граница ДИ |
32,76 |
36,07 |
24,47 |
26,07 |
10,07 |
13,47 |
25,40 |
25,60 |
Наибольший прирост спортсмены-гиревики экспериментальной группы показали в упражнениях: отжимания из положения лежа за 60 секунд, приседания за 60 секунд, подтягивания за 10 секунд (ро<0,05). Только в тесте «поднимание туловища из положения лежа» прирост результатов оказался недостоверным (ро>0,05).
Табл.4. Динамика показателей тестирования спортсменов-гиревиков контрольной группы в процессе педагогического эксперимента
№ |
Ф.И. |
Отжимание (60 сек) кол-во раз |
Приседание (60 сек) кол-во раз |
Подтягивание (10 сек) кол-во раз |
Поднимание туловища из положения лежа (60 сек) кол-во раз |
||||
|
|
начало |
окончание |
начало |
окончание |
начало |
окончание |
начало |
окончание |
1. |
М-ов А. |
30 |
31 |
20 |
21 |
9 |
11 |
25 |
24 |
2. |
Е-ев А. |
31 |
33 |
23 |
22 |
10 |
12 |
26 |
27 |
3. |
Р-ов В. |
32 |
33 |
24 |
26 |
9 |
11 |
27 |
28 |
4. |
Б-ов И. |
29 |
30 |
25 |
25 |
8 |
9 |
24 |
23 |
5. |
Г-ов А. |
35 |
36 |
22 |
24 |
11 |
14 |
24 |
26 |
Средняя арифмет. |
31,40 |
32,60 |
22,80 |
23,60 |
9,40 |
11,40 |
25,20 |
25,60 |
|
Станд. отклонение |
2,30 |
2,30 |
1,92 |
2,07 |
1,14 |
1,82 |
1,82 |
2,07 |
|
Статистич. ошибка |
1,03 |
1,03 |
0,86 |
0,93 |
0,51 |
0,81 |
0,81 |
0,93 |
|
Довер. интерв. (ДИ) |
2,02 |
2,02 |
1,69 |
1,82 |
1,00 |
1,59 |
1,59 |
1,82 |
|
Верхняя граница ДИ |
33,42 |
34,62 |
24,49 |
25,42 |
10,40 |
12,99 |
12,99 |
27,42 |
|
Нижняя граница ДИ |
29,38 |
30,58 |
21,11 |
21,78 |
8,40 |
9,81 |
9,81 |
23,78 |
Таким образом, экспериментальная методика была вполне успешно реализована и принесла, ощутимые спортивные результаты, спортсмены
улучшили результаты в конце данного исследования.
ВЫВОДЫ.
1. На основании анализа литературных источников установлено:
- развитие силовых качеств и выносливости является одним из основных показателей совершенствования и достижения высоких результатов в гиревом спорте;
- спортивный результат в гиревом спорте зависит в первую очередь от подбора средств и методов тренировки, позволяющих осуществить физическую подготовку целенаправленно, с учетом специфики гиревого спорта.
2. Результаты педагогического эксперимента по разработанной программе показывают, что использование в тренировочном процессе юных гиревиков, повышенных нагрузок на силовую выносливость по времени в объеме 30% на техническую подготовку и 70% на силовую выносливость, дало больший прирост в показателях физических качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Горбов, А. М. Гиревой спорт / А. М. Горбов. - М.: ACT, 2007 -305 с.
2. Пономарев, И. Е. Планирование тренировочного процесса для начинающих гиревиков / И. Е. Пономарев. - Ростов-на-Д.: РГЭУ «РИНХ», 2006. - 187 с.
3. Суховей, А. В. Авторская учебная программа спортивной подготовки
по гиревому спорту, (с 10 лет и старше) / А. В. Суховей, И. В.
Морозов. - Ростов-на-Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. - 97 с.
4. Суховей, А. В. Развитие силовых качеств с помощью внедрения в
учебный процесс гиревого спорта / А. В. Суховей.- Ростов-на-
Д.: РГЭУ «РИНХ», 2006. - 267 с.