ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Убайдуллаев Т.О. 1
1Евразийский Национальный университет им. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

   В наши дни ускорения научно-технического прогресса, когда владение нужной инфор­мацией становится одним из главных инструментов в любой сфере человеческой деятельности, главная и важнейшая задача заключается в том, чтобы научить молодое поколение жить в мире техники и информации. Владе­ние информационными коммуникационными технологиями  даёт возможности в совершенст­вовании языковой компетенции и межкультурной коммуникации.

К организации учебного процесса   реформа казахстанского образования предъявляет новые требования. Реализация культурного проекта «Триединство языков», обозначенного в Послании Прези­дента РК Н.А.Назарбаева, требует совершенно нового подхода к преподаванию английского языка: стремиться из послушного «адепта», каким студент зачастую приходит после школы, превратить его в самостоятельно думающую, интересную личность, успешно обучающуюся через использование новых информационных технологий.

  Для улучшения  качества высшего образования в последнее время часто используют новые образовательные технологии. Однако сейчас многие менеджеры и теоретики высшего образования считают, что термин «образовательные технологии» сегодня не совсем адекватен. Чаще, как правило, говорят об информационных технологиях, о компьютерных технологиях, чуть реже - о коммуника­ционных технологиях, и совсем редко - это уже предмет специальных обсуждений - об аудиовизу­альных технологиях. Мы рассматриваем информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи - созданию новой об­разовательной среды, где информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии ор­ганично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

   Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволит учащимся получить представление о реалиях современной экономиче­ской и социальной ситуации в нашей стране и в мире, будет способствовать успешной социальной адаптации.

    Влияние информационной революции на образование велико. Использование компьютера раскрывает широкие возможности, способствуя формированию информационной грамотности личности, повышая эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки школьников. Одной из таких значимых программ является PowerPoint, Prezi  с помощью, которой преподавателем и школьниками создаются мультимедийные презентации, обеспечивающие информационную поддержку при подготовке и проведении занятий иностранного языка.

Мультимедийная презентация и ее польза на уроках ИЯ

    Мультимедийная презентация - это качественно новый подход в изучении иностранного языка. Для подготовки такой презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания ученика, его кругозор и информативность, также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления. Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на иностранном языке, являясь основой, для монологической речи, то есть даёт прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка.

Таким образом, мультимедийные презентации - это эффективный приём при развитии и совершенствовании монологического  высказывания,  так  как  в процессе  своего  выступления ученик имеет возможность использовать ключевые слова, схемы, картинки, таблицы, которые он самостоятельно разработал. Это позволяет высказываться последовательно,  развёрнуто,  выразительно,  с  достаточной  скоростью, без необоснованных  пауз  между  фразами.  Мультимедийная презентация представляет  собой  сочетание  компьютерной  анимации, графики,  видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, vультимедийная  презентация  имеет  сюжет,  сценарий  и  структуру, организованную для удобного восприятия информации. Механизм презентации состоит в том, что при подготовке к ней происходит тренировка эффективного использования  речевых  средств,  а  в  ходе  презентации  автоматизируются процессы более высокого уровня. В целом презентация должна предваряться подготовкой  языкового и информационного  материала, а  также  включать знание  структуры презентации:  вступления,  главной  части  с  развитием основных  положений,  логически  связанных  между  собой,  и  заключения. [1]

Защищая презентацию, ученик учится логически правильно строить своё выступление, то есть формируют умение монологического  высказывания.  Это позволяет  ему  научиться  выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, логически рассуждать,  сопоставлять,  учиться высказываться  в  пределах  программы.

 Являясь инновационным методом, мультимедийные презентации могут быть использованы как на «открытых» занятиях, так и на текущих благодаря своей простоте и доступности. Мультимедийные презентации отлично себя зарекомендовали на занятиях по практике речевого общения - у школьников появляется возможность осуществить межкультурную коммуникацию, стать участником диалога культур, приобщиться к духовному миру народа страны изучаемого языка, узнать больше о его традициях и обычаях.

Использование презентации считается вполне оправданным при изучении тем «Страны изучаемого языка», «Выдающиеся ученые». Данные темы включают в себя объемный материал. Поэтому школьникам предлагается сначала самостоятельно изучить эти темы, затем представить полученные знания в разработанной ими самими презентации. Затем ученики выступают с проектами по выбранной ими те­ме перед сокурсниками, при этом презентация сопровождается устным докладом по теме. После пре­зентации следуют контрольные вопросы, которые составляет докладчик с целью проверки понимания материала другими. Таким образом, информация хорошо усваивается учениками в максимально сжатые сроки. Это подтверждается  и результатами тестирования по дан­ным темам, с вопросами которого успешно справляются школьники.

 

Преимущества мультимедийных презентации  заключаются в следующем [2]:

  • сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  • активизация внимания всего класса;
  • обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
  • экономии учебного времени;
  • формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

 

На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Использование мультимедийных презентации  в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных (Пассов Е. И.)

Что касается демонстрации мультимедийных презентации  на уроке, то следует сказать, что смену слайдов лучше осуществлять не в автоматическом режиме, а посредством нажатия клавиши http://festival.1september.ru/articles/559341/img1.gif или щелчка мыши. В процессе демонстрации можно использовать функцию рисования на слайде (для составления схемы, например, или выполнения упражнения "Matching").

Можно предложить такие способы использования презентации на уроке:

  • Мультимедийные презентации проецируется на большой экран, учащиеся следят за ходом презентации со своих мест, такая презентация может использоваться на любом этапе урока (для презентации нового материала, его тренировки);
  • Учащиеся видят презентацию на экранах своих компьютеров, учитель дает пояснения (с помощью монитора или большого экрана);
  • Учащиеся самостоятельно знакомятся с презентацией (во внеурочное время); она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, справочные материалы, повторение пройденного материала).

Структура Power Point и Prezi

В учебном процессе чаще всего для создания мультимедийных презентаций используют стандартное приложение Power Point пакета Microsoft Office и Prezi.

Несомненно, названный выше тип презентаций имеет много преимуществ по сравнению с дру­гими видами. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (80 %) и органами слуха (15 %) (это давно замечено и эффективно используется в кино и на телеви­дении). Power Point технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, технологии дан­ного вида позволяют представлять информацию максимально эффективно. Основным отличием пре­зентации от остальных способов представления информации является их особая насыщенность со­держанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Вариант презентации может быть помещен в сети Интернет. Power Point  и Prezi пре­зентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и пе­реходить к тому, что его заинтересовало. Извлечение информации не будет связано с затратами большого труда и времени.

Использование Power Point и Prezi может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учащихся только в том случае, если педагог знает, как грамотно применить его ресурсы соответственно с учебным планом. Внедрение в практику преподавания новых информационных технологий повышает профессиональную компетенцию преподавателя в области методики препода­вания английского языка и повышает эффективность преподавания английского языка [3].

Широкое использование иллюстративного материала и Flash анимации в презентациях позволя­ет легко и доступно предъявить новую лексику, не прибегая к переводу на русский или казахский язык. Необходимо тщательно выбирать оптимальные пути введения новых лексических единиц. Этап предъявления начинается с введения новых слов на отдельном слайде и фонетической отработки данного лексического материала, который сопровождается звуковыми файлами, что, в свою очередь, позволяет осуществить многократное повторение сложных лексических единиц за диктором. Это по­зволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым образом. Такой способ предъявления лексики позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося - и тех, у кого больше развита слуховая память, и тех, у кого преобладает зрительная память.

После этого раскрывается значение каждой лексической единицы и даются примеры ее исполь­зования в словосочетаниях или предложениях на этапе объяснения и закрепления. В презентациях часто используется самый распространенный способ семантизации лексики - демонстрация соот­ветствующей картинки в тех случаях, когда изучаются слова, обозначающие конкретные предметы.

Объяснение сложных грамматических явлений превращается в веселое и увлекательное путеше­ствие, гарантирующее высокую степень понимания и усвоения грамматических структур и форм. Усвоение степеней сравнения прилагательных происходит эффективнее с опорой на познаватель­ный интерес учащихся и их стремление к новому. Реальные факты о разных животных из Всемирной книги рекордов Гиннеса не только расширяют кругозор учащихся, но и обусловливают ситуатив- ность применения знаний по данной грамматической теме [3].

Power Point презентации целесообразно применять на этапе тренировки в употреблении, напри­мер, предлогов или артиклей, что повышает уровень подготовки учащихся и качество выполнения последующих тестов по данным темам. Именно многократное проигрывание учебной ситуации и ин­терактивная наглядность позволяют реализовать принцип прочности усвоения знаний. Применение мультимедийных технологий способствует более прочному усвоению учебного материала, снижению числа ошибок и времени усвоения материала.

Эффективным методом запоминания правил на практике являются так называемые тренажеры по грамматике по определенным темам. Каждый слайд такого тренажера содержит одно задание с множественным выбором ответов, один из которых является правильным. При наведении курсора мыши на выбранный вариант ответа учащийся имеет возможность не только удостовериться в пра­вильности своего выбора, но и получить схематичное объяснение в случае неверного ответа. Посто­янное использование тренажера не только на уроке, но и дома позволяет довести навыки учащихся по применению того или иного правила до автоматизма за сравнительно небольшой отрезок времени [4].

Мы применяем информационные технологии на занятиях по английскому языку у учащихся среднего звена в общеобразовательных школах. Использование презентации Power Point считается нами вполне оправданным при изучении тем «Страны изучаемого языка» и «Выдающиеся физики». Данные темы включают в себя объемный материал, который необходимо разбирать в тече­ние нескольких занятий. Поэтому нами выбран несколько иной путь - мы предлагаем студентам сначала самостоятельно изучить эти темы, затем представить полученные знания в разработанной ими самими презентации Power Point. Затем студенты выступают с проектами по выбранной ими те­ме перед сокурсниками, при этом презентация сопровождается устным докладом по теме. После пре­зентации следует мини-тест или идут контрольные вопросы, которые составляет докладчик с целью проверки понимания материала другими. Таким образом, информация хорошо усваивается студента­ми в максимально сжатые сроки. Это положение подтверждается результатами тестирования по дан­ным темам, с вопросами которого успешно справляются студенты.

Перед созданием презентации на компьютере важно определить:

  • назначение презентации, ее тему, примерное количество слайдов;
  • как представить информацию наиболее удачным образом;
  • содержание слайдов;
  • графическое оформление каждого слайда.

Критерии оценки презентации:

  • раскрытие темы;
  • подача материала (обоснованность разделения на слайды, включая части презентации, оглав­ление, представление темы и один обобщающий слайд);
  • наличие и обоснованность графического оформления (фотографий, схем, рисунков, диаграмм);
  • грамотность изложения;
  • наличие интересной дополнительной информации по теме проекта;
  • ссылки на источники информации (в т.ч. ресурсы Интернета).

Оформление презентации:

  • единство дизайна всей презентации;
  • обоснованность применяемого дизайна;
  • единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
  • применение собственных (авторских) элементов оформления;
  • оптимизация графики.

Обоснованное использование эффектов мультимедиа: графики, анимации, видео, звука.

Навигация: наличие оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок.

В электронных презентациях важная роль отводится формированию базовых навыков и умений у учащихся понимать воспринимаемую на слух иноязычную речь. Аудирование является мощным средством обучения английскому языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В результате посто­янной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развиваются логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.

Выбор материала для аудирования обусловлен темой занятия и ориентирован на возрастные особенности учащихся и их интересы. Очень важно предлагать тексты на аудирование после опреде­ленной работы над лексикой и грамматикой, так как процесс узнавания возможен лишь на базе проч­ных лексических, грамматических и произносительных навыков.

Перед прослушиванием учащиеся получают возможность высказать свои предположения о со­держании, например, диалога по его заголовку или по некоторым деталям рисунка к тексту. Также учащимся предлагается ряд вопросов, направляющих внимание на осмысление содержания воспри­нимаемой речи, что позволяет определить и проконтролировать уровень детального понимания ин­формации на более продвинутом этапе процесса аудирования.

Использование музыки и песен на занятии снимает напряжение и усталость и дает мощный эмо­циональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Очень важно при­учать учащихся слушать аутентичные тексты песен с первых дней обучения английскому языку. Та­кая форма аудирования способствует успешному формированию понимания речи на слух и, следова­тельно, формирует коммуникативную компетенцию у учащихся [5].

Нельзя не отметить техническое преимущество проведения аудирования в режиме Power Point, которое позволяет преподавателю без потери времени и сил осуществлять этот процесс необходимое количество раз. Кроме того, преподаватель освобождается от постоянного оформления доски. Весь этап подготовки к прослушиванию, а также материал для аудирования организуются в одном слайде в виде управляющих кнопок настройки действия и дополнительных эффектов анимации словосоче­таний со звуковым сопровождением. Представленный в виде электронных презентаций материал су­щественно расширяет возможности обычных учебников за счет использования звукового и видеосо­провождения и эффектов анимации. В ходе работы с компьютером у учащихся задействуются слухо­вой и визуальный каналы восприятия, что позволяет увеличить не только объем воспринимаемой ин­формации, но и прочность ее усвоения [6].

Заключение

Технология мультимедийных презентации     на занятиях по англий­скому языку модернизирует образовательный процесс; развивает индивидуализированное обучение, так как школьнику  при подготовке предоставляется выбор; воспитывает самостоятельность и саморегу­ляцию; оптимизирует временные затраты; помогает приобрести ученикам навыки работы с прило­жением данного вида, выступления перед аудиторией; развивает коммуникативную компетенцию. На наш взгляд, внедрение презентации Power Point и Prezi в учебный процесс и применение данного вида ин­формационных технологий на занятиях английского языка в локальном масштабе для изучения неко­торых тем является эффективным средством освоения информации на иностранном языке и форми­рует навыки и умения работы с приложением, которые будут необходимы школьникам в будущей про­фессиональной деятельности.

Литература:

1. Коваленко  А.В.  Роль  мультимедийной  презентации  на  занятиях  по иностранному языку. - (http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/II/II-0-31.html). 

2. Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом "Первое сентября". 2007, №16, с.5-8.

3.   Бузина Д.И. Power Point на занятиях английского языка: быть или не быть? Полилог культур: один мир - многооб­разие языков: Сб. науч. тр. / Под ред. Т.В.Шульдешова; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: Изд-во ЯрГу, 2009. - С. 196-200.

4.    Клевцова Н.И. Учебный потенциал мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Информацион­ные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвуз. сб. - Липецк: Изд-во ЛГЛУ, 2001. - Вып. 4. -Т. 1. - С. 96-107.

5.   Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008. - № 3. - С. 73-75.

6.    Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 36-40.

Просмотров работы: 9597