УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ СРЕДСТВАМИ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ СРЕДСТВАМИ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ

Лабазанова А.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение грамоте — очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении.

Одним из способов решения данной проблемы может служить методика, осуществляемая средствами субъективизации. Согласно предлагаемой методике учащимся передается часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Выполняя специальным образом составленные задания, направленные на углубленное овладение учебным материалом и одновременное развитие ряда их интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления, речи и др.), школьники формулируют тему и цель всего урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом. [1]

Урок, проводимый средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.

Содержание мобилизующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте составляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивать внимание, память, наблюдательность школьника. Хронологически упражнения такого рода рассчитаны на две-три минуты ежеурочного применения. Среди них выделяются следующие виды:

1) упражнения с детскими игрушками;

2) упражнения с графическим (не цветным) изображением геометрических фигур;

3) упражнения с графическим (цветным) изображением геометрических фигур.

Первый вид упражнений имеет следующую специфику выполнения. Учитель на специально изготовленную полочку, прикрепленную к классной доске, ставит четыре игрушки (например: зайчика, медведя, корову, рыбку) и говорит детям: «Назовите хором выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой они находятся, и постарайтесь их запомнить». После этого он предлагает детям закрыть глаза, и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем учитель просит детей открыть глаза и выполнить такое задание: «Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие игрушки поменяли свои места?» Приблизительный ответ детей: «Первоначально игрушки стояли в следующем порядке: зайчик, медведь, корова, рыбка. После перестановки они находятся в такой последовательности: зайчик, корова, медведь, рыбка. Корова и медведь поменяли свои места».

Постепенно учитель увеличивает количество игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат, если при наличии девяти-десяти игрушек дети адекватно воспроизводят их первоначальную расстановку и новую диспозицию после перестановки пяти-шести игрушек. В процессе ежеурочного выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения; связно, логично излагать свои мысли, строить рассуждения. У них интенсивно развивается устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, расширяется объем памяти. Для разнообразия учитель меняет упражнения с игрушками на упражнения с нецветным изображением геометрических фигур и проводит их по той же схеме.

После достижения желаемого результата в первых двух видах упражнений (пять-шесть перестановок при девяти-десяти объектах) учитель переводит учащихся на работу с разноцветным изображением геометрических фигур. Их набор может быть различным и периодически меняющимся с точки зрения используемых изображений фигур и их цвета. Например, первый набор: красный квадрат, зеленый треугольник, синий прямоугольник, желтый круг. Второй набор: фиолетовый прямоугольник, оранжевый круг, зеленый ромб, белый многоугольник и т.д. Методика работы остается прежней. Этот вид упражнений дополнительно активизирует внимание и память детей, соответственно развивая их важнейшие свойства: устойчивость и объем внимания, объем памяти. В процессе выполнения предлагаемых трех видов упражнений мобилизующего этапа учащиеся составляют рассказ-рассуждение, в котором по мере увеличения числа игрушек и изображений геометрических фигур увеличивается количество слов в предложениях. Работая в этом направлении, школьники с первых уроков обучения грамоте овладевают практическим навыком построения текста, состоящего преимущественно из простых распространенных предложений.

Специфическим и очень важным структурным компонентом урока в предлагаемых разработках является формулированиеучащимисятемы и цели занятия. Учитель, таким образом, подбирает учебный материал и организует работу с ним, чтобы школьники на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему.

Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию цели (образовательной). Это своего рода логическая задача, поскольку основная для данного урока образовательная цель проистекает из его темы и типа. Если речь идет об уроке изучения нового, пока еще не знакомого детям материала, то в определении цели учебной работы наиболее употребимыми должны быть фразы: познакомиться с...;учиться отличать... и т.д.; на уроке закрепления, повторения изученного — закрепить умение...; повторить то, что... и т.д. В последнем случае вполне уместен такого рода ориентир: «Сформулируйте цель урока, учитывая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы». Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных (на первых порах печатным шрифтом) опорных слов, означающих начало данных фраз. Постепенно дети переходят полностью к самостоятельному формулированию цели.

С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение последней, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Она действует в течение всего урока и резко стимулирует плодотворную учебную деятельность детей на остальных его этапах. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их. В контексте своего речевого развития первоклассники овладевают при этом практическим умением построения рассказа-умозаключения с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Ознакомление школьников с новым учебным материалом (понятия «речь», «слово», «слог», знакомство с новыми звуками и т.д.) происходит с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого учеником. Учитель предусматривает последовательность мыслительных операций детей, направляет ходучебных действий, вводя необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины.

Учащиеся выполняют предлагаемые учителем практические операции и в развернутой форме с использованием вводимых учителем терминов и оборотов характеризуют свои действия, формулируют выводы, обобщают материал. В процессе организуемых учителем речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументированно, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

В соответствии с рассматриваемой методикой с первых дней обучения ведется активная работа по обогащению лексики учащихся, причем дети овладевают лексическим значением слова как понятием. В процессе организованной учителем беседы-рассуждения школьники самостоятельно формулируют определение понятия, выделяя его родовую принадлежность и существенные признаки предмета, обозначенного данным словом (без использования выделенных терминов). Такой подход не только способствует успешному пополнению словарного запаса детей, но и эффективно стимулирует развитие логического мышления ребенка.

Чтение слогов, слов с новой буквой совмещается с осуществлением различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учетом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т.д. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.

Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться остальные дети. Во время чтения текстов используются специальные приемы, направленные на развитие распределения, объема внимания детей, их памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания читаемого (читание слов с пропущенными буквами, чтение предложений с пропущенными словами, чтение предложений с «зашумленными» словами, чтение предложений с двойным повтором определенной группы слов, чтение текста с одновременным счетом некоторых слов, чтение текста с выполнением заранее указанного учителем движения во время прочтения определенных слов и т.д.). Все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных методов обучения.

Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой на школьников. Ее содержание составляется не только учителем. Периодически такое право предоставляется детям. Подобным образом организованная и проводимая физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока. Кроме того, она всегда насыщена положительными эмоциями, снимает у детей напряжение, обеспечивает необходимую разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы урока.

В качестве примера предлагается разработка урока, проводимого средствами субъективизации, на тему«Звуки м, м' и буква М, м».

Мобилизующий этап

На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: кот, кит, муха, мёд, дорога, дерево.

— Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить (Дети хором называют предметы. После этого учитель просит детей закрыть глаза и делает четыре перестановки.)

Откройте глаза. Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке они стоят после перестановки и какие предметы поменяли свои места (Дети отвечают. После этого учитель распределяет изображенные предметы на две группы. В первой группе: кит, кот, муха. Во второй: мёд, дорога, дерево.

Актуализация знаний учащихся

— Назовите предметы, изображенные в первой группе. (В первой группе изображены кит, кот, муха.)

Назовите предметы, изображенные во второй группе. (Во второй группе изображены: мёд, дорога, дерево.)

С помощью чего вы назвали изображенные предметы? (Мы назвали предметы с помощью слов.)

Чем отличается предмет от слова? (Дети отвечают.)

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно. (Из первой группы можно исключить слово муха, так как в нем два слога, а в словах кит и кот — по одному. В слове муха четыре звука, а в словах кит и кот — по три. Слово муха оканчивается на гласный звук, а слова кит и кот — на согласный.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Из второй группы можно исключить слово мёд, так как в нем один слог, а в словах дорога и дерево — по три. В слове мёд три звука, а в словах дорога и дерево — по шесть. Слово мёд оканчивается на согласный звук, а слова дорога и дерево — на гласный.)

Формулирование учащимися темы и цели урока

— Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово муха начинается со звука [м], а слово мёд — со звука [м']. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [м] и [м'] и буква, которая их обозначает».)

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формулируется с использованием опорных слов: познакомиться..., учиться отличать..., учиться читать...) (Цель нашего урока — познакомиться со звуками [м] и [м'] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

Знакомство с новыми звуками

— Произнесите слово муха, выделяя в нем первый звук. (М-м-м-уха.)

Назовите первый звук. (Это звук [м].)

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении. (При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язычок лежит свободно.)

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует за ним, и сделайте соответствующие выводы. (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [м] произносится твердо и за ним стоит звук [у]. Значит, он твердый.)

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный звонкий, твердый.)

Поскольку" мухи очень "любят мёд, давайте поработаем с этим словом. Произнесите слово мёд, выделяя в нем первый звук. (М-м-м-ёд.)

Назовите первый звук в слове мёд. (Это звук [м'].)

Произнесите звук [м'] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ. (При произнесении звука [м'] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При произнесении звука [м'] слышатся голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [м'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)

Коротко охарактеризуйте звук [м']. (Звук [м'] согласный, звонкий, мягкий.)

Мы не просто говорим сегодня о мухе, которая любит мёд. У нас в гостях Муха-Цокотуха. Это героиня какого произведения? (Муха-Цокотуха — это героиня сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха».)

Что купила Муха-Цокотуха на базаре, когда нашла денежку? (Муха-Цокотуха купила самовар.)

Составьте звуковую схему слова самовар. (Дети составляют схему.) Дайте характеристику нового звука. (Дети характеризуют звук [м].)

К праздничному столу Муха-Цокотуха покупала продукты. Вспомните тему урока и назовите продукты, которые могла купить именинница. (Муха-Цокотуха могла купить мясо, макароны, масло, молоко, маргарин, мандарины, майонез. И т.д.)

Продуктов оказалось так много, что Муха растерялась, какие блюда ей следует приготовить. Поможем имениннице. Я буду называть по два блюда, а вы выберите нужное. Мясной бульон или рыбный бульон? (Мясной бульон.)

Салат из моркови или из свеклы? (Салат из моркови.)

Яблоки моченые или печеные? (Яблоки моченые.)

На десерт мороженое или торт? (Мороженое.)

Какие ягоды: малина или черника? (Малина.)

Наконец, какой напиток: морс или квас? (Морс.)

Какие цветы подарил Комарик Мухе: маргаритки или гвоздики? (Комарик подарил Мухе маргаритки.)

Охарактеризуйте новый звук в слове маргаритки. В слове маргаритки звук [м]. Он согласный, звонкий, твердый.)

Физкультминутка

На физкульминутке мы определим, кто пришел в качестве гостей на именины к Мухе-Цокотухе. Если пришел гость долгожданный (т.е. в его названии есть звук [м] или [м']), то мы ему вместе с Мухой делаем низкий поклон. Если гость пришел без приглашения, мы прячемся от него за стул.

Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмели, волк, моль, москиты.

Итог урока

— С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились? (Мы познакомились со звуками [м] и [м'] и буквой М.)

Дайте характеристику звукам [м] и [м']. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м'] согласный, звонкий, мягкий.)

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения грамоте позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для обучаемых.

Основные виды уроков обучения грамоте: урок – игра, интегрированный урок, урок с применением средств субъективизации и т.д. Использование разнообразных видов урока в период обучения грамоте позволяет сделать учебный процесс интересным и познавательным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айтберов A.M. Лингводидактика. В 2-х частях. - Махачкала, 1999.

Просмотров работы: 1387