ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Умаханова О.Б. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный образовательный процесс предполагает учебное сотрудничество. Каждый ученик на уроке работает в своём темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивать знания, слушать, принимать другое мнение, отличное от своего, отстаивать свою точку зрения, проводить оценку своей деятельности. [2]

В последнее время в начальных классах особое внимание уделяется интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации [1].

Единство воспитательной и развивающей цели позволяет обучать ребёнка в зоне его ближайшего развития. Урок обучения грамоте составляет единое целое, а его этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости. Переход от одного этапа к другому снимает напряжение первоклассников и позволяет, не нарушая логики урока, сменять вид деятельности учащихся (см. таблицу).

Предложенная структура урока является типичной для введения нового звука и буквы, но каждый учитель может самостоятельно определить последовательность и содержание этапов [3].

Структура интегрированного урока обучения грамоте

Сдвоенный урок чтения-письма. Этапы урока

Виды работ на уроке

1-й урок

I этап

Вычленение из устной речи нового звука. Упражнения на дифференциацию звуков. Знакомство с буквой нового звука. Упражнения, обучающие чтению слогов, слов с новой буквой

II этап

Рисование, раскрашивание, штриховка (подготовка руки ребёнка к письму). Знакомство с письменным эквивалентом новой буквы, упражнения в написании новой буквы, слогов и слов с новой буквой

2-й урок

III этап

Раскрашивание. Составление рассказов по иллюстрации. Письмо предложений, текстов с изученными буквами и новой буквой

IV этап

Чтение текста в «Букваре». Анализ прочитанного текста. Творческая работа с текстом

Форма проведения интегрированного урока обучения грамоте, как правило, нестандартна, интересна. За счёт регулярной смены деятельности в течение урока (не более трёх раз) внимание учащихся поддерживается на высоком уровне, снимается утомляемость, перенапряжение, повышается познавательный интерес».

Тема урока «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу ».

Цели урока:

1) познакомить детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звуко-буквенный анализ слова;

2) развивать речь учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы;

3) повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.

Ход урока.

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Дети хором произносят:

- Мы очень дружные команды, Успехов на уроке пожелаем. Мы пишем, счёт ведём, читаем И про всё на свете знаем.

Учитель:

- Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:

- работать дружно и активно;

- уметь слушать друг друга;

- уважать друг друга;

- внимательно относиться друг к другу;

- выслушивать ответы другой группы;

- работать успешно.

Девизом нашего урока являются слова «Мы - самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Явсем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.

- Из чего состоит наша речь?

- На какие группы можно разделить все звуки?

- Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.

- Что можно составить из звуков и букв?

- Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?

- Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1. Раздайте карточки со словами.

Учащиеся сидят группами. На каждом столе - четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч - «почемучка». Как вы думаете, почему?

- Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».

- О какой букве идёт речь?

- Как её называют авторы? Почему?

- А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.

1-я группа.

Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?

2-я группа.

Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)

3-я группа.

Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?

4-я группа.

Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

- Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.

- Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.

Самооценка.

VII. Рефлексия деятельности.

- Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?

- Подведите итог работы в группе. Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.

- Мне очень понравилась: активная работа ... группы, безошибочная работа ... группы, аккуратная работа

... группы, внимательная работа ... группы.

- Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.

2. Чтение столбиков слогов.

Игра «Доскажи словечко».

- Вы отлично поработали по «Букварю», а теперь давайте поработаем в прописях.

IV.Работа в прописях (с. 16).

- Какие буквы мы сегодня будем писать? (Запись заглавной и строчной букв Се.)

- Давайте прочитаем слоги. (Запись слогов с буквой с, отработка верхнего и нижнего соединений.)

V.Физминутка «Часики».

VI.Работа по «Букварю».

1. Чтение слов, наблюдение над однокоренными словами (1-й столбик).

2. Жужжащее чтение остальных столбиков.

- Кто назовёт другие пары однокоренных слов?

VII.Работа в прописях.

- А теперь давайте образуем однокоренные слова по образцу в прописях на с. 16.

Самопроверка (на доске: нос-носик-носок).

VIII.Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы! Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Перед вами экраны настроения. Выберите соответствующее вашему и покажите.

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Спасибо за работу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айтберов A.M. Лингводидактика. В 2-х частях. - Махачкала, 1999.

  2. Плавинская Ю.Г. Урок-игра по обучению грамоте. – Нач. шк. плюс до и после. – 2010. - №8.

  3. Редозубов СП. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. М., 1961.

Просмотров работы: 1761