В последнее время в начальных классах особое внимание уделяется интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации [1].
Единство воспитательной и развивающей цели позволяет обучать ребёнка в зоне его ближайшего развития. Урок обучения грамоте составляет единое целое, а его этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости. Переход от одного этапа к другому снимает напряжение первоклассников и позволяет, не нарушая логики урока, сменять вид деятельности учащихся (см. таблицу).
Предложенная структура урока является типичной для введения нового звука и буквы, но каждый учитель может самостоятельно определить последовательность и содержание этапов [3].
Структура интегрированного урока обучения грамоте
Сдвоенный урок чтения-письма. Этапы урока |
Виды работ на уроке |
1-й урок |
|
I этап |
Вычленение из устной речи нового звука. Упражнения на дифференциацию звуков. Знакомство с буквой нового звука. Упражнения, обучающие чтению слогов, слов с новой буквой |
II этап |
Рисование, раскрашивание, штриховка (подготовка руки ребёнка к письму). Знакомство с письменным эквивалентом новой буквы, упражнения в написании новой буквы, слогов и слов с новой буквой |
2-й урок |
|
III этап |
Раскрашивание. Составление рассказов по иллюстрации. Письмо предложений, текстов с изученными буквами и новой буквой |
IV этап |
Чтение текста в «Букваре». Анализ прочитанного текста. Творческая работа с текстом |
Форма проведения интегрированного урока обучения грамоте, как правило, нестандартна, интересна. За счёт регулярной смены деятельности в течение урока (не более трёх раз) внимание учащихся поддерживается на высоком уровне, снимается утомляемость, перенапряжение, повышается познавательный интерес».
Тема урока «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу ».
Цели урока:
1) познакомить детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звуко-буквенный анализ слова;
2) развивать речь учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы;
3) повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.
Ход урока.
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Дети хором произносят:
- Мы очень дружные команды, Успехов на уроке пожелаем. Мы пишем, счёт ведём, читаем И про всё на свете знаем.
Учитель:
- Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку... Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:
- работать дружно и активно;
- уметь слушать друг друга;
- уважать друг друга;
- внимательно относиться друг к другу;
- выслушивать ответы другой группы;
- работать успешно.
Девизом нашего урока являются слова «Мы - самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Явсем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
- Из чего состоит наша речь?
- На какие группы можно разделить все звуки?
- Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.
- Что можно составить из звуков и букв?
- Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
- Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1. Раздайте карточки со словами.
Учащиеся сидят группами. На каждом столе - четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч - «почемучка». Как вы думаете, почему?
- Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».
- О какой букве идёт речь?
- Как её называют авторы? Почему?
- А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.
1-я группа.
Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?
2-я группа.
Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)
3-я группа.
Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?
4-я группа.
Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.
- Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.
На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.
- Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.
Самооценка.
VII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?
- Подведите итог работы в группе. Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.
- Мне очень понравилась: активная работа ... группы, безошибочная работа ... группы, аккуратная работа
... группы, внимательная работа ... группы.
- Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.
2. Чтение столбиков слогов.
Игра «Доскажи словечко».
- Вы отлично поработали по «Букварю», а теперь давайте поработаем в прописях.
IV.Работа в прописях (с. 16).
- Какие буквы мы сегодня будем писать? (Запись заглавной и строчной букв Се.)
- Давайте прочитаем слоги. (Запись слогов с буквой с, отработка верхнего и нижнего соединений.)
V.Физминутка «Часики».
VI.Работа по «Букварю».
1. Чтение слов, наблюдение над однокоренными словами (1-й столбик).
2. Жужжащее чтение остальных столбиков.
- Кто назовёт другие пары однокоренных слов?
VII.Работа в прописях.
- А теперь давайте образуем однокоренные слова по образцу в прописях на с. 16.
Самопроверка (на доске: нос-носик-носок).
VIII.Итог урока. Рефлексия.
- Молодцы! Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Перед вами экраны настроения. Выберите соответствующее вашему и покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Спасибо за работу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Айтберов A.M. Лингводидактика. В 2-х частях. - Махачкала, 1999.
Плавинская Ю.Г. Урок-игра по обучению грамоте. – Нач. шк. плюс до и после. – 2010. - №8.
Редозубов СП. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. М., 1961.