АНАЛИЗ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

Пученко А.С. 1
1Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается консалтинговая деятельность организаций в омском регионе, то какую роль и положение они занимают, как омские компании относятся к управленческому консалтингу и к компаниям, которые предоставляют такие услуги. Ключевой проблемой является то, что на данный момент консалтинговые компании в омском регионе имеют низкий статус, в частности управленческий консалтинг, который является недооцененным. Однако в связи с кризисной ситуацией, складывающейся на данный момент, применение управленческого консультирования является потенциально актуальным. Это обуславливает целесообразность рассмотрения вопроса о поднятии интереса и потребительского спроса на управленческий консалтинг в регионе.

 

Постоянные перемены во внешней среде предъявляют к компаниям все новые и новые условия и требования. Это - инновационность, обеспечение качества жизни всех заинтересованных лиц и высокое качество продукции, гибкость, повышение эффективности деятельности, сплоченность коллектива компании. Рост конкурентоспособности организации зависит от удовлетворения этих требований. Благодаря этим требованиям компания и её система управления получает новые особенности: гармонизация потребностей различных сторон, устранение потерь, командная работа и лидерство, непрерывное совершенствование процессов.

Идеальная модель компании в свою очередь будет строиться на следующих предположениях: видение компании, ориентированное на инновациях, терпимость к риску и к ошибкам, делегирование полномочий, высокая скорость вывода новинок на рынок и т. д. [1, с. 12]. Но эту модель не всегда удается построить собственными силами, поскольку руководители не могут объективно относиться к деятельности собственной организации и усмотреть какие-либо просчеты в управлении и руководстве компанией. Но большинство считает, что обращаться к специалистам извне - это лишь трата средств и ресурсов компании, но никак не польза. Такое мнение бытует и среди руководителей омских компаний. Возможно, это связано с неразвитостью рынка консалтинговых услуг в Омске, но между тем омские компании не готовы на данный момент сотрудничать и с известными консалтинговыми компании, такими как СОМАР (Негосударственное профессиональное сообщество, объединяющее в своих рядах передовые российские компании и организации, содействующие развитию бизнеса в России). Данное сообщество содействует более эффективному и безопасному развитию среднего и малого бизнеса России через внедрение инновационных, актуальных методов, технологий и инструментов в реальный сектор российской экономики. Собирая знания со всего мира, они синтезируют и внедряют эти знания в средний и малый бизнесы.

Подобные ситуации могут возникнуть из-за некомпетентности и необразованности руководства большинства компаний. В экономически развитых регионах консалтинговые компании и услуги не считаются неестественным, организации активно привлекают их к работе и сотрудничают с ними по многим вопросам. На сегодняшний день простой обыватель не знает, что из себя представляет консалтинг, а руководители компаний предпочитают решать проблемы, возникающие в организации собственными силами.

«В широком понимании консалтинг (или консультирование) как социальное и экономическое явление, ставящее своей целью решение разнообразных задач и предоставление интеллектуальной помощи в самых разнообразных сферах жизнедеятельности общества, существует столь же давно, как и само человечество, а родоначальником профессии консультант стал великий Конфуций» [5, с. 7].

Обратимся к результатам исследования уровня развития управленческого консультирования в Омске. В исследовании приняли участие 64 компании, предоставляющие услуги консалтинга в омском регионе. Репрезентативность выборки является высокой, так как рассматривались компании, представляющие консультационные услуги разного направления, различного масштаба, срока работы на рынке консультационных услуг и количества клиентов организаций.

На рисунке 1 представлена диаграмма распределения консалтинговых услуг по различным направлениям в процентном соотношении, составленная по результатам исследования автора.

 

 

 

Рисунок 1. Доли консалтинговых предложений в разных сферах к общему количеству консалтинговых услуг.

На рисунке видно, что управленческий консалтинг занимает всего лишь 10%  от общего количества предоставляемых консалтинговых услуг, предоставляемых в городе Омске. На наш взгляд, это достаточно низкий показатель. Можно сделать вывод, что для омских компаний в приоритете стоит вопрос о том, как правильно рассчитать финансы, нежели как управлять организацией, учитывая такое большое количество компаний, предоставляющих бухгалтерские услуги. В Екатеринбурге количество компаний, которые предоставляют услуги в управленческом консалтинге составляет 156, а в Москве 659.

Высокую конкурентоспособность могут обеспечить верно выбранная и выстроенная структура управления, гибкость использования ресурсов компании, новые технологии, позволяющие обеспечивать организации или предприятию полную занятость сотрудников и соответствие требованиям рынка. Консалтинговая организация отличается оперативным реагированием по возникающим вопросам, четкой стандартизацией, автоматизацией и организацией методов ведения учета. За счет дифференцированного подхода к заказчикам происходит экономия средств и времени клиента.

Проблемы, с которыми может столкнуться организация в процессе управления, могут быть связаны с управлением, коммуникацией, финансами, ресурсами, например:

1. Подразделения больше работают на себя, чем на фирму.

2.Напряженность в личных отношениях руководителей подразделений мешает их сотрудничеству.

3. Даже нужные и важные решения часто не выполня­ются, и за это никто не несет ответственности.

4. Несогласованность и непоследовательность управленческих решений на общефирменном уровне.

5. Продавать можем намного больше, но денег на закупки не хватает.

6. Емкость сбытовых каналов сдерживает оборот в конце сезонов.

7. Управление и организация бизнеса не успевают за его ростом.

8. Управленческие решения недостаточно оперативны, опаздывают.

9. Слабая работа по маркетингу привела к серьезным ошибкам в ассортименте.

10. Застой из-за множества бюрократических процедур.

11. Излишний либерализм - легко прощаются серьезные ошибки.

12. Несоблюдение графика поставок во многом вызвано субъективными причинами (низкая ответственность, слабая согласованность и т.д.).

13. Неопределенность в распределении обязанностей приводит к неразберихе.

14. Достижения работников и подразделений редко оцениваются руководством, что снижает их активность.

15. Фирма не имеет четкой стратегии развития, а руководители подразделений - ясных и согласованных ори­ентиров для своих действий.

16. На фирме не сложилась единая управленческая команда, отсюда разнобой в действиях руководства.

17. Проблема качества товара из-за отсутствия контроля.

18. Многие решения не выполняются из-за их слабой под­готовленности, обоснованности.

19. Неясно, неконкретно определены функции подразделений, невнятно определены их цели.

20. Возможности вспомогательных подразделений отстают от роста фирмы.

Это далеко не весь список проблем, которые могут возникнуть. Даже если в организации есть человек, который выполняет работу внутреннего консультанта, он не во всех случаях может оперативно и адекватно отреагировать на возникшие проблемы.

На Омском рынке консалтинговых услуг не так много сильных игроков: «Гарантия-Сервис», «Кредо», «Авега», «Аксиома», «АгроКонсалт», это наиболее известные компании в омском регионе. Некоторые из руководителей консалтинговых компаний Омска сами говорят о том, что в нашем регионе нет консалтинга как такового, большинство не понимает, что должен из себя представлять консалтинг.

Помимо консалтинговых организаций в регионе предоставляют свои услуги и частные консультанты, с которыми работают не только предприятия, но и сами организации, предоставляющие консалтинговые услуги.

Анализируя консалтинговый рынок Сибири, эксперты отмечают, что компании этого региона, предлагая потребителям широкий спектр стандартных продуктов, не имеют возможности выполнять узкоспециализированные услуги. В качестве экспертов выступают Национальная Гильдия профессиональных консультантов совместно с консультационной компанией «СПЛАН-Холдинг» среди представителей высшего руководящего состава консалтинговых фирм [3].

Это связано с отсутствием пока в сибирских компаниях опыта работы, квалифицированных специалистов со стажем работы в конкретной области. Отмечая количественный рост консалтингового рынка Сибири, эксперты связывают дальнейшее его развитие со специализацией консультирующих компаний [4].

Согласно данным проведенного исследования на омском рынке консалтинга, как и по России в целом, можно выделить несколько видов консультационных субъектов, которые существенно отличаются по своим характеристикам:

1. Крупные консультационные компании, в том числе представительства и филиалы иностранных и московских фирм.

2. Частные консультационные организации. Таких компаний на омском рынке консалтинга большинство, их основная организационно - правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество. Частные консалтинговые компании предлагает широкий спектр консалтинговых услуг, при этом большинство из них совмещает консалтинговую деятельность с такими видами бизнеса, как информационные услуги, страхование, образовательные услуги, выставочная деятельность, разработка программных средств.

3. Индивидуальные независимые консультанты.

4.Ведомственные структуры и группы, находящиеся внутри государственных, отраслевых, правительственных организаций, внутри вузов, а также существующие и бывшие институты прикладной науки и институты повышения квалификации [2].

Особо острая необходимость в консалтинге стала возникать лишь в последнее время по мере появления на рынке новых предпринимателей и компаний. Каждое перспективное предприятие стремится к развитию и выходу на новый уровень, а поскольку зачастую своего собственного опыта и знаний не всегда бывает достаточно, приходится обращаться за помощью к профессионалам.

Консалтинг в сфере бизнеса является своеобразным «спасательным кругом» для среднего и малого бизнеса в самых экстренных ситуациях, когда та или иная компания нуждается в профессиональной консультации или практической помощи на деле. То есть, консалтинг необходим для того, чтобы помочь бизнесменам справится с рядом сложных проблем и вопросов, решение которых поможет вывести бизнес на новую, более эффективную, ступень развития.


Список использованной литературы

1.      Бобкова Н.Г. Инновационный консалтинг как направление управленческого консалтинга / / Развитие управленческого консалтинга в регионах: материалы Международной научно-практической конференции, апрель 2013 г. / Н.Г. Бобкова, под ред. В.И. Звонникова, О.В. Кожевиной. - Барнаул: Изд-во АзБука, 2013.- 256 с.

2.      Глебова Н.М. Маркетинговые исследования рынка консалтинговых услуг: автореф. дис. кан. экон. наук (08.00.05) / Глебова Наталья Михайловна. - Новосибирск.,2004.-26 с.

3.      Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (Сто вопросовсто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. Отношения, 1991. - 416с.

4.      Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 365 с.

5.      Никитина Л.Л., Предисловие к русскому изданию книги: Туретт-Туржи К., Консалтинг, СПб, Издательский Дом «Нева», 2004 г., с. 128.

6.      Консалтинговые компании Омска - отзывы, адреса и телефоны консалтинговых агентств в рейтинге YELL: [Электронный ресурс] //URL: http://www.yell.ru/omsk/top/konsalting/ (Дата обращения: 18.12.2014).

 



[1] Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378

Просмотров работы: 1545