В поcледние годы налоговый анализ являетcя важным направлением экономического анализа деятеьноcти организации. Налоговая cиcтема формирует уcтойчивость cубъекта предприятия на микроуровне, при этом изначально определяя стабильность развития экономики на макроуровне. Так как налоговые потоки оказывают значительное воздействие на его финансовое состояние, следовательно, является и его неотъемлемой частью финансов предприятия. Определяющим фактором в разработке стратегии и тактики развития конкретного хозяйствующего субъекта, отрасли, региона и страны в целом является налоговое влияние.
Методика и техника налогового анализа недостаточно изучены. Это направление является одним из наиболее сложных и дискуссионных в теории и практики налогообложения, финансового менеджмента и экономического анализа. Александров И.М. и Вдовин В.М рассматривают анализ в качестве инструмента налогового контроля.
По мнению Карахян С.Г., Баталова И.С. «налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросам соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов».
По мнению Александрова И.М необходимость осуществления налогового контроля объясняется следующими причинами: «систематическим недополучением налоговых платежей в бюджеты различных уровней, нежеланием отдельных налогоплательщиков своевременно уплачивать в полном объеме налоговые платежи, нестабильностью социально-экономического развития государства.
Вдовин В.М. уточняет, что налоговый контроль основан на взаимодействии всех его подсистем, в том числе на эффективном функционировании подсистемы налогового анализа состояния предприятия. Автор считает, что «использование компьютерных технологий в налогообложении позволит отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки».
Ученые-аналитики предпринимают попытки выделить налоговый анализ в самостоятельную область научно-практического исследования. Это обусловлено принятием ряда нормативных документов, регулирующих деятельность налоговых органов на всех уровнях, по проведению контрольно-аналитических мероприятий, связанных с отслеживанием и оценкой ряда финансово-экономических показателей деятельности организации и назначением на этой основе внеплановых проверок. Однако, вопросы разработки методики, системы аналитических показателей и процедур налогового анализа до сих пор остаются не решенными.
Баталова М.С. дополняет, что «нестабильность российских налогов…объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив исчисления бюджетных платежей».
На наш взгляд анализ налоговой нагрузки – это один из элементов налогового анализа, который является самостоятельной областью экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций. Успешность развития бизнеса влияет на бюджетные поступления, в виде возврата финансовых средств государственной поддержки и инвестирования.
Налоговые органы рекомендуют анализировать суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику; суммы уплаченных налогов (по каждому виду налога или сбора) и их динамику; показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах); факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.
По нашему мнению, налоговый анализ – это самостоятельное направление экономического анализа, суть которого заключается в изучении основных налоговых параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку эффективности системы налогообложения и соблюдения налоговой дисциплины, их влияния на финансовое состояние и непрерывность деятельности организации с целью принятия обоснованных налоговых решений.
Эта модель может быть практически апробирована на разных уровнях управления деятельностью в различных сферах. Предложенная модель налогового анализа применительно к финансово-хозяйственной деятельности организаций апробирована на практических данных организации - СХПК «Волга» Цильнинского района Ульяновской области.
Налоговый анализ
Источники информации
Методы анализа
Традиционные (анализ, синтез,системный подход,комплексный подход,моделирование, логический подход и др.)
Специальные (сравнение,группировки,динамические ряды, индексный метод,факторный метод и др.)
Экономико-математический (корреляционно-регрессионный,дискриминантный метод,
рейтингование, экспертный метод)
Система показателей
Сумма кредиторской задолженности по налогам и сборам
Коэффициент оборачиваемости задолженности фискальной системе
Коэффициент налоговой платежеспособности
Коэффициент общей налоговой нагрузки
Коэффициент реальной доходности
Уровень текущего налога на прибыль
Коэффициент эффективности налогооблажения
Рисунок 1 - Модель налогового анализа применительно к финансово-хозяйственной деятельности организаций
Цель финансово-экономического анализа в налоговом консультированиизаключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков. Важно отметить, что аналитические исследования направлены на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков с максимальной заинтересованностью последних в росте эффективности и конкурентоспособности их бизнеса.
Основную долю налоговых платежей СХПК «Волга» занимают НДФЛ (95% в отчетном году). Доля начисленных налогов против уплаченных в отчетном году снизилась по НДФЛ на 11,2% .
Структура налоговых платежей СХПК «Волга» формирующих доходную часть бюджетов всех уровней, наглядно представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура налоговых платежей СХПК «Волга», формирующих доходную часть бюджетов всех уровней
Контрольно- аналитические процедуры следует осуществлять систематически и направить на оценку тенденций изменения задолженности и соблюдения сроков ее погашения, а также влияния системы налогообложения и налоговых обязательств на финансовое состояние и непрерывность развития. Это позволит отслеживать динамику возникновения обязательств и своевременность их погашения, выявлять просроченную задолженность перед налоговыми органами, контролировать изменение налоговой нагрузки с точки зрения ее оптимальности для осуществления данного вида деятельности, предупреждать налоговые правонарушения и факты возможного банкротства.
Такой анализ может осуществляться в рамках системного подхода к исследованию финансово-хозяйственной деятельности организаций, так как в качестве источников информации для анализа используются, как правило, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Расширить анализ эффективности использования кадрового потенциала и налоговых расчетов с персоналом по заработной плате в организациях рекомендуется за счет включения в систему аналитических индикаторов следующих социально-экономических и налоговых показателей, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели, рекомендуемые для проведения комплексного анализа расчетов с персоналом организации и налоговой нагрузки доходов работников (на основании данных бухгалтерской отчетности организации)
Наименование показателя |
Методика расчета |
Темп роста кредиторской задолженности перед персоналом организации |
Кредиторская задолженность перед персоналом организации за отчетный год/Кредиторская задолженность перед персоналом организации за предыдущий год *100% |
Темп роста кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами |
Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за отчетный год/Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за предыдущий год *100% |
Доля кредиторской задолженности перед персоналом организации |
Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период/Валюта баланса*100% |
Доля кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами |
Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период/Валюта баланса*100% |
Коэффициент внутреннего долга перед персоналом организации |
Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период/Среднемесячная выручка за анализируемый период |
Коэффициент задолженности фискальной системе (по сумме задолженности перед государственными внебюджетными фондами) |
Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период/Среднемесячная выручка за анализируемый период |
Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед персоналом организации |
Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность перед персоналом организации за анализируемый период |
Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами |
Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами за анализируемый период |
Коэффициент оборота кредиторской задолженности перед бюджетом по НДФЛ |
Выручка за анализируемый период / Кредиторская задолженность по налогу на доходы физических лиц за анализируемый период |
Коэффициент налоговой нагрузки по налогу на доходы физических лиц |
Начисленный налог за период/Налогооблагаемые доходы работников |
Коэффициент налоговой нагрузки по социальным страховым платежам |
Начисленные страховые взносы за период/Прибыль до налогообложения |
Доля отчислений во внебюджетные фонды |
Начисленные страховые взносы за период/ Общие расходы |
Информация о задолженности, возникновении и погашении обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами формируется на соответствующих счетах бухгалтерского учета и отражается в бухгалтерском балансе. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н) изменение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами отражается на счетах: 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Результаты анализа состава, структуры и динамики задолженности СХПК «Волга» свидетельствуют о том, что наибольшую долю занимает кредиторская задолженность по основным налогам и сборам (ЕСХН, НДФЛ, Водный налог).
В целях налогового анализа определяют понятие его методики. Методика налогового анализа представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономической деятельности организации в целях повышения поступлений в бюджет. Методика налогового анализа состоит из четырех этапов.
В процессе проведения аналитических исследований выбирается направление рационального воздействия на экономическую деятельность.
Итак, налоговый анализ в системе управления предприятием опирается и тесно взаимодействует с другими видами анализа: прогнозированием, планированием, экономическим анализом. В своей взаимосвязи получаются наилучшие представления о выборе рационального и продуманного способа улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации.
Методика налогового анализа на уровне экономического субъекта
Определение целей и задач анализа
Уточнение объективных целей и задач анализа, разработка плана аналитической работы организации
Выбор системы показателей для каждого объекта анализа
Сбор информации и выбор способов исследования
Выбор технологии анализа
Определение последовательности и сроков проведения аналитических исследований
Обобщение результатов анализа, определение формы оформления результатов, выделение потребности в результате анализа
Рисунок 3 – Методика налогового анализа на уровне экономического субъекта
Таким образом, проведение всестороннего налогового анализа позволит комплексно оценить финансовое состояние, снизить налоговые риски и предупредить факты правонарушений.
Библиографический список:
1. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров– 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 228 с.
2. Баталова, М.С., Карахян, С.Г. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение. / М.С. Баталова, С.Г. Карахян, - М.: Бератор Паблишинг, 2008.- 144 с.
3. Вдовин, В.М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие. / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, А.В. Смирнова. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2011. – 208 с.
4. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 166 с.
5. Китаева, С.В. Анализ существующих методик оценки налогового бремени / С.В. Китаева // Финансовая политика Российской Федерации в аграрном секторе и пути ее реализации: сборник научных трудов. – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2002. - С. 42-45.
6. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). – Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. - С. 70-78.
7. Маркелова, С.В. Налоговая нагрузка и выбор методов ее измерения / С.В. Маркелова // Финансовые механизмы и проблемы экономики: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. - С. 130-139.
8. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. - С. 61-66.
9. Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». - Москва, 2009. – С. 786-794.
10. Юсупова, Г.Л., Маркелова, С.В. Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / Г.Л. Юсупова, С.В. Маркелова // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 7. - С. 21-24.