Понятие дефектоскопии и ее виды.
Дефектоскопия (от латинского defectus — изъян и греческого sbopeo — смотрю) авиационных конструкций — комплекс физических методов, позволяющих осуществить контроль качества материалов, полуфабрикатов, деталей и узлов авиационных конструкций без их разрушения, это проверка, которая проводится на предприятиях с целью обследования состояния эксплуатируемых объектов. Это необходимо на опасных производствах для обеспечения надежной, безопасной, и эффективной работы технологического оборудования, а также предотвращения аварий.
Методы дефектоскопии позволяют оценить качество каждой отдельной детали и осуществить сплошной (100% й) контроль, что особенно важно для изделий авиационной техники, для которых методы выборочного контроля путём испытания (обычно с разрушением) части партии образцов деталей недостаточны, так как не позволяют судить о качестве каждой детали из этой партии.
Комплекс работ по диагностированию и неразрушающему контролю – это важная часть экспертизы промышленной безопасности, которая проводится в среднем раз в 4-8 лет. Срок зависит от назначения эксплуатируемого оборудования, а также предприятия, на котором оно установлено. Неразрушающий контроль является неотъемлемой составляющей эффективного мониторинга кондиции технических устройств, сооружений и зданий. Также он помогает выявить своевременность и качество производимых ремонтных работ, и работ по обслуживанию.
Различают несколько видов дефектоскопии:
Визуальный контроль
Магнитный контроль
Радиационный контроль
Вибрационный контроль
Вихретоковый контроль
Электрический контроль
Акустический контроль (Ультразвуковой контроль)
Визуальный контроль.
Контроль любого сварочного соединения начинает проводиться еще при непосредственном создании сварного шва. Визуальный контроль является частью работы сварщика, и он периодически проводит внешний осмотр (на непровар, подрез и верность катета) несколько раз до полного окончания всего объема работы. Так же это старейший метод контроля итоговой работы и суть его существенно не поменялась, но методика реализации за последние годы усовершенствовалась.
Магнитный контроль.Магнитный вид контроля применяется для обнаружения нарушений сплошности (трещин, немагнитных включений и др. дефектов). Для обнаружения нарушений сплошности материала ферромагнитных (главным образом стальных) деталей применяются методы, основанные на исследовании магнитных полей рассеяния вокруг этих деталей после их намагничивания. В местах нарушения сплошности происходит перераспределение магнитного потока и резкое изменение характера магнитного поля рассеяния. Характер магнитного поля рассеяния определяется величиной и формой дефекта, глубиной его залегания, а также его ориентацией относительно направления магнитного потока.
Радиационный контроль.
Радиационные методы контроля основаны на регистрации и анализе ионизирующего излучения при его взаимодействии с контролируемым изделием.
Вибрационный контроль.Измерения следует проводить на подшипниках, корпусах подшипников или других элементах конструкции, которые в максимальной степени реагируют на динамические силы и характеризуют общее вибрационное состояние машины.
Вихретоковый контроль.
Применения вихретокового метода для выявления поверхностных дефектов деталей с грубо обработанной поверхностью на примере контроля литых деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.
Электрический контроль.
Предназначен для измерения глубины наружных трещин в металле, выявленных ранее иными методами. Он основан на измерении электрического сопротивления R (микроомы) локального исследуемого участка электропроводящего объекта и сравнении результата с сопротивлением аналогичного эталонного (заведомо бездефектного) элемента такой же длины.
Акустический контроль.
Колебательные движения, распространяющиеся в пространстве: колебания одной точки передаются соседней и т.д. В большинстве видов
неразрушающего контроля (радиационном, оптическом, тепловом, радиовол-
новом) используются электромагнитные колебания и волны. В отличие от
них в акустических видах используются упругие механические колебания
и волны в твердой среде.Рассмотрение акустического контроля, как способа определения погрешности в металлических деталях.
Сегодня мы поговорим о акустическом контроле. Акустический неразрушающий контроль часто именуют ультразвуковым контролем, который использует упругие волны в диапазоне от 20 кГц. Их фиксирует контрольно-измерительное оборудование. Ультразвуковые упругие волны, проходя через материал, дают сведения о плотности, упругости, однородности материала, наличии в нем дефектов, а также их характеристик.
Отправившись на предприятие ОАО "Стальконструкция", я увидел как проводят акустический (ультразвуковой) метод выявления дефектов в сварочных швах и устранение этих дефектов, а именно ультразвуковую дефектоскопию сварных швов и соединений.
Акустическая дефектоскопия в сварочных швах и соединениях.
Сварные швы всегда считаются наиболее слабыми местами изделий и конструкций различного типа, именно поэтому ультразвуковая дефектоскопия сварных швов получила наиболее широкое распространение именно в этой сфере. Хотя наряду с ультразвуковыми методами исследования в промышленности используются и другие способы контроля, все же у первых гораздо больше преимуществ, среди которых можно выделить:
мобильность ультразвуковой установки, позволяющая использовать ее даже в довольно труднодоступных местах;
высокая производительность и точность ультразвуковой дефектоскопии сварных соединений в любых условиях, конечно при условии, что «у руля» квалифицированный профессионал;
высокая чувствительность к любым внутренним (объемным — металлические и неметаллические включения, поры; плоскостным — трещины и непровары), а также внешним или поверхностным дефектам (обнижения валика усиления, подрезы и т. д.).
Оборудование для проведения дефектоскопии.
Пример проведения этой операции мне показали на стали марки "09Г2С".
Прибор для определения погрешностей в шве "Peleng УД2-102"
Этапы проведения исследования.
Разделим процедуру акустической дефектоскопии на этапы:
Вначале на приборе нужно выставить толщину проверяемого металла.В нашем случае толщина проверяемого металла 16мм.При этом диапазон глубины выявленного дефекта в изделиях их стали с углом ввода 0мм находится от 1 до 8850мм.
На втором этапе мы должны выделить середину шва и под углом примерно 75 градусов и должны провести вдоль шва ту часть прибора которая излучает ультразвуковые волны. В нашем случае мы откладываем 100мм от середины шва, чтобы получить угол примерно в 75 градусов.(для того чтобы провести эту процедуру на металл нужно нанести специальный вспомогательный гель, но мы в целях экономии средств использовали шампунь, так как физический свойства этих двух жидкостей примерно одинаковы(к требованиям относится небольшая вязкость и средняя текучесть).
После первой проварки шва прибор обнаружил небольшие трещины в корне шва. Причем на разной глубине допускается определенное число незначительных погрешностей сварки. Некоторые погрешности не допускаются вообще(например трещины).Все погрешности устраняются путем зачистки бракованного металла и навариванием нового шва. При этом для сварки каждого металла используют разные настройки сварочного аппарата, где регулируется такие параметры как: напряжение, сила тока и подача проволоки (скорость ее подачи).
В авиастроении применяются такие же технологии определения погрешностей в швах, как и в этом конкретном примере, а именно в производстве металлических балок.
Недостатки акустической дефектоскопии.
В авиастроении применяются такие же технологии определения погрешностей в швах. Хотя на фоне стольких преимуществ, благодаря которым этот метод и обрел большую популярность в разных сферах, недостатки просто блекнут, все же важно знать о них до того, как заказать ультразвуковой контроль качества сварных швов, поскольку ряд факторов может исказить в некоторой мере его показания.
Итак, к недостаткам чаще всего относят невозможность производить достоверный ультразвуковой контроль металла, имеющего крупнозернистую структуру, например чугун или же аустенитный шов (свыше 60 мм толщиной) из-за сильного затухания и большого рассеяния ультразвука. Кроме того, довольно сложно проводить исследования деталей сложной формы или малых деталей. Также непросто проводить исследования сварных соединений, состоящих из разнородных сталей ввиду крайней неоднородности основного металла и сварного шва.
Используемая литература.
Для написания реферата я использовал литературу с разных сайтов, где показываются технологии дефектоскопии, так же использовал видео и справочные материалы.
http://files.stroyinf.ru
http://elsvarkin.ru
http://wikipedia.org
http://www.testing-control.ru
http://youtube.com