ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРАВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРАВА

Магомедова А.М. 1, Каримулаева Э.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Одной из важнейших проблем современной демократичес­кой России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков.  Гражданское воспитание, на наш взгляд,  должно быть направлено на формирование у будущих граждан представления о современных социальных проблемах и путях их решения, должно рассматриваться как средство помощи растущему человеку в решении этих проблем, должно создавать  условия для широкой демократизации жизни образовательного учреждения и способствовать воспитанию демократических потребностей учащейся молодежи.[2,с.5]

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения.

Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др.

Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учёте особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.  

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности.

В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определённой мере обобщён и систематизирован теоретический и практической опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребёнка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.[5,с.40]

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей... Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира...»[4,с.25]

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании у обучающихся и воспитанников гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.   

Задачи гражданского воспитания школьников: формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание); формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину; формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира; формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

           Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность этой задачи в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утверждённой Правительством РФ в феврале 2001 года. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые символы для России - Московский Кремль, Конституция, Президент и др. С национально-государственной символикой учащиеся и воспитанники знакомятся на ставших уже традиционными «Уроках России» и «Уроках гражданина». Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов.[1,с.10-11]

Органическая составная часть гражданского воспитания - формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения. Задачи правового воспитания в школе заключаются в том, чтобы довести до сознания учащихся и воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Работа в данном направлении начинается со элементарного знакомства детей с нормативно-правовыми документами, такими как «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», Закон РФ об образовании. Наша задача помочь детям в овладении элементарной юридической грамотности, осознании своих прав и обязанностей и ответственности за свои поступки. Воспитание правовой культуры - один из главных и в тоже время сложных вопросов. Педагогам необходимо в доступной форме помочь  школьникам осознать необходимость соблюдения законов, правил общества, так как от этого будет зависеть будущая судьба и здоровье наших воспитанников. 

 Важным элементом гражданского воспитания является общечеловеческое воспитание. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях и принимают участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды. 

В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее - чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность. Честность, порядочность, ответственность имеют гражданский смысл. Стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображение общественного блага, гражданская ответственность. [3,с.16]

 Система гражданского воспитания - это комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развития гражданских качеств личности, приобретения позитивного социального опыта посредством формирования базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний в жизненной ситуации.

Гражданское воспитание - это системный подход, поэтому наиболее приемлемыми являются материалы учебников Л.Н.Боголюбова. А.И.Кравченко. Я В. Соколова, и интегрированный подход, так как в данных учебниках в центре внимания человек, находящийся в системе общественных отношении, представлены знания в области социологии, политологии, юриспруденции, психологии...

Важно воспитывать в детях гражданские чувства, побуждающие искать пути улучшения жизни в обществе, вырабатывать активную позицию, принимать взвешенные решения, отвечать за свои поступки обладающего гражданской компетентностью.

Список литературы:

1.     Кузнецова Л. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века // Воспитание школьников. - 2006. - № 5. С. 7-12.

2.     Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников// Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 3 - 11.

3.  Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России// Образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 3 - 16.

4.     Семыкина Е.Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания  // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 26.

5.     Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования// Педагогика. - 2002. - №4.-С.39-44.

 

Просмотров работы: 4843