ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СКЛАДСКИМИ ПРОЦЕССАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СКЛАДСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Громков Г.В. 1, Павлова Е.А. 2
1ФСПО НИУ ИТМО
2НИУ ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом роль склада становится все более и более значимой в жизни любого предприятия, особенно имеющего собственное производство. Всего несколько лет назад автоматизации и модернизации складских процессов не уделялось особое внимание, но высокая конкуренция, в которой сегодня приходится строить и развивать бизнес торговым предприятиям, внесла свои коррективы в такое положение дел. Роль склада была оценена по-новому, ведь он занимает центральное звено в цепи логистики между изготовителем и конечным потребителем.

Также нельзя не отметить прорыв на уровне программного обеспечения, способного качественно изменить подход к решению поставленных задач и максимально снизить влияние человеческого фактора на функционирование склада. Ведущие производители постоянно совершенствуют торговое оборудование, используемое для автоматизации складов, увеличивая количество беспроводных интерфейсов для более быстрой передачи данных и расширяя диапазон рабочих условий.

Постоянное изменение требований к условиям приема, хранения, отгрузки товара, увеличение объемов товарооборота, необходимость контроля качества и увеличение эффективности работы персонала – всё это говорит о том, что работа современного склада невозможна без внедрения систем автоматизации.

Тенденция в организации работы складских хозяйств сегодня – это автоматизация связанных с ними бизнес-процессов. Цель автоматизации складского хозяйства – комплексный учет товарно-материальных ценностей, контроль за действиями персонала, мониторинг товарных запасов, оптимизация деятельности склада. Автоматизированное управление технологическими процессами современного складского хозяйства позволяет предприятию своевременно получать информацию о состоянии дел и при необходимости оперативно корректировать его работу. Во многих компаниях процесс автоматизации начинают с реформирования организации производственных операций, инжиниринга бизнес-процессов.

Автоматизация складского хозяйства включает комплекс таких мероприятий, как:

  • оснащение склада необходимыми техническими средствами;

  • разработка и внедрение комплексной информационной системы, автоматизирующей складскую деятельность;

  • изменение организации работы склада в соответствии с новыми требованиями (позволяет сократить продолжительность и трудоемкость погрузочных операций, повысить оперативность учета и сохранность груза при транспортировке);

  • обучение персонала.

Автоматизация складского хозяйства подразумевает также автоматическую выписку необходимых документов, отражающих движение товара (накладных, счетов, счетов-фактур, актов списания и т.п.), сопровождение операций по приходу товара, внутренним перемещениям со склада на склад, выдачу в подразделения и служащим, возврат из подразделений и от служащих, списание со складов [6].

В общем случае можно выделить три организационных иерархических уровня, на которых решались и решаются различные по своей сложности задачи управления.

Первый уровень автоматизации управления – это автоматизация технологических операций рабочих машин, агрегатов и механизмов складских комплексов. Например, автоматические системы поддержания напряжения генераторов, следящие системы двухстворчатых ворот и подъемно-опускных ворот складских комплексов и целый ряд других. Это самый многочисленный и самый распространенный класс систем, используемый почти без исключения на всех складских комплексах.

Второй уровень автоматизации процессов управления представлен автоматическими системами управления группой или комплексом технологических операций, выполняемых определенным количеством машин, агрегатов и механизмов, связанных единым алгоритмом функционирования. При этом важно не только согласовать работу отдельных машин в определенной последовательности, обусловленной технологией процесса, но и осуществить контроль и блокировки на случай всевозможных аварийных ситуаций. В таких системах управляющие воздействия вырабатываются в решающих элементах, которых может быть несколько и каждый из которых имеет собственные цели. Эти цели не обязательно конфликтны, но если между принимающими решения элементами возникают конфликты, то для их решения требуется вмешательство более высокого уровня управления. Часто этот более высокий уровень управления вынужден осуществлять человек-оператор.

В настоящее время системы второго уровня начинают получать всё более широкое распространение на складских объектах. Примером может служить система управления контейнерным комплексом, где требуется согласованная работа большого количества оборудования, автоматически выполняющего параллельную работу, распределение нагрузок и другие функции.

Третий уровень автоматизации процессов управления – это комплексная автоматизация складских комплексов на основе внедрения автоматизированных систем управления технологическими процессами. На третьем уровне происходит объединение всех подсистем нижних уровней в единую систему управления объектом в целом.

Тем не менее, говоря об уровнях автоматизации складских комплексов, нельзя считать, что третий уровень имеет большее значение, чем второй или первый. Их значение в общем случае равноценно и всякое умаление того или иного уровня автоматизации существенно понижает эффективность всего процесса.

Центральной идеей складской логистики является контроль, планирование и управление информационными и материальными потоками, связанными с предпринимательской деятельностью. Информационные системы в логистике предполагают адекватную быструю реакцию на требования рынка, слежение за временем доставки, оптимизацию функций в цепях доставки и снабжения и другое. На этом пути существуют некоторые трудности и проблемы [2].

Во-первых, недостаточное развитие систем сбора информации на предприятиях, коммуникационных сетей и информационного взаимодействия между производителями, поставщиками и покупателями.

Во-вторых, отсутствие аппаратно-программного обеспечения на предприятиях, что обеспечило бы сбор, хранение и преобразование информации, а также облегчило сам процесс управления.

В-третьих, при проектировании ИС возникает опасность сохранения традиционных процессов, в то время как необходимо добиться коренных изменений в организации.

Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Необходимо быстрее и быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка ему необходимо повысить:

  • гибкость – изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство;

  • прозрачность деятельности – надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка;

  • эффективность – требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдержало конкуренцию.

Информационная техника и вычислительные сети могут способствовать выполнению этих требований и достичь определенного роста эффективности. ИС в логистике позволяют обеспечить интеграцию информационных процессов, которые становятся взаимоувязанными и взаимодействующими через единую базу данных.

Для решения ряда отмеченных проблем в настоящее время все чаще используются информационные системы, позволяющие управлять складскими процессами дистанционно. К ним относятся: Прикладной пакет «1С Торговля и склад»; АИС «Наружная реклама: Склад»; АИС «СБСОФТ – Торговля и склад».

Литература

  1. Автоматизированные склады: учебное пособие / К. А. Аблязов, И. С. Катрюк. – Новороссийск: МГА им. Адм. Ф. Ф. Ушакова, 2008.

  2. Информационные системы в логистике: текст лекций / Е. Н. Ефимов; Ростовский государственный экономический университет РИНХ. – Ростов н/Д., 2009.

  3. Информационные системы и технологии в логистике. Интегрированные системы управления предприятием: учебное пособие / Д. А. Иванов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005.

  4. Информационные технологии в управлении логистическими системами / А. Э. Горев. – СПб.: СПбГАСУ, 2004.

  5. Логистика: информационные системы и технологии: учебно-практическое пособие / В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. – М.: Издательство Альфа-Пресс, 2009.

  6. Комплексные системы управления [Электронный ресурс] / Р. Трапуленис – режим доступа: http://www.solvo.ru/company/press/35/ .

  7. Складское хозяйство: автоматизировать, чтобы эффективно управлять [Электронный ресурс] / А. В. Коротков, Ю. В. Пудыч – режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/articles/articles_8018.html.

Просмотров работы: 2873