ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Куринный Н.А. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поскольку огромная часть нашей страны находится на территории, на которой зима составляет большую часть календарного года, машины приходится эксплуатировать в жестких условиях. Не каждый знает, что значит перемещаться на автомобиле в мороз (-40 - -45 градусов по Цельсию). А если учитывать, что при перемещении в пространстве, воздух становится плотнее, то и все -60. Так чем же, спросите вы, отличается эксплуатация машин в районах крайнего севера, от регионов с более щадящим климатом? Да практически всем. Начиная от топлива и эксплуатационных жидкостей и заканчивая разными, дополнительными устройствами, для поддержания работоспособности узлов и агрегатов автомобиля.

Начнём с топлива. В районах крайнего севера, в частности в Норильске, используется либо «зимнее» топливо, либо (в зимний период) «арктическое»(ГОСТ Р 55475-2013 Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия)(Зимние бензины ГОСТ Р 51866 и ГОСТ Р 51105). Это связано с преобладанием    отрицательных температур большую часть года. И как следствие, высока степень риска того, что топливо, залитое в транспортное средство, может замёрзнуть. Бензин станет медленнее испаряться, а дизельное топливо превратится в гелеобразную массу, в следствии замерзания парафина, содержащегося в топливе.

Масла, применяемые в современных автомобилях, предназначены для применения в разных климатических условиях. И большая часть их является всесезонными. Но в связи со спецификой районов крайнего севера, есть рекомендации к применению масел отличающихся более лёгкой текучестью. Так, например, моторное масло с вязкостью по SAE 0w30, предпочтительнее масла с вязкостью 15w40. В силу того, что температурный диапазон первого масла смещён в сторону отрицательных температур. Такое масло допусает, что автомобиль может быть оставлен выключенным на неопределённый период времени. Или же температура окружающей среды, может сильно понизиться в короткий период времени и менее текучее масло может загустеть даже при работающем двигателе! Более легкотекучее масло позволяет легче прокручивать стартером коленвал двигателя, тем самым приводя в движение все его механизмы. Так же такое масло снижает момент сухого трения, при холодном пуске двигателя.

Ещё один немаловажный приём улучшения «живучести» авто в зимнее время - это утепление моторного отсека. Заключается он в том, что максимально возможно изолируется двигатель от воздействия холодного воздуха и ветра. Достигается это путём укрывания моторного отсека сверху (например куском войлока или специальным «автоодеялом»), заделыванием всех отверстий в переднем бампере и решётке радиатора, а так же изоляции картера двигателя и КПП от излишней теплопотери. Это связанно с тем, что отрицательные температуры сильно нарушают тепловой режим работы всех механизмов, тем самым сильно снижая их ресурс. В свою очередь недогрев двигателя, на большинстве машин, сказывается на микроклимате в салоне автомобиля. А это напрямую сказывается на безопасности как водителя и его пассажиров, так и других участниках дорожного движения.

Так же, для улучшения комфорта в салоне, применяют дополнительную тепло-шумоизоляцию, что так же благотворно сказывается на температуре в салоне. В зимний период это позволяет салону быстрее набрать комфортную температуру и сохранять его таковым с минимальными теплозатратами. Дополнительная тепло-шумоизоляция представляет собой лист толстой фольги на которую нанесен слой термоизолирующего состава. Существует множество производителей данной продукции, как отечественных так и зарубежных. Установка этой тепло-шумоизоляции достаточно трудоёмка и подразумевает полный демонтаж салона автомобиля. Поэтому эту работу лучше доверить специалистам, так как у них есть необходимый для данной операции инструмент.     

Технический прогресс не стоит на месте и инженеры двигателестроители находят всё более новые способы для увеличения КПД двигателей внутреннего сгорания. Это в свою очередь снижает теплопотери двигателей при работе и соответственно снижает нагрузку на систему охлаждения. Но обратная сторона этой медали заключается в том, что двигатели становятся всё более требовательными к температуре окружающей среды, а особенно при отрицательных температурах. А поскольку система отопления в большинстве автомобилей получает тепло от системы охлаждения ДВС, соответственно чем выше температура охлаждающей жидкости, тем теплее забортный воздух проходящий через радиатор отопителя. Но что делать, если двигатель, в силу конструктивных особенностей, не набирает рабочую температуру? Многие автопроизводители уже давно используют дополнительные устройства поддержания рабочей температуры двигателя, путем подогревания охлаждающей жидкости. Эти устройства изначально устанавливаются на автомобиль на заводе изготовителе по желанию заказчика. Если же они отсутствуют изначально, то их более усовершенствованную версию можно установить на специальном сервисе. Усовершенствование заключается в том, что у них появляется функция предпускового разогрева двигателя, что положительно сказывается на ресурсе двигателя и  микроклимате в салоне.

Если же авто часто ночует на улице, или же просто отсутствует возможность поставить его в теплый бокс, есть дополнительные устройства подогрева охлаждающей жидкости от бытовой сети 220 вольт. Устройство монтируется в «рубашку» системы охлаждения и с помощью терморегулятора поддерживает заданную температуру. Устройство функционирует по принципу самоциркуляции, путём замещения нагретой охлаждающей жидкости на холодную.

Ещё одной особенностью автомобилей, эксплуатируемых в условиях крайнего Севера, является увеличение клиренса (дорожного просвета). Для чего это делается? Зачастую выпадает очень много снега и коммунальные службы  не успевают убрать его, а перемещаться по городу есть острая необходимость. В большинстве случаев, автомобили импортного производства, подвергаются заводской доработке подвески к условиям Российских дорог и Российского климата. Но иногда этого не достаточно и на помощь приходят частные компании занимающиеся вопросами  увеличения клиренса, разрабатывая при этом целые комплексы мер по доработке каждого конкретного авто. Достигается это разными способами.  Зачастую владельцы авто меняют штатные пружины на усиленные или тюнингованные. Если же отсутствует такая возможность или же предыдущие манипуляции не привели к желаемому результату, можно прибегнуть к установке проставок. Проставки устанавливаются совместно со штатными пружинами, давая небольшой, но существенный прирост клиренса.

Комплексное применение всех вышеперечисленных улучшений жизненно необходимы в условиях крайнего Севера. Такими простыми и доступными большинству автолюбителей способами возможно продлить жизнь транспортного средства и одновременно улучшить его эксплуатационные показатели.

Просмотров работы: 1814