При характеристике понятия экономической деятельности для сферы туризма, исследователи отмечают то, что она заключается в обеспечении эффективного использования имеющейся и создания новой материально-технической базы туризма, увеличения валютных поступлений в бюджет государства, кооперирования средств субъектов туристской деятельности, занятости населения, удовлетворении его разнообразных потребностей. Основными задачами экономической деятельности субъектов туристской деятельности являются: создание туристского продукта; формирование рынка туристских услуг; совершенствование инфраструктуры туризма; предоставление туристских услуг; развитие внутреннего и иностранного туризма.
Понятие экономики в туризме можно условно разделить на несколько широких, зачастую не влияющих друг на друга аспектов:
Макроэкономика туризма - обобщает глобальные понятия туризма, экономической эффективности отрасли в целом, мировые экономические тенденции, перспективы развития отрасли по регионам, и даже целым материкам.
Микроэкономика - обобщает локальные показатели деятельности туристических операторов, крупных туристических компаний (дилеров), включает в себя анализ рынков стран, крупных городов. То есть не затрагивает проблемы и аналитику всей отрасли, а рассматривает конкретные кейсы (случаи). Частный случай данного определения - расчет экономических показателей отдельно взятой туристической компании. Такие расчеты делаются, как правило, либо в рамках бизнес-плана по расчету рентабельности открытия "турфирмы", либо как часть чьей-то глобальной аналитической либо научной работы.
Наиболее частный случай, и одновременно с тем, наиболее часто интересующий посетителей туристических сайтов и порталов - экономическая целесообразность (выгодность) совершения той или иной поездки, сравнение цен на путевки у разных туроператоров, сравнение цен на путевки у одного туроператора в разные сезоны года и т.д. Подавляющее большинство туристов перед тем, как поехать в ту или иную страну, ищущую в интернете ответа на наиболее интересующие их вопросы: куда лучше всего поехать, в какой отель, какими компаниями пользоваться при покупке экскурсий и т.д. Так же, исходя из данного анализа, можно сделать вывод о том, что часть посетителей интересует экономика туристической фирмы. Вероятно это люди, которые планируют открыть свою туристическую компанию, так называемого агента и для оценки доходности они интересуются показателями экономики туристической фирмы.
Далее следует отметить, что важнейшей проблемой экономики туризма является использование рабочей силы в этой отрасли. В связи с этим экономическая эффективность туристской деятельности в самых различных ее проявлениях требует глубокого анализа. Особого внимания требует анализ производительности труда и трудоемкости.
Следует отметить, что туризм в России представляет собой развивающийся комплекс, хотя в прошедшем и текущем году в связи с общемировыми процессами туризм испытывает довольно критичную экономическую ситуацию, особенно в России. По прогнозам специалистов и, в частности, исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, российский туристический рынок ждет не самое радужное будущее: число туроператоров и агентств может уменьшиться ещё на 30%. Первые сокращения могут произойти уже в марте 2015 года, а следующей показательной точкой станет июль. Основной тенденцией на туристическом рынке в 2015 году станет продолжение роста объемов внутреннего туризма при условии, что отели и курорты не будут повышать цены посреди сезона или выставлять большие цены на следующее лето. Интерес к выездному туризму у граждан РФ по итогам 2014 года сократился в среднем на 40-50%. Такое падение обусловлено ослаблением рубля, снижением покупательской способности, отсутствием доверия к туроператорам, внешнеполитической обстановкой и ростом числа самостоятельных туристов. В среднем за 2014 год цены на турпутевки выросли на 20%, а авиабилеты за рубеж в среднем подорожали на 22%. Всё больше россиян заказывают билеты у прямых перевозчиков, минуя агентства. Туристы начинают реже покупать готовые турпакеты и чаще самостоятельно бронируют билеты и отели. Происходит подъем интереса к внутреннему туризму. Россияне больше начинают доверять рекомендательным сервисам с отзывами других туристов.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
Экономика туристской фирмы представляют собой совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Туризм - это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области туристского обслуживания находят свое применение многие предприятия, организации и фирмы. С точки зрения статистики туристских предприятий виды предпринимательства в туризме можно представить в виде следующей схемы. Туристский рынок представляет собой систему мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли продажи туристского продукта.
Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.
Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг. Более подробно по сравнению с воздействием экономики на туризм рассмотрим воздействие туризма на экономику. В связи с этим можно выделить функции
Производственная функция. Предприятие выполняет производственную функцию, если используются такие производственные факторы, как труд, земля и капитал. При комбинировании производственных факторов для производства нового продукта, создается прибавочная стоимость. Такой процесс называют накоплением ценностей. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей. Таким образом, они выполняют производственную функцию.
Для производства этих услуг необходим персонал. Существует мнение, что туристская отрасль сильно персонифицирована, поэтому второй важной функцией туризма является функция обеспечения занятости населения. Количественный рост кадров в туристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок. Технические средства облегчают деятельность, но не могут заменить личное общение с гостем. Туризм прямым или косвенным образом способствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях - главным образом в гостиничных, транспортных предприятиях и в турбюро.
Функция создания дохода. Кто работает, тот, как правило, получает доход от своей деятельности. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чье рабочее место напрямую зависит от туризма. В данном случае речь идет о прямом эффекте создания дохода в туризме.
В рамках регионального аспекта важную роль играет следующая экономическая функция туризма - функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью, места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, так как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.
Функция сглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Рассмотрим небольшое островное государство, жители которого живут преимущественно за счет ведения сельского хозяйства и рыбной ловли, то становится ясно, что туризм для такой страны имеет важное экономическое значение, ведь туристы потребляют товары и услуги местного производства
Последняя экономическая функция туризма, которую мы рассматриваем, - функция нивелирования платежного баланса. В народном хозяйстве существует понятие платежного баланса со всеми его составными частями. Составной частью баланса услуг является баланс путешествий внутри страны (Беларусь) и выезд за рубеж (Швейцария). В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг иностранными туристами.
Таким образом, экономическая деятельность оказывает значительное воздействие на туризм практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. Экономическое равновесие на туристском рынке в долговременной перспективе объективно требует глубокого финансово-экономического анализа туристской индустрии (ее структуры, тенденций и условий развития, функциональной роли и направленности). Анализ ресурсов и материально-технической базы туризма позволяет подойти к решению вопросов о реальных возможностях туристского предложения, равновесии спроса и предложения на туристские услуги, а также о качестве туристского продукта.
Список использованной литературы:
1. Волкова, О.И. Экономика предприятия: учебник /О.И. Волкова, О.Ф. Девяткина. – М.: Инфа – М, 2009. – 601 с.
2. Боголюбов, В.С. Экономика туризма : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Туризм" / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – Москва: Академия, 2013. – 190 с.
3. Кризис и туризм: в 2015 году рынок упадет еще на 30% [Электронный ресурс] http://krizis-kopilka.ru/archives/16931 (Дата обращения-10.02.2015)
4. Туризм в эпоху кризиса: что происходит и чего ждать от 2015 года [Электронный ресурс] https://www.workle.ru/publications/tourism/29912.html/ (Дата обращения-10.02.2015).