ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматриваются результаты уровня двигательного развития и сформированности навыков после использованной программы на развитие гибкости детей школьного возраста в средней резидуальной стадии со спастической формой детского церебрального паралича.

Ключевые слова: ДЦП, спастическая форма, двигательное развитие, результат.

Детский церебральный паралич (далее ДЦП), имеет пораженный мозг, который изначально не может обеспечить его самореализацию в жизнедеятельности.

Актуальность данной проблемы имеет большую значимость, как в медицинской, так и в социально-педагогической сферах. Важность данного вопроса определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Цель - апробировать разработанную программу ЛФК на развитие гибкости детей школьного возраста в средней резидуальной стадии со спастической формой ДЦП, а также обобщить и аргументировать результаты предварительного и этапного контроля.

Базой исследования являлось Государственное специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 17» г. Екатеринбург. Для проведения исследования была создана группа из 10 учащихся. Все испытуемые были в возрасте от 7 до 11 лет. Дети имеют диагноз ДЦП, спастическая форма различных степеней тяжести. Помимо двигательных нарушений наблюдаются вторичные патологии такие, как, гипертонус мышц, контрактуры суставов нижних конечностей, нарушение мелкой моторики, дискоординация, несформированность реакции равновесия, фонемо-речевые нарушения, у отдельных детей отмечается нарушение интеллекта. Исследовательская работа проводилась в течении 2-х месяцев 4 раза в неделю по 40 минут.

В данной работе для решения поставленных задач выполнено обоснование методов тестирования по показателям двигательного развития и развитию навыков бытового самообслуживания.

Значимыми для оценки навыков бытового самообслуживания являются следующие показатели:

Ø    развитость мелкой моторики как одного из составляющих навыков бытового самообслуживания;

Ø    способность удержания позы сидя и двигательные способности в положении лежа;

Ø    навыки удержания в пространстве, координация

Ø    способность к удержанию вертикальной позы и навыков ходьбы.

В том числе для определения двигательного развития нижних конечностей проводились тестирования на:

ü    скорость ходьбы - регистрировалось количество шагов на одном месте за 1 минуту;

ü    количество приседаний (полуприседаний) - учитывалось количество приседаний за 1 минуту;

ü    измерения длины шага - фиксировалось сантиметровой лентой и регистрировалось в таблице.

Результаты предварительного и этапного контроля регистрировались в табличной форме, благодаря чему можно увидеть динамику показателей двигательного развития. (Таблица 1 и 2)

Результаты тестирования уровня двигательного развития, после использования программы ЛФК показывают стабильную положительную динамику двигательного развития, что отражается в сформированности навыков. Тестирование построено таким образом, что результаты соответствуют уровню самостоятельности детей, что, несомненно, является одной из главных задач процесса абилитации в целом. Таким образом, чем выше результат, тем выше уровень самостоятельности и самообслуживания.

По результатам предварительного и этапного контроля выведем среднее значение по всем группам показателей.

По предварительным показателям среднее значение составило:

Ø    формирования мелкой моторики и движения верхних конечностей - 50,06;

Ø    формирование контроля туловища и сидения - 59,73;

Ø    формирования навыков удержания в пространстве и координация - 59,97;

Ø    формирование способности к удержанию вертикальной позы и навыков ходьбы - 54,47.

В том числе показатели:

Ø    скорость ходьбы (за 1 минуту) - 15,6;

Ø    количество приседаний (кол-во за 1 минуту) - 17,5;

Ø    измерения длины шага - правая - 23, 5

                                                 - левая - 21,7.

Динамика показателей двигательного развития после проведенных мероприятий по реабилитации детей школьного возраста в средней резидуальной стадии со спастической диплегией на предварительном контроле показала следующие данные:

Ø    формирования мелкой моторики и движения верхних конечностей - 50,71;

Ø    формирование контроля туловища и сидения - 60,25;

Ø    формирования навыков удержания в пространстве и координация - 60,44;

Ø    формирование способности к удержанию вертикальной позы и навыков ходьбы - 55,03;

Ø    скорость ходьбы (за 1 минуту) - 18,2;

Ø    количество приседаний (кол-во за 1 минуту) - 19,7;

Ø    измерения длины шага - правая - 25,5;

                                                 - левая - 23,4.

Таблица 1. Результаты тестирования двигательного развития детей

 

развитие мелкой моторики и движения верхних конечностей

формирование контроля туловища и сидения

формирование навыков удержания в пространстве, координация

формирование вертикализаци и ходьбы.

П

Э

П

Э

П

Э

П

Э

1

Даниил

31

31,9

31

45,9

31

56,9

31

34,1

2

Алина

37,1

37,7

37,1

77

37,1

88,5,

37,1

85,4

3

Никита

23,3

23, 4

23,3

32,8

23,3

40,6

23,3

39,9

4

Р. Юля

78,2

79

78,2

50,6

78,2

50,2

78,2

41,6

5

С.Юля

76

77,2

76

69,5

76

85

76

82,8

6

Тимофей

76,7

77,2

76,7

89

76,7

86,3

76,7

80,5

7

Дарья

20,4

20,6

20,4

37,8

20,4

32,2

20,4

27,7

8

Алексей

45,9

46,8

45,9

80,6

45,9

44,1

45,9

52

9

Елизавета

23,9

24

23,9

29,4

23,9

31,6

23,9

25,7

10

Александр

88,1

89,3

88,1

89,9

88,1

89

88,1

80,6

 

Таблица 2. Результаты тестирования двигательных способностей

нижних конечностей

 

скорость ходьбы (кол-во шагов на одном месте за 1 мин)

количество приседаний (полуприседаний за 1 мин)

измерения длины шага (см)

П

Э

П

Э

П

Э

пр

л

пр

л

1

Даниил

9

11

14

15

21

20

23

21

2

Алина

26

29

21

23

36

21

36

24

3

Никита

7

9

8

10

16

16

18

17

4

Р. Юля

12

15

15

17

14

15

17

17

5

С.Юля

25

29

18

21

37

38

38

38

6

Тимофей

23

28

29

31

34

32

38

34

7

Дарья

6

6

8

9

14

12

16

13

8

Алексей

17

21

28

31

24

25

28

28

9

Елизавета

4

5

6

8

16

15

17

16

10

Александр

27

29

28

32

23

23

24

26

Наибольшая динамика выявлена по показателям: скорость ходьбы и количество приседаний за минуту. Помимо этого наблюдается положительная прогрессивная динамика по всем группам показателей формирования двигательных навыков. Улучшение по данным показателям существенно отражается на самостоятельности детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: основными задачами абилитационного процесса являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития двигательных навыков детей.

Программа ЛФК на развитие гибкости детей со спастической формой ДЦП способствует: нормализации мышечного тонуса, стабильности поз и положения конечностей. В том числе немаловажно отметить, что программа ЛФК способствуют нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия.

Результаты мониторинга показывают положительную динамику двигательного развития, что отражается в сформированности двигательных навыков.

Просмотров работы: 1135